Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа
Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.
Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73
Так же, можно сказать, что проводимая в ГОУ СПО КЛД № 18 работа со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, позволяет реализовывать право студентов с ОВЗ на образование и труд. Так как студенты данной категории включены в активную деятельность колледжа, хорошо адаптируются в образовательном пространстве, имеют возможность получать знания, умения, навыки по профессии и применять их на практике, благодаря сохранению (поддержанию) необходимого уровня собственного психофизиологического развития.
Рекомендации социальному педагогу, работающему в данной области:
1. Должна быть личная заинтересованность педагога в работе с подростками.
2. Социальный педагог должен быть профессионально тактичным, т. е. вызывать симпатию у студентов родителей и педагогов; доверие; соблюдать профессиональную тайну; добросовестно исполнять свои обязанности.
3. Он обязательно должен обладать терпимостью. Так как это помогает гуманизировать межличностные отношения, делает их более человечными и доброжелательными.
4. Социальный педагог должен уметь внимательно слушать, слышать собеседника.
5. Он должны любить свою профессию, несмотря на неудачи, которые встречаются в профессиональной деятельности. Переносить их достойно, не теряя уважения к себе. Именно поэтому, следует очень серьезно относиться к выбору этой профессии.
Родителям важно признавать и заботиться о чувствах других детей, если они есть в семье. Стараться создать такую атмосферу, при которой дети смогут свободно проявлять свои чувств, как положительные, так и отрицательные. Это будет способствовать принятию умственно отсталого ребенка в семью. Если все дети будут свободно выражать свои чувства, как положительные так и отрицательные, их эмоции будет легче направить в нужное русло путем доверительной и содержательной беседы. Братья и сестры ребенка с умственной отсталостью тоже имеют право на счастливое детство, на внимание и близость родителей. Иногда с появлением такого ребенка в семье родители возлагают на остальных детей чрезмерную ответственность, отдают ему все свое внимание. Другие дети (особенно когда это подросток) не должны превращаться в нянек, их помощь должна быть умеренной и рациональной. Хорошо, когда взаимоотношения подростков складываются спонтанно через игру и взаимное принятие, общение в деятельности, а не по принуждению. Проблему взаимоотношений в семье нужно решать на эмоциональном уровне. Тогда можно спокойно подумать о том, как достичь понимания окружающих (общества). В основном, насколько более естественно мы сами относимся к людям, настолько лучше и они отнесутся к нам. Если умственная отсталость у вашего ребенка еще не установлена, но вы не раз задумывались об этом, глядя на него, имейте мужество развеять все сомнения, это поможет вам избежать более глубоких проблем в будущем.
Что можно сделать, чтобы помочь подростку с умственной отсталостью (или просто ребенку инвалиду)?
- Любить его и принимать таким какой он есть, как еще одного члена семьи, стараться создать атмосферу эмоционального комфорта в семьи, а затем обеспечить ему:
- медицинскую помощь, если он в ней нуждается;
- правильное обучение, чтобы развивать его интеллектуально и
социально;
- досуг, чтобы он мог общаться с окружающими;
- работу, соответствующую его возможностям.
В этом может помочь специалист, в частности социальный педагог, необходимо только решиться обратиться за помощью. Так как он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы, социально педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем. Организует различные виды социально полезной деятельности подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова В. Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание: Научно-методическое пособие. – М.: ИСПС РАО, 2007 г. – 224 с.
2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994 г.
3. Быков А. В., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. – М.,
2001 г.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. и др.: ЛАНЬ: С. – Петербург психологическое общество, 2003 г. – 654 с.
6. Гаенкова И. В. Социально-психологическая адаптация учащихся ПТУ в условиях личностного взаимодействия педагога и обучающихся. Дисс. к.п.н. Якутск, 2001 г.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
8. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005 г. – 160 с.: ил.
9. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Гусова С. А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006 г. – 204 с.
10. Гусарова Е. Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств. – М.: АПКиПРО, 2004 г., 176 с.
11. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб: Питер, 2004 г. – 124 с.
12. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. – М., 1991г., 135 с.
13. Деятельность социальной службы в структуре специальной школы – интерната для детей – сирот. Доклад зам. директора по социальной работе школы – интерната № 8. – Белова И. В., 22 марта 2006 г.
14. Дефектология: Словарь-справочник/Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 77 с.
15. ДО г. Москвы ГОУ СПО КЛД №18. Должностная инструкция социального педагога, п. 2. Основные задачи и обязанности социального педагога (п.п. 2.2.5, 2.2.8, 2.2.11, 2.2.12, 2.2.16, 2.2.22). – М., 2007 г.
16. Журнал Со-действие родителям, № 2 (4), ООО Издательский Дом “КАЧЕСТВО ЖИЗНИ”.: г. Москва, 2005 г – 48 с.
17. Закон “Об образовании” от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25 июля 2002 г., ст. 16, п. 1; ст. 19, п. 2).
18. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. – М., 2006 г.
19. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005 г. – 383 с.
20. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии.: М., 1998 г. – 96 с.
21. Крылов И. А. Избранные произведения: Басни; Пьесы/Вступ. ст. и коммент. А. Штейна. – М.: Издательский дом Родионова, Литература, 2005 г. – 496 с. – (Серия “Классика в школе”).
22. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ.: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004 г., 320 с.
23. Макаров Г. Б., Обухов О. Ю. Из Программы заседания круглого стола УМЦ ПО ДОМ по теме: Нормативно-правовое обеспечение и сопровождение процесса профессиональной подготовки, трудоустройства и социальной адаптации обучающихся и выпускников с ОВЗ ( VIII вид) от 23 января 2008 г. 24. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с.
25. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Академия, 2002 г.–
194 с.
26. Нойфельд И. Методы социальной работы. Дисс.: М., 2004 г.
27. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития
(олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
28. Образовательные технологии в профшколе. Приложение к журналу “Профессиональное образование. Столица.”, № 3 – М., 2007 г. Ст. Разработка организационно-педагогических условий профессионального образования лиц с ОВЗ. – 48 с.
29. Образовательные технологии в профшколе. Приложение к журналу “Проф. Образование. Столица”: № 6, 2007 г. – 48 с.
30. Основы социальной работы: Учебник/Отв. Ред. П. Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – 560 с.
31. ОСТ 9 от 01.04.1994 г. “Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования”. Приказ № 215 Мин. Образования РФ от 22.06.1994 г.
32. Педагогические системы. «Дети с проблемами в физическом и психическом развитии». Из опыта работы образовательных учреждений. Москва//… Отв. редактор Курнешова Л. Е. – М.: ГОМЦ «Школьная книга». 2000 г., 184 с.
33. Перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для
профессиональной подготовки инвалидов в учебных заведениях профессионального образования/Сост. Е. М. Старобина, М. В. Агрба и др. – СПб., 2000 г.
34. Петрушина Н. В. Психолого-педагогическая поддержка подростков средствами искусства: Пособие для практических психологов. – М.: АПКиПРО, 2004 г. – 52 с.
35. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: Учебник/под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000 г. 510 с.
36. Педагогика: Учебник/Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г. – 638 с.
37. Подласый И. П. Педагогика. Нов. курс: учебник для студентов пед. вузов. – М.: Гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 1999 г. – кн. 2. Процесс воспитания. 256 с.
38. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979 г. №35.
39. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 5 ноября 1980 г. № 122.
40. Приложение к журналу “Профессиональное образование”/ “Новые педагогические исследования”, № 2, АПО.: М., 2007 г. 200 с.
41. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. — М., 1993, 68 с.
42. Профессиональное образование. Столица. “Инновационное непрерывное образование и социализация личности”: № 5, 2007 г. – 36 с.,
43. Романов П. В., Ярская – Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд. “Научная книга”, 2006 г. – 260 с.
44. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ООО “ТК Велби”, 2003 г. – 336 с.
45. Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах. — М., 1985, 36 с.
46. Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления: Сб. науч. тр./Редкол.: Л.П. Назарова (отв.ред.) и др. – Л.: ЛГПИ, 1984.–140 с.
47. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007 г. – 80 с.
48. Умственная отсталость. Горинов В. В., Дисс. д.м.н. профессор. 2005 г.
49. Школьный психолог: Методическая газета для педагогов – психологов.
№ 14, Июль, 2007 г. – 48 с.
50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 136 с.
51. http://www.budgetrf.ru/Publica
52. antef@nm.ru