Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:57, курсовая работа
Целью данной работы являетсяопределение места и роли социального страхования в Находкинском городском округе как ведущего института социальной защиты.
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др.
По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы «Развитие системы социального страхования Находкинского городского округа», определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и ученых, исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовался анализ статистических данных и научных публикаций.
Объектом исследований является механизм формирования системы государственного социального страхования, а так же система социальной защиты населения Находкинского городского округа.
Целью данной работы определение места и роли социального страхования в Находкинском городском округе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить роль системы социального страхования в Находкинском городском округе.
Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по проблемам социального страхования.
ГЛАВА 1.ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ; ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1.Социальное страхование как основа реализации социальной политики РФ
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[1]
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».[2]
Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.
Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба».
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
-Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
-Государственное;
-Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве.
В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.[1]
Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.
Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.[1]
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования.[1]
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
необходимость получения медицинской помощи;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание:
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потеря кормильца.[1]
Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.[1]
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:
в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям – 2,9%;
в Фонд обязательного медицинского страхования -3,1%
в Пенсионный фонд - 20%
Ставка единого социального налога равна 26 %
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.
Одним из главных направлений социальных реформ в России является переход от государственного социального обеспечения к смешанной системе страхования от социальных рисков. Формирование рыночной экономики в условиях кризиса госбюджетной системы социального обеспечения и здравоохранения в России потребовало, во-первых, сохранения пенсий, пособий и других гарантий социального обеспечения населения в условиях рынка и высокой инфляции.
Информация о работе Развитие системы социального страхования Находкинского городского округа