Развитие системы социального страхования Находкинского городского округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являетсяопределение места и роли социального страхования в Находкинском городском округе как ведущего института социальной защиты.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 422.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, возникновение рынка труда и безработицы является основанием для создания системы социаль­ной защиты от безработицы. Поскольку данные потребности гра­ждан обусловлены наличием социальных рисков, оптимальной формой их удовлетворения является механизм социального стра­хования.[1]

Появление системы социального страхования в России связа­но с принятием новых законов «О государственных пенсиях в Рос­сийской Федерации» (1990 г.), «О занятости населения в Россий­ской Федерации» (1991 г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), а также Указов Президента РФ о Фонде социального страхования в Российской Федерации, о негосударственных пенсионных фондах и Постановлений Прави­тельства РФ о государственных внебюджетных социальных фон­дах, утвердившие новые положения о них.

Новый пенсионный закон утвердил единую федеральную пенсионную систему, включающую следующие виды трудовых пенсий: по возрасту, по нетрудоспособ­ности, в случае потери кормильца, за выслугу лет в отдельных от­раслях с тяжелыми, вредными и связанными с профессиональным риском условиями труда. Пенсия по возрасту устанавливается:

                    для мужчин — в,возрасте 60 лет с общим трудовым стажем 25 лет;

                    для женщин — в возрасте 55 лет с общим трудовым стажем 20 лет.[1]

Данная пенсия устанавливается на уровне 55% от зарплаты плюс 1% за каждый год общего стажа свыше 25 лет (для мужчин) и свыше 20 лет (для женщин). Уровень такой пенсии не может быть выше 75% заработка. Минимальный уровень данной пенсии равен минимальной заработной плате. Максимальный уровень пенсии по возрасту равен трем минимальным пенсиям, а для пен­сий, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда, — 3,5 минимальным пенсиям. Согласно закону, работающий пенсионер в России получает полную государственную пенсию, но досроч­ная пенсия, установленная для безработных граждан, не выплачи­вается им в случае трудоустройства.

Пенсия по нетрудоспособности устанавливается для инвалидов первой и второй групп на уровне 75%, третьей группы — 30% от заработной платы. Среднемесячная заработная плата работника для исчисления пенсий в России равна его заработку в течение 24 последних месяцев работы.
Социальная пенсия в новом пенсионном законе устанавливается:

                    для инвалидов первой-третьей групп, включая детей-инвалидов в возрасте до 16 лет;

                    для детей, потерявших своих родителей;

                    для граждан в возрасте 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), которые не имеют права на трудовую пенсию.

Согласно Закону, все пенсии должны индексироваться не реже, чем каждые три месяца, в зависимости от уровня инфляции. Ис­точниками финансирования пенсий, согласно Закону, являются Пенсионный фонд РФ, который аккумулирует страховые взносы работодателей и работников, а также субсидии из Федерального бюджета.

В период высокой инфляции в стране для поддержания уров­ня минимальных пенсий использовался механизм компенсации (в одинаковом или дифференцированном размере), а для сохранения зависимости пенсии от предыдущего заработка — механизм их ли­нейной индексации в соответствии с индексом роста потребитель­ских цен.

Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечис­ляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий воен­нослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Следующий новый закон, связанный с развитием социаль­ного страхования в РФ, — закон «О занятости населения в Россий­ской Федерации» (1991 г.). Он определил государственные гаран­тии реализации права на труд и на защиту от безработицы для граждан России. Согласно этому закону, безработные — это трудо­способные граждане, которые не имеют работы и заработка, за­регистрированные государственной службой занятости с целью по­иска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Государственная политика в Российской Федерации направ­лена на реализацию прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственные гарантии для без­работных граждан включают:

                    бесплатную профессиональную ориентацию, подготовку, пере­подготовку и повышение квалификации по направлению службы занятости, выплату стипендий в данный период;

                    компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

                    выплату пособия по безработице;

                    возможность заключать трудовые контракты на участие в об­щественных работах;

                    бесплатные медицинское обслуживание и освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение, оплату пе­риода временной нетрудоспособности за счет средств Фонда занятости не свыше 30 календарных дней в течение года безра­ботицы или всего периода обучения в размере пособия или стипендии.[1]

Согласно закону, с целью реализации политики занятости го­сударство осуществляет меры в области финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, правовое регулирование занятости, формирование службы занятости и Государственного фонда занятости населения РФ. Новый закон о занятости позво­ляет образовывать негосударственные институты помощи в трудо­устройстве граждан на лицензионной основе.

По новому закону о занятости, Государственный фонд занято­сти населения РФ является внебюджетным федеральным фондом, образованным с целью финансирования государственной полити­ки занятости и не являющимся юридическим лицом. Государствен­ная служба занятости управляет и распоряжается средствами дан­ного фонда.
Все виды пособий и других платежей безработным должны индексироваться согласно закону.

Стипендии, выплачиваемые гражданам во время профессиональной подготовки, переподго­товки по направлению службы занятости, устанавливаются в сле­дующем порядке:

                    для граждан, уволенных в течение года до начала безработицы и проработавших в этот период не менее 26 недель — 75% от средней зарплаты за 3 месяца на последнем рабочем месте;

                    для граждан, потерявших работу в результате производст­венной травмы или профессионального заболевания, — на уровне 100% средней зарплаты за последние 3 месяца (за счет средств работодателя);

                    для остальных граждан — на уровне государственной стипендии в образовательных учреждениях соответствующего профиля.

Уровень пособия по безработице определяется в процентах к средней зарплате в течение 3 последних месяцев, если безра­ботный гражданин имел оплачиваемую работу в течение 26 недель за последние 12 месяцев до наступления безработицы. В других случаях пособие по безработице равно минимальной заработной плате. При наличии иждивенцев размер пособия увеличивается на 50% минимальной оплаты труда на каждого из них.

Период выплаты пособия по безработице не может быть выше 12 месяцев в сумме за последние 18 месяцев. Пособие по без­работице выплачивается гражданам, трудовой стаж которых дает им право на получение пенсии по старости, не более 24 месяцев. Пособие по безработице выплачивается в следующем размере:

                    первые 3 месяца — 75% от среднемесячного заработка за 3 ме­сяца на последнем рабочем месте;

                    последующие 4 месяца — 60% средней зарплаты на последнем рабочем месте;

                    далее — 45% среднего заработка, но в любом случае не меньше, чем минимальная зарплата в РФ и не более, чем средняя зар­плата в соответствующем регионе страны.[1]

Закон предполагает, что безработные граждане, которые име­ют трудовой стаж, дающий право на получение полной пенсии по возрасту, могут выйти на пенсию досрочно по предложению госу­дарственной службы занятости, но не ранее, чем за 2 года до на­значения полной пенсии.

В законе установлено, что члены семьи безработного (его иж­дивенцы) и граждане, потерявшие право на получение пособий по безработице, могут получать социальную помощь (финансовую и натуральную). В законе предусмотрено, что граждане РФ могут заключать соглашения на добровольное страхование от безработицы со страховыми организациями.

Следующий новый страховой закон, связанный с реформой здравоохранения в РФ, — закон «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации» (1991 г.). Данный Закон обеспечива­ет конституционное право граждан России на медицинскую по­мощь и направлен на повышение ответственности граждан, госу­дарства и работодателей в области охраны здоровья в течение пе­реходного периода.

Законом введено добровольное медицинское страхование (с 1991 г.) и обязательное медицинское страхование (с 1993 г.) в России. Он ориентирован на переход от государствен­ной бюджетной модели к бюджетно-страховой модели финансиро­вания здравоохранения.

Попытки реформирования централизо­ванного государственного здравоохранения в России на принци­пах децентрализации управления, формирования внутреннего рынка, конкуренции и нормативной экономики в рамках бюд­жетной системы здравоохранения в стране в 1988-1991 гг. не име­ли успеха в условиях острого бюджетного кризиса. Новый страхо­вой закон должен помочь здравоохранению РФ преодолеть фи­нансовый кризис и обеспечить его развитие на социально-рыноч­ной основе.

Обязательное медицинское страхование в России является все­общим, составной частью государственного социального страхова­ния и реализуется посредством программ обязательного медицинс­кого страхования (базовой и региональных).

Страхователями в системе обязательного медицинского стра­хования являются:

                    для неработающего населения — государство и местные власти;

                    для работающего населения — предприятия и организации (работодатели).[1]

Страховщики, медицинские учреждения и частнопрактикую­щие врачи в системе медицинского страхования должны иметь лицензию. Согласно закону, граждане России имеют право на:

                    обязательное и добровольное медицинское страхование;

                    выбор страховой медицинской организации, свободный выбор медицинского учреждения и врача;

                    право на медицинскую помощь на всей территории России;

                    на предъявление иска страхователю, страховщику и медицин­скому учреждению на возмещение ущерба пациенту.

Смешанная система здравоохранения в РФ, согласно закону, включает следующие составляющие:

                    государственная и муниципальная системы медицинского об­служивания;

                    государственная система обязательного медицинского стра­хования;

                    негосударственные медицинские учреждения и страховые ком­пании, частнопрактикующие врачи.

Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения используются для:

                    финансирования целевых программ (федеральных, региональ­ных, местных);

                    обеспечения профессионального образования медицинского персонала;

                    финансирования исследовательских программ и проектов;

                    развития материально-технической базы медицинских учреж­дений;

                    субсидий регионам на улучшение условий медицинского об­служивания;

                    оплаты катастрофических медицинских расходов;

                    финансирования медицинской помощи при социально значи­мых заболеваниях;

                    медицинской помощи в случаях массовых заболеваний, в ре­гионах, где происходят чрезвычайные ситуации и катастрофы.[1]

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования образуются за счет страховых меди­цинских взносов и бюджетных субсидий. Закон определил, что для реализации государственной политики обязательного меди­цинского страхования образуются Федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования как автономные не­коммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды не уп­лачивают налогов по доходам с основной деятельности.

Страховые медицинские компании имеют право заниматься обязательным и добровольным медицинским страхова­нием, исключая другие виды страхования. В соответствии с Зако­ном, государственные органы управления медицинским обслужи­ванием и медицинские учреждения не имеют права учреждать страховые медицинские компании. Это связано с идеей незави­симости системы медицинского страхования от государственной бюрократии и медицины. Страховые медицинские компании обя­заны осуществлять обязательное медицинское страхование на не­коммерческой основе.

Добровольное медицинское страхование в России сегодня является формой предпринимательской деятель­ности. Таким образом, статус страховых медицинских органи­заций в России противоречив: коммерческий и некоммерческий одновременно.

Контроль за деятельностью страховых медицинских компа­ний осуществляется государственными органами по контролю за страховой деятельностью в составе Минфина РФ, которые выдают лицензии на деятельность в области медицинского страхования. Закон разрешает деятельность негосударственных медицинских уч­реждений, которые обязаны иметь лицензию. Новый страховой закон вводит механизм аккредитации всех медицинских учрежде­ний.

Информация о работе Развитие системы социального страхования Находкинского городского округа