Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:50, контрольная работа
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Знания о закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности не может быть полным, если оно не опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества. Новое теоретическое политическое знание, как и научное знание в целом, становится в полном смысле ценным тогда, когда оно продолжает, развивает и наращивает все предыдущее знания
Введение
1. Основные этапы развития политической мысли
2. Политическая мысль России
3. Особенности развития политической мысли в России
4. Основные направления развития российской политической мысли
5. Развитие политической мысли в России во второй половине XIX и в начале XX веков
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Русская
политическая мысль, истории которой столько
же лет, сколько российскому государству,
возникла из стремления постичь его природу,
сохранить и укрепить его культурно-историческое
бытие и национальное своеобразие. Как
самостоятельная область научного знания,
русская политическая мысль представляет
собой систему взглядов на властные отношения
в обществе, сущность государства и формы
политического устройства, оптимальных
для России. Она развивалась во взаимосвязи
с российской государственностью, русской
философией и нравственной напряженностью
национальной культуры, особенностями
идейных и духовных традиций, закономерностями
и зигзагами отечественной политической
истории.
Знания о закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах ее проявления в условиях современности не может быть полным, если оно не опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества. Новое теоретическое политическое знание, как и научное знание в целом, становится в полном смысле ценным тогда, когда оно продолжает, развивает и наращивает все предыдущее знания.
Политическая мысль начала развиваться вместе с появлением политической жизни, формированием политических отношений, институтов.
На первых этапах развития общества политическая жизнь получала отражение в представлениях, состоявших из чувственно-наглядных образов, формировавшихся политических отношений, явлений, институтов и являвшихся первичной ступенью осмысления человеком политической жизни. При достижении обществом относительно высокой ступени развития появились политические учения в подлинном значении этого термина. В течение длительного времени политическое значение развивалось в рамках общих философских, а затем и социологических знаний. В свое развитии оно прошло следующие основные этапы: политическая мысль Античного мира, эпохи Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, эпохи Просвещения, политическое знание XIX века и современная политическая мысль.
Первые
политические учения появились в
Древнем мире. Многие положения этих
учений оказали существенное влияние
на все последующее развитие политической
мысли.
Заметное
отставание в развитии политической
теории и практики в России от передовых
западных стран вовсе не означает отсутствие
в многовековой истории нашей страны оригинальных
политических идей, учений. История российской
и западной политической мысли имеет и
схожие моменты развития, и существенные
различия. Эти различия обуславливались
не только культурной средой, в которой
развивалась русская политическая мысль,
но и такими факторами, как географическое
положение страны, климатические условия,
внешнее окружение и т.д.
Возникновение
политических идей
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества. Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т.д. политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования ею новых притязаний.
Зарождение политических идей в России относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен. Важную роль продолжали играть вечевые традиции. Не случайно поэтому божественный характер княжеской власти объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей. Так, в «Молении Даниила Заточника» (XII – XIII века) подчеркивалось, что князь должен быть заботящимся отцом, как «вода мати рыбам». В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в своих «Поучениях» Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 г.г., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.
Следовательно, начальный период развития политической мысли в России (XI – XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты – непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.
Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения. (В западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке).
В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.
Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.
В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533 - 1584), происходила концентрация политического могущества, утверждалась неограниченная власть монарха. Политические же идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный характер. Однако появлялись и иные обоснования неизбежности сильной царской власти так, писатель-публицист И.Пересветов (XVI века) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. Вину за это он возложил на бояр, которые, по его словам, «не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают». Условие величия государства, по И.Пересветову, - сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным.
Единственным
критиком процесса концентрации абсолютной
власти в руках монарха и
Специфика
российской политической
мысли
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение средств их осуществления были обусловлены особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры. Оно было связанно, прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией – соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основной социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.
Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели – добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.
В силу географического положения, а именно расположенности России между Западом и Востоком, русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада, что выразилось в появлении идейно-политического движения – западников, заимствовавших либеральные ценности европейской цивилизации.
Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.
Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства. Российское государство относилось к идеократическому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: «Москва – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого будущего» и т.д.
То
обстоятельство, что русская политическая
мысль развивалась внутри религиозной,
обусловило ее определенное отставание
от западных политических учений. Это
выразилось в более позднем осознании
значимости идей парламентаризма, демократии,
гражданского общества и др.
Влияние
идей французского Просвещения
С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т.д., не смогли укоренится тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирает силу. Это выразилось, прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.
Так, сторонники идеи просвещенного абсолютизма В.Н.Татищев (1686 - 1750), И.Т.Посошков (1652 - 1726) и другие трактовали государство как средство обеспечения общего блага, как главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец.
Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Он считал, что государство – результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не в праве ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф.Прокопович признавал абсолютную монархию. Последнее может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективно, по его мнению следственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.
Информация о работе Особенности развития политической мысли в России