Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 16:13, курсовая работа
Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Введение. 3
Возникновение социологии как науки. 4
Основные вехи развития социологии. 4
Основные этапы развития социологии в России. 5
Социологические теории народников. 7
Субъективная школа. 13
Натуралистическое направление географический детерминизм. 19
Органицизм. 23
Заключение. 26
Используемая литература. 27
План.
Социология (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений:
Последнее
определение является относительно
новым и его все больше разделяют
многие социологи. Исходя из этого определения
социологии, ее предметом является совокупность
социальных явлений и процессов, характеризующих
реальное общественное
сознание во всем его противоречивом
развитии; деятельность, действительное
поведение людей, а также
условия (окружающая
среда), которые влияют на их развитие
и функционирование в социально-экономической,
социально-политической и духовной сферах
жизни общества.
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону, Аристотелю. Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье, Вольтер, Дени Дидро, представители утопической мысли – Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Клод Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.
С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г.Тард, Г.Лебон, Ф.Теннис, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве, А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский. В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М.Коркуновым, Л.И.Петражицким, П.И.Новгородцевым, Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем. Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма, немецких исследователей М.Вебера, Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето, Г.Моска, У.Дильтеем, П.А.Сорокиным, З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века. Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.
В развитии социологической мысли в России можно условно выделить 5 основных этапов.
Первый этап — 1860—1890 гг.
Второй этап — 1890 г. — начало XX в.,
Третий этап — первая четверть XX в.
Четвертый этап — 20-е — 30-е годы XX в.
Пятый этап — конец 50-х — 90-е годы XX в.
Развитие социологии в России, также как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е началась широкая популяризация позитивизма в России. Усвоение идей Конта шло быстро, и, как писал Н.И. Кареев, “в исходе шестидесятых годов позитивизм и социология вошли в русский умственный обиход”. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества. В 1859 г. вышли две работы П.Л. Лаврова, имевшие позитивистское направление. В 1865 г. три наиболее серьезных журнала (“Современник”, “Русское слово”, “Отечественные записки”) опубликовали статьи о Конте и его философии. Напечатанная в 1868 г. рецензия П.Л. Лаврова на книгу “Огюст Конт и положительная философия” (1867) стала во многом определяющей для всей последующей позитивистской социологии в России. В 60—70-е года вышли первые в прямом смысле социологические работы, написанные П.Л. Лавровым и Н.К. Михайловским. Они положили начало специализированной социологической литературе в России. Необходимо отметить, что российские социологи, придерживаясь позитивизма, не заимствовали примитивно чужие идеи. Они критически относились к идеям О. Конта и его сторонников. В это время зарождается ряд социологических школ и направлений. О школах как таковых можно говорить с некоторой долей условности. Институционально они не были оформлены, и в основном под ними подразумевалась идейная общность, литературное сотрудничество, дружеские контакты. А без необходимой основы не происходила кристаллизация определенной теоретической школы, т.к. это были либо традиционные отношения “метр-ученик”, либо чисто литературное сотрудничество. Можно лишь уверенно, с известными оговорками, говорить об одной сложившейся субъективной школе и двух неоформленных, полуорганизованных школах М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. Развитие социологии шло в рамках натуралистического и психологического направлений. Натуралистическое направление представляли идеологи географическое детермизма (Л.И. Мечников (1838—1888) и др.) и органицизма (А.И. Стронин (1826—1889), П.Ф. Лилиенфельд (1829—1903)). Представителями психологического направления были Е.В. Де Роберти (1843—1915), Н.И. Кареев (1850—1931), Н.М. Коркунов (1853—1904). Также необходимо отметить большую роль, которую играли в этом процессе социологические теории народников (М.А. Бакунин (1814—1876), П.И. Ткачев (1844—1886)), а в их рамках существующая субъективная школа социологии (П.Л. Лавров (1828—1900), Н.К. Михайловский (1842—1904)). Особое место в этот период занимали плюралистическая школа М.М. Ковалевского (1851—1916) и ортодоксальный марксизм (Г.В. Плеханов (1856—1918)).
В
истории русской немарксистской социологии
особо следует выделить социологические
теории народничества. Термин “социология”
в русский литературный обиход впервые
внесли народники. Ими была разработана
оригинальная социологическая концепция,
которую позднее назвали “русской субъективной
школой в социологии”. Характерными чертами
для народничества являлись субъективизм,
в неисторический взгляд на явления и
события и неумение разглядеть внутреннюю
противоречивость социальной жизни. В
социологии народников можно выделить
несколько направлений, что было обусловлено
различием политических взглядов народников.
С самого возникновения народничества
внутри него проявились две тенденции
— революционная и либеральная. С конца
60-х и до начала 80-х годов господствовало
революционное направление, его сторонники
стремились к крестьянской революции,
хотя пути ее достижения были у них разные.
С середины 80-х годов господствующее место
заняла либеральная ориентация, до этого
не игравшая заметной роли. Под влиянием
экономических и политических сдвигов
и освободительного движения народничество
выродилось в “либеральное народничество”
и в “легальный марксизм”. Некоторые
черты народничества унаследовало пролетарское,
марксистское движение. Примерно с середины
90-х годов XIX в. народническая социология
под напором марксистской критики приходит
в упадок. Ее преемниками становятся социалисты-революционеры,
которые в 1902 году оформляются в самостоятельную
партию. Все главные положения социологии
народничества были заложены и развиты
в конце 60-х — начале 70-х годов XIX в. Она
теоретически обосновывала возможность
самобытного, некапиталистического развития
России, которого можно было достичь благодаря
активному вмешательству в ход исторического
процесса. Появление народничества было
обусловлено относительным спадом общественного
движения после первой революционной
ситуации. Это также стало основанием
пересмотра социологической теории Н.Г.
Чернышевского и его понимания закономерностей
исторического развития. Произошел резкий
поворот к субъективизму, появляется безграничная
вера в решающее воздействие прогрессивно
настроенной интеллигенции на народ и
в то же время недоверие и пренебрежение
к самостоятельным выступлениям народных
масс. Но, несмотря на общую субъективную
основу, сложились различные теоретические
течения, что было связано с индивидуальными
особенностями основателей новых направлений
социологии. В зависимости от того, какие
свойства личности считались доминирующими,
определяющими историческое развитие,
сложилось различное понимание форм и
способов революционной деятельности.
П.Л. Лавров выделял интеллектуально-критическую
способность человека и был теоретиком
подготовительно-
Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) — потомственный русский дворянин, революционный демократ и социалист, родоначальник отечественного анархизма. Социологические идеи высказаны Бакуниным в следующих его основных работах: “Кнуто-Германская империя и социальная революция”, “Государственность и анархия”, “Федерализм, социализм и антитеологизм” (не закончена). Социология, по мнению Бакунина, это “наука о человеческом мире, включая антропологию, психологию, логику, мораль, социальную экономию, политику, эстетику, даже геологию и метафизику, историю”, это наука “об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества”. В социологии Бакунина переплетаются как материалистические, так и идеалистические положения. В его социологии отчетливо видна также естественно-биологическая тенденция. Он отмечал: “Общество — это естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно управляется нравами и традиционными обычаями, но никогда не руководствуется законами. Оно медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей. Существуют, правда, законы, управляющие обществом без него ведома, но это законы естественные, свойственные социальному телу, как физические законы присущи материальным телам. Большая часть этих законов до сих пор не открыта, а между тем они управляли человеческим обществом с его рождения, независимо от мышления и воли составлявших его людей. Отсюда следует, что их не надо смешивать с политическими и юридическими законами, провозглашенными какой-либо законодательной властью, которые в разбираемой нами системе считаются логическими выводами из первого договора, сознательно заключенного людьми”. В то же время он являлся приверженцем идеалистического взгляда на роль социальной воли в обществе. Центральной проблемой социологии у него выступала проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности, а целью прогресса, его критерием являлось постоянное увеличение свободы личности. Бакунин абсолютизировал свободу личности, не пытаясь выяснить, для чего она необходима. Все силы, способствующие становлению и процветанию индивидуальной свободы, считались им социально прогрессивными. Именно в государстве, считал Бакунин, независимо от его склада и строя, заключается источник зла и социальной несправедливости. Всякое государство, революционная диктатура или любая другая форма государственности таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых. И даже “народное государство” будет ни чем иным, как деспотическим управлением народными массами со стороны бывших или новых работников управления, которые “лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной: будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природой человека. Нельзя идти к освобождению пролетариата через утверждение нового господства — скрытого, а потому более опасного. Отсюда следует вывод: решительное сокрушение всего того, что называется государством”. Бакунин, выступая за разрушение государственного управления, понимал, что любая совместная деятельность людей — производственная, научная и т.д. — требует согласования, управления. Поэтому он отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет “сверху вниз”, а не от рабочих, ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Это было, по его мнению, необходимым условием настоящей, а не фиктивной свободы. Он считал государство главным препятствием на пути социального освобождение человека. Бакунин не только обосновывал необходимость уничтожения государства, но также пытался представить, что должно его заменить. “Признание абсолютного права каждой нации, большой или малой, каждого народа, слабого или сильного, каждой провинции, каждой коммуны на полную автономию при одном лишь условии, чтобы их внутреннее устройство не являлось угрозой и не представляло опасности для автономии и свободы соседних земель” — так он рассматривал историческое будущее федеративного устройства общества. Историю развития общества Бакунин рассматривал как эволюционный процесс, как шествие человечества из “царства животных” в “царство свободы”. “Свобода человека состоит единственно в том, что он повинуется естественным законам, потому что он сам их признает таковыми, а не потому, что они были ему внешне навязаны какой-либо посторонней волей — божественной или человеческой, коллективной или индивидуальной”,— писал Бакунин. Человек бессилен изменить законы природы, он должен им обязательно повиноваться, но сама жизнь людей и их трудовая деятельность настоятельно требуют дознания этих законов. Во всех остальных случаях свобода и воля человека ничему не подвластны, он сам творит окружающую его действительность. Он считал, что основная сила, способная уничтожить государство как губителя индивидуальной свободы, как “самое вопиющее, самое циничное, самое полное отрицание человечества”, это революция. При решении проблемы объективного и субъективного фактора социальной революции решающим считал волю узкого круга революционеров. Предполагал, что проведение социалистической революции не зависит от объективных условий, что она возможна при любом экономическом строе общества. Для этого якобы достаточно только революционного призыва, который всколыхнет мятежные души и вызовет стихийный бунт в любое время. Правда, Бакунин отмечал, что экономическое положение народа, его нищета и эксплуатация являются важнейшим условием возникновения революции. Но все равно на первом месте, по его мнению, стояло “страстное революционное сознание” народа, которое в сочетании с нищетой, доводящей до отчаяния, сделает революцию неотвратимой. Важное место в системе социалистических воззрений Бакунина отведено религии. Он оценивал ее как социальное зло, отмечая при этом, что, во-первых, она плод незрелого, антропологического мышления людей, которые переносят, при этом, чрезвычайно преувеличивая, на богов “силу, способность или качество”, открытые ими в себе, а во-вторых, главной причиной существования религии является нищета и моральная забитость народа, что в современных условиях появление религии — это не столько заблуждение ума, сколько “жалкое положение, на которое народ фатально обречен экономической организацией общества в наиболее цивилизованных странах Европы”. Освобождение народа от религии, считал Бакунин, возможно двумя путями. Первый — с помощью воздействия на сознание людей, распространения рациональной науки и пропаганды идеи социализма. Второй заключается в коренном изменении условий жизни народа. А это возможно только благодаря социальной революции. Бакунин и бакунисты делали главный упор на бунт крестьянских масс. Они доказывали, что русский народ уже давно готов к социальной революции, нужно только в один прекрасный день поднять его повсеместно на бунт. Они верили, что народный взрыв разрушит до основания старый строй и приведет к уничтожению любой государственной формы правления. Вместо государства будут созданы самоуправляющиеся независимые общины, которые будут связаны между собой только договорными условиями.