Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:57, курсовая работа
Целью данной работы являетсяопределение места и роли социального страхования в Находкинском городском округе как ведущего института социальной защиты.
Современное рыночное хозяйство не может нормально развиваться без рационального государственного регулирования. В то же время границы государственного вмешательства в экономику должны быть строго определены, чтобы государство не мешало действию рыночных механизмов саморегуляции.
Деятельность государства в рыночной экономике осуществляется по следующим направлениям:
Разработка хозяйственного законодательства и обеспечение его соблюдения экономическими субъектами;
Прямое государственное управление наиболее важными, стратегическими отраслями, а также решение проблем экологии и создание условий для развития научно-технического прогресса;
Государственный бюджет: доходная часть (система налогообложения) и система государственных расходов;
Организация денежного обращения, поддержание в стабильном состоянии кредитной системы и рынка ценных бумаг, а также борьба с инфляцией;
Антимонополистическая деятельность;
Реализация социальной политики, а также регулирование занятости населения;
Региональное перераспределение ресурсов.[1]
Рыночная экономика подвержена циклическим колебаниям, в ней периодически возникают экономические кризисы, и государство, решая вышеназванные проблемы, старается достигнуть главной цели: не подавляя, а используя рыночные механизмы избежать негативных последствий такой цикличности, сгладить экономические кризисы и обеспечить устойчивый экономический рост.
Осуществить это государство может путем разумной корректировки воспроизводственных пропорций в соответствии с общественными потребностями. Наряду с обеспечением нормального хода воспроизводственного процесса государство должно также гарантировать населению определенный уровень благосостояния и социальную защиту. Эти цели решает система государственного регулирования социально-экономических процессов.
Те же цели решает в рыночной экономике и страхование: оно нормализует пропорции общественного воспроизводства и позволяет поддержать достигнутый уровень благосостояния граждан. Кроме того, по своей способности влиять на развитие экономики страхование не уступает другим элементам финансово-кредитной системы. Таким образом, страхование занимает достаточно специфическое место в экономике и тесно связано с системой государственного регулирования.
Участие страхования в системе государственного регулирования социально-экономических процессов имеет двойственный характер. Специфика страхования заключается в том, что оно одновременно является и объектом, и субъектом государственного регулирования. Это означает, что, с одной стороны, страхование регулируется государством, функционирует в рамках как общих, так и специфических, относящихся только к страховой индустрии правил. С другой стороны, страхование является элементом государственного регулирования социально-экономических процессов и обеспечения устойчивости производства и потребления.
Эти явления - две стороны одного процесса, тесно взаимосвязанные между собой: государственное регулирование страховой деятельности направляет развитие страхования таким образом, который представляется государству наиболее целесообразным с точки зрения его влияния на другие макроэкономические и социальные явления.
И напротив, для эффективного использования страхования в регулировании социально-экономических процессов необходим хорошо отлаженный механизм воздействия на само страхование. Любое решение, принимаемое государством в области страхования, должно оцениваться как с позиции страхового рынка (то есть в соответствии с его непосредственным результатом в области регулирования страховой деятельности), так и с учетом его дальнейшего влияния на экономику в целом, а также его социального эффекта.[1]
Итак, страхование наряду с другими составляющими финансово-кредитной системы входит в число косвенных экономических регуляторов.
Их использование не исключает действия механизмов свободного рынка, а напротив, дополняет, корректирует и направляет их, а также может усилить положительные стороны, компенсировать недостатки и ликвидировать негативные эффекты рынка.
Как антициклический (антикризисный) регулятор страхование важно потому, что во-первых, оно само по себе является естественным, чисто рыночным стабилизатором экономики. Оно обеспечивает непрерывность производства и потребления и стабильность функционирования финансово-кредитной системы. Кроме того, страховые компании дают относительно постоянный приток в экономику инвестиционных ресурсов, что благоприятно для экономического роста.
Еще один важный аспект государственного регулирования - региональное перераспределение ресурсов. Это соответствует одному из сущностных признаков страхования - территориальной раскладке ущерба, то есть страхование само, без участия государства частично осуществляет перераспределение ресурсов благополучных регионов в пользу неблагополучных, пострадавших от различных бедствий и катастроф.[1]
Не менее важной является роль страхования в регулировании социальной сферы. В условиях рыночной экономики основной принцип регулирования социальных гарантий с использованием страхования состоит в следующем: минимум обеспечивается обязательными видами страхования (основу составляет медицинское), а добровольное страхование обеспечивает гражданину дополнительную страховую защиту (основу составляет добровольное страхование жизни).
Регулирование социальных гарантий через страхование имеет ряд преимуществ над бюджетным: достигается строго целевое использование средств страхового фонда, нет углубления бюджетного дефицита, а следовательно ускорения инфляционных процессов, от которых в первую очередь страдают наименее защищенные категории граждан. Кроме того, страхование гарантирует индивидуальную, адресную социальную поддержку каждому гражданину, и по его желанию в соответствии с материальными возможностями обязательное страхование может быть дополнено добровольным.
Использование страхования при реализации государственных социальных программ имеет не только социальное, но и макроэкономическое значение. Регулируя посредством страхования благосостояние граждан, государство обеспечивает сохранение определенного уровня потребительского спроса. А как известно, платежеспособный спрос населения является одним из основных факторов развития рыночной экономики.
В наибольшей степени это относится к медицинскому страхованию, так как среди других видов страхования ему в наибольшей мере присуща социальная роль, на его основе в развитых странах строится вся система здравоохранения. Не менее важно страхование рент, пенсий, пособий и других выплат социально незащищенным категориям граждан. В развитых странах страховой защите подлежат также объекты культуры (исторические и культурные памятники, предметы искусства и т. д.), это имеет большое значение в сфере гуманитарных отношений.
Страховая отрасль может использоваться государством в регулировании занятости населения и борьбы с безработицей. Здесь речь идет не только о том, что возмещая ущерб от страховых случаев, страховые компании предотвращают длительные перерывы в производстве и массовые увольнения, но и о страховых компаниях как работодателях. В развитых странах деятельность страховых компаний способствует поддержанию занятости как через постоянное создание новых рабочих мест штатных специалистов, так и через развитие института страхового посредничества.[1]
Важное место в регулировании макроэкономических процессов занимает инвестиционная деятельность страховщиков. Направления инвестирования средств страховщиков во всех странах подлежат строгой государственной регламентации. В странах, где страховой рынок является крупнейшим источником инвестиций, эти нормы имеют значение для регулирования спроса на рынке финансовых активов.
Например, требование размещать средства страховых резервов в государственные ценные бумаги имеет двоякий смысл. С одной стороны, цель такой нормы - поддержание платежеспособности страховщика: вкладывая средства в высоконадежные ценные бумаги государства, страховщик обеспечивает возвратность и доходность своих инвестиций. То есть в конечном итоге, этой нормой государство способствует тому, что страховщик своевременно и полностью выполнит свои обязательства перед страхователями, а значит, обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса на микро- и макроуровне.
С другой стороны, этой нормой государство оказывает воздействие на рынок финансовых активов. Обязуя страховщиков, вкладывать средства в государственные ценные бумаги, государство обеспечивает на них устойчивый спрос, облегчает себе их размещение. Таким образом, от состояния страхового рынка, объема формируемых страховых резервов частично зависит движение государственного долга, а следовательно, и связанные с ним другие макроэкономические процессы.[1]
Простейший способ использования страхования в государственном регулировании социально-экономических процессов - это использование обязательной формы страхования. Обязательное страхование обычно вводится государством для возмещения убытков, которые считаются общественно-необходимыми, однако его проведение часто возлагается на негосударственных страховщиков.
Здесь возникают две проблемы: первая заключается в том, чтобы определить долю обязательного страхования в общем объеме страховых операций, а вторая - выбор конкретных видов страхования, которые требуют обязательной формы проведения. От этого будет зависеть характер использования обязательного страхования как инструмента государственного регулирования в той или иной экономической ситуации.
Наиболее характерный пример использования государством обязательного страхования - обязательное медицинское страхование. Финансирование необходимого минимума медицинского обслуживания граждан может осуществляться либо за счет бюджетных средств, либо за счет обязательного медицинского страхования, но всегда является важнейшим элементом государственной политики в области охраны здоровья граждан. Обязательному медицинскому страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется медицинское обслуживание наиболее нуждающихся в нем и социально уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов и т.д.
Многие страны перешли от бюджетного финансирования здравоохранения к системе обязательного медицинского страхования. Это обеспечивает строго целевое использование обязательных взносов и позволяет реализовывать социальные гарантии населению по предоставлению доступной и качественной медицинской помощи. Таким образом, при помощи обязательного медицинского страхования регулируется не только уровень бюджетных расходов на здравоохранение, но и социальные аспекты.[1]
Особую регулирующую нагрузку несет добровольное долгосрочное страхование жизни. Будучи из всех видов страхования наиболее приближенным к категории кредита, этот вид используется государством для косвенного регулирования денежной массы и борьбы с инфляцией наряду с другими кредитно-денежными регуляторами.
В западной практике этот вид страхования проводится в рамках государственных программ развития долгосрочного накопительного страхования, которые специально разрабатываются государством в целях привлечения средств населения для последующего их вложения в развитие экономики. Государство предоставляет страхователям ряд налоговых льгот, которые стимулируют заключение договоров. Та часть средств, которая недополучается государством из-за налоговых льгот на первом этапе, в дальнейшем возмещается государству в виде дохода от использования средств населения в инвестиционной деятельности. К тому же отвлечение излишней денежной массы на долгосрочное страхование (а через него - на инвестиции) снижает текущий платежеспособный спрос, а значит, сдерживает инфляцию.
В России на сегодняшний день накопительное страхование жизни практически не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.
Важное регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.
Использование страхования для регулирования социально-экономических процессов требует высокого уровня развития страхового дела в стране. Обязательными условиями являются сформированность и стабильность страхового рынка, отлаженность и эффективность страхового надзора, высокий уровень страховой культуры потребителей страховых услуг. Кроме того, следует учитывать, что страховой рынок чувствительно реагирует на все негативные макроэкономические явления (инфляция, низкий уровень платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения и т.д.), а это тоже затрудняет его использование для целей государственного регулирования.[1]
Таким образом, наличие эффективной системы государственного регулирования страхового дела является необходимым условием использования страхования как экономического регулятора. Кроме того, необходимость государственного регулирования страхования связана с тем, что страхование является общественно-необходимым элементом общественного хозяйства, а интересы общества в целом всегда представляет государство. Оно же должно следить за тем, чтобы коммерческая сторона страховой деятельности, имеющая своей целью получение прибыли страховой компанией, не мешало осуществлению собственно страховой защиты. Таким образом, государство представляет интересы страхователей (соблюдая при этом и права страховщиков, обеспечивая им нормальные условия работы на страховом рынке), создает правовые основы для заключения договоров страхования, регулирует инвестиционную деятельность страховщиков с целью обеспечения их финансовой устойчивости, производит контроль результатов страховой деятельности, участия в перестраховании, проводит регистрацию и лицензирование страховых организаций и т.д.
Как и регулирование экономики в целом, государственное регулирование сферы страхования делится на прямое и косвенное. К прямому (административному) регулированию страхования относят страховое законодательство и деятельность органов страхового надзора. Косвенное регулирование включает ряд экономических рычагов: налоговых, денежно-кредитных и т. д.
Информация о работе Развитие системы социального страхования Находкинского городского округа