Становление и развитие российской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:48, доклад

Описание работы

Развитие социологической мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа:

с середины XIX в. До 1918 г.;
с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.;
с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД по социологии.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

        «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ»

      Развитие  социологической  мысли в России принято обычно разделять  на три основных этапа:

  1. с середины XIX в. До 1918 г.;
  2. с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.;
  3. с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

      Первый этап - институционализация. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса.

      Согласно  их концепции мерилом и главной  движущей силой общественного прогресса  является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта инновационная личность достигает  наивысших и передовых результатов своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями и нравственными идеалами тех общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.

      Также заметное место в первом периоде  занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.

      Помимо  академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

      Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердаев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

      Экономичёское направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944). Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:

- общество  подвержено социальной дифференциации;

- существует  чёткая взаимосвязь экономического  и социального развития, но о  невозможности одновременного и  параллельного реформирования в  этих сферах;

- развитие  капитализма обязательно должно  происходить при наличии таких  важных факторов социальной стабильности, как появление широкого среднего класса, усовершенствование системы образования, развитие промышленности и, наконец, при определённой социальной уравновешенности общества.

      Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос. 

      Второй  этап характеризуется нарастанием процесса институционализации и приобретением социологической наукой статуса социального института.

      Представителем  данного периода является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере. 

      Третий  этап развития отечественной социологии начинается на волне "хрущёвской оттепели"

Большой вклад в развитие современной социологии внесли такие наши учёные, как ЮА.Аверин, И.В.Бестужев-Лада, М.Я.Бобров Т.И.Заславская, А.Г Здравомыслов, Ю.А.Левада, Г.В. Осипов; Ж.Т.Тощенко, С.С.Фролов, В.А.Ядов, А.Ципко, Н.Шмелёв и др.

      В советский период официально развивалась  лишь марксистская социологическая  традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.

      Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.

      Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных  общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.

      В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В.А. Ядовым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.

      С конца 1960-х — начала 1970-х гг. лидируют два проблемных направления: изучение механизмов формирования общественного  мнения в локальных опросах и  разработка методологии, создание проектов общенациональных территориальных вероятностных выборок и способов их практической реализации.

Заметным  событием в научной жизни 1980-х гг. стал выход первого советского «Словаря прикладной социологии», подготовленного белорусскими социологами.

      Во второй половине 1980-х гг. возникли благоприятные условия для развития социологической науки, возрос интерес к проведению социологических исследований. Социология вновь обрела статус самостоятельной науки и отделилась от философии

У социологов появилась возможность проводить телефонные опросы, панельные исследования по самым острым темам. Проводником новых опросных технологий и репрезентативных эмпирических исследований становится Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ), возглавляемый сначала Т.И. Заславской, а затем Ю.А. Левадой. Помимо ВЦИОМа появляются и другие опросные центры.

      Независимый исследовательский центр РОМИР был создан на рубеже 1980—1990-х гг. и стал одним из первых в России институтов, специализирующихся на социально-политических и маркетинговых исследованиях. Одной из первых организаций но проведению маркетинговых исследований в России была ГфК-Русь, возникшая в начале 1990-х гг. В 1991 г. основана исследовательская компания COMCON

      В 1990-е гг. исследования общественного мнения все чаще ведутся в мониторинговом режиме. Прикладные исследования численно и в стоимостном выражении преобладают над фундаментальными. В 1990-е гг. проведен ряд важнейших эмпирических исследований в области образования, науки, ценностных ориентации населения и его социальной структуры.

      Именно  в 1990-е гг. возрождается забытое направление эмпирической социологии — изучение бедности, которое активно разрабатывалось в дореволюционной России. Сегодня число исследований бедности резко возросло. Ими занимаются Л.А. Гордон, Н.М. Римашевская, М.А. Можина, В.С. Сычева, Л. Хахулина, Л.Г. Зубов, Л.С. Ржаницына и др. 

      Итак, завершаем краткий анализ длительного  исторического пути, по которому шло  становление и развитие науки  об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития. 
 

Информация о работе Становление и развитие российской социологии