Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа
Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.
Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73
Как мы уже отмечали, определяющим элементом в развитии личности индивида, особенно для человека имеющего особенности в умственном, психическом и/или физическом развитии является семья. В семье ребенок осваивает основные навыки поведения, представление о мире вещей, окружающей природе, о себе и других. Тем не менее, семья может стать причиной формирования негативных черт и качеств личности в подростке, препятствовать его развитию как личности, адаптации в коллективе [40.5].
Чтобы этого не происходило, необходимо работать с семьей студента “инвалида”. Проводить комплексную диагностику отношений в семье, консультации по обеспечению прав и возможностей людей с ОВЗ, оказывать помощь в организации взаимоотношений между родителями и детьми, использую совместные тренинги, четко отвечать на вопросы родителей. Если подростка с ограниченными возможностями имеются страхи, работая с ним необходимо очень осторожно подходить к знакомству его с тем, чего боится подросток, что вызывает у него негативные чувства. Если подросток стремиться предоставить свою помощь в чем либо, ему не стоит отказывать, необходимо только следить за тем, что бы работа была посильна для него. Можно попросить его о помощи. В этом случае, большое значение будет иметь то, как подросток – студент реагирует на просьбу. Родительский такт в этом случае выражается в умении предложить подростку доступные и посильные задания. Распределение обязанностей между членами семьи способствует компенсации у ребенка чувства ущербности и развитию положительных, жизненно важных черт личности [40.9].
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1. В деятельности социального педагога в колледже со студентами, имеющими ОВЗ можно выделить 3 основных направления: работа с подростками внутри колледжа и с педагогическим коллективом; работа социального педагога с семьей, имеющей ребенка – подростка с ОВЗ; работа с социальными институтами (организациями), занимающимися
жизнеобеспечением и поддержкой лиц, имеющих ограниченными возможностями здоровья.
2. Повышение качества преподавания; создание благоприятного
психологического климата в группе сверстников; развитие практической базы профессиональной подготовки для студентов с ограниченными возможностями здоровья позволяет им повысить уровень успеваемости, придает уверенности в себе, открывает перспективы роста и развития индивида как личности.
3. В качестве диагностических (методов сбора информации), социальный педагог, как правило, использует такие методы работы как:
- наблюдение,
- опросные методы (анкетирование),
- беседы,
- анализ личных дел и документов.
4. Педагогический инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с подростками, который является составной частью профессионального мастерства.
5. Социальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков. Так как на основе психологической характеристики подростка он использует определенные методы работы с ними. И именно это является условием эффективности работы специалиста.
6. Улучшение качества основных видов деятельности, у студентов с отклонениями в развитии – общения, учебы, трудовой деятельности, способствует формированию соответствующих возрасту новообразований.
7. Высокая образованность и воспитанность социального педагога; его умения и навыки работы с подростками; методы и формы работы, используемые им с учетом возрастных, психологических и социальных особенностей подростков; трудолюбие, доброта, чувство долга и ответственности перед обществом за воспитание подрастающего поколения – являются непременными элементами его педагогической культуры и мастерства.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ СПО Колледжа Ландшафтного Дизайна № 18. Колледж создан на основании постановления Правительства г. Москвы от 19.10.2004 г. № 724-ПП “Об участии органов исполнительной власти г. Москвы, объединений профсоюзов и работодателей в развитии учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики города в квалифицированных рабочих кадрах” и приказа ДО г. Москвы от 01.12.2004 г. № 777 “О реорганизации ГОУ Техникума Ландшафтного Дизайна, ГОУ Профессионального Училища № 67, ГОУ Профессионального Училища № 73” в результате реорганизации, путем слияния вышеперечисленных государственных образовательных учреждений. Колледж реализует общеобразовательную программу. Набор обучающихся (студентов) производится из числа выпускников специальных (коррекционных) школ, детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников и выпускников детских государственных учреждений), учащихся общеобразовательных школ, на базе 7 – 8-х классов. Учащиеся общеобразовательных школ после окончания обучения в колледже получают аттестат о полном среднем образовании и свидетельство об окончании ГОУ СПО КЛД № 18. Остальные обучающиеся колледжа получают только свидетельство об окончании колледжа.
3.1. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
На данном этапе работы, учитывая организационные особенности образовательного учреждения, нами были выбраны такие методы СПД как:
- Наблюдение;
- Анализ личных дел обучающихся;
- Анкетирование обучающихся;
- Беседа с родителями.
В экспериментальную группу вошло 20 человека, из двух учебных групп первого и второго курсов. Одной специальной (коррекционной) группы восьмого вида – 10 человек, условно группы А – 1 (где обучаются и юноши и девушки) и группы обучающихся по общеобразовательной программе – 10 человек (в группе так же обучаются юноши и девушки), условно – группа А – 2.
Возраст обучающихся 16 – 20 лет.
Целью констатирующего эксперимента стало:
- определить особенности взаимодействия обучающихся между собой и с педагогами;
- изучить структуру семьи студентов; особенности взаимоотношений между
членами семьи.
Наблюдение проводилось как невключенное, сплошное. Цель наблюдения: определить особенности взаимодействия студентов между собой и с педагогами. Любое замеченное явление, действие обучающихся подвергалось анализу. Анализ поведения студентов проводился по следующим признакам:
- реакция на похвалу и одобрение;
- реакция на замечания;
- проявление эмоций (агрессия, доброжелательность) в процессе общения
студентов между собой (внутри групп и между группами);
- стремление оказать помощь.
Были получены следующие результаты: 40 % (из двух групп) обучающихся на похвалу реагируют положительно, ждут одобрения; 10 % - явно стараются привлечь к себе внимание (VIII вид). 30 % обучающихся спокойно воспринимают то, что их выделяют среди других; 15 % - безразличны к похвале (VIII вид).
Реакцию на замечания. Результаты здесь были следующими: 20% обучающихся остро реагируют на замечания, выражают агрессию, исправлять ошибки не стремятся, при этом 5 % из них – отказываются работать; грубят, стараются оправдаться, но в то же время следуют рекомендациям – 40 % обучающихся. Спокойно принимают замечания, соглашаются с ними, стараются исправлять ошибки – 30 % обучающихся (общеобразовательная группа); 20 % - реагируют равнодушно (VIII вид).
Что касается эмоционально-волевой сферы – 15 % обучающихся склонны к аутоагрессии (направленной на себя), причем это группы восьмого вида;
35 % - доброжелательны, настроены на общение; 15 % обучающихся ярких эмоций не проявляют, агрессии нет. Вербальная агрессия наблюдается у 25 % обучающихся (8 вид); невербальная агрессия – 15 % (склонность к насилию).
Стремятся и готовы оказать помощь товарищу и педагогу 35 % участников группы (25 % - 8 вид и только 10 % - нормальные студенты). 40 % обучающихся отказываются помогать кому-либо, сами помощь не предлагают (25 % - 8 вид).
Что касается умения и желания принять помощь от другого, то 55 % обучающихся принимают помощь охотно, прислушиваются, пытаются что-то делать сами (35 % - обучающиеся групп 8 вида и 20 % - студенты общеобразовательной группы). Не принимают помощь, стараются добиться положительного результата своими силами – 30 % студентов (лишь 10 % в группе восьмого вида). Отказываются принимать помощь, при отказе от работы – 10 % студентов группы восьмого вида.
Таблица 3
Данные, полученные в результате наблюдения за обучающимися
(В каждой из двух групп)
| 10 человек (100%) | 10 человек (100%) | ||
Критерии оценки | Группа А -1 | % | Группа А -2 | % |
Реакция на похвалу и одобрение | В основном реагирует положительно, с Улыбкой |
40
| Реакция положительная, с коммента-ми (хвалят сами себя) |
40 |
Более раздражительно при выделении конкретных студентов | 10 | Относятся спокойно, без эмоций | 60 | |
Показывает безразличие, при низкой заинтересованности в работе | 30 |
| 0 | |
Стараются привлечь к себе внимание, продемонстрировать достижения | 20 |
| 0 | |
Реакция на замечания | Острая реакция, с отказом от работы. На рекомендации не Отзываются |
10 | Выраженная агрессия. Что-то исправить не пытаются |
10
|
Спокойны, соглашаются с замечаниями, исправлять ошибки (недочеты) не Стремятся |
40 | Спокойная. Пытаются исправлять ошибки | 30 | |
| Реагируют резко (грубят, оправдываются). Но, стараются следовать рекомендациям | 20 |
| 60 |
Равнодушная (безразличная), будто не к ним обращаются | 30 |
| 0 | |
Проявление эмоций (агрессия, доброжела-ть) в процессе общения студентов между собой | Агрессия направлена на себя (аутоагрессия) |
20
| Ярких эмоций не проявляют. Агрессии нет |
30 |
Доброжелательны, настроены на общение | 60 |
| 10 | |
Вербальная агрессия
| 20 |
| 30 | |
|
| Невербальная агрессия | 30 | |
Стремление оказать помощь
| Готовы оказать помощь, если их попросят | 30 |
| 20 |
Сами предлагают свою помощь
| 20 |
| 10 | |
Помочь не предлагают, на просьбы отзываются отрицательно | 50 |
| 30 | |
|
| Предлагают помощь там, где уверены в своих силах | 40 | |
Умение принять помощь от другого | Положительно принимают помощь от других, пытаются сделать сами (по аналогии) | 70 |
| 40 |
Полностью возлагают усилия на помощника
| 0 |
| 20 | |
Помощь не принимают, пытаются сделать сами | 20 |
| 40 | |
Помощь не принимают, отказываются от работы | 10 |
| 0 |
Анализ личных дел обучающихся проводился с целью получения информации о семье студентов, его “социальной истории”. Главным образом нас интересовал состав семьи, ее социальный статус (положение в обществе).
Анкетирование так же позволило узнать (уточнить) особенности структуры семьи, о наличие близких родственников. Сравнить данные с информацией, полученной из анализа личных дел студентов (Приложение 2).
Анкетирование и анализ личных дел показали, что 40 % студентов остались, по разным причинам, без родительского попечения (родители, в основном, лишены прав). 10 % живут с родителями инвалидами. 35 % - в неполных семьях. У 18 % обучающихся родители не работают. Многодетные семьи из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей–10 %.
Диаграмма 1
Данные результатов анкетирования и анализа документов обучающихся
(В каждой из двух групп)
Беседа с родителями проводилась с целью изучения отношений в семье; воспитательного потенциала семьи; определения возможных причин конфликтов “родитель – подросток”, причин неуспеваемости студентов в учебе.
Примерный перечень вопросов для проведения беседы с родителями
1. Как Вы строите свое общение с детьми? Стараетесь ли вы быть мягче в общении с ними, или наоборот?
2. Сложно ли Вам с ними общаться? В чем заключаются эти сложности?
3. Что мешает Вам в общении с детьми? Как Вы думаете почему? И, от кого из вас это зависит?
4. Стараетесь ли Вы понять состояние, настроение детей? Всегда ли получается его угадать?
5. Как по – Вашему должен вести себя подросток? Почему он ведет себя именно так, а не иначе?
6. Как вам кажется, всегда ли Вы ведете себя правильно в отношении со своими детьми?
7. Что по – Вашему Вы делаете не правильно?
8. Как Вы думаете, что бы Вы могли изменить в себе, в своем отношении к детям, для наиболее продуктивного общения с ними? Или измениться должен Ваш ребенок?
9. Пытаетесь ли Вы изменить поведение Вашего ребенка? Как Вы это делаете?
Результаты беседы с родителями были следующими: на вопрос “Как Вы строите свое общение с детьми?” 78 % родителей (из двух групп) отвечали: “А как его надо строить? Мы просто общаемся”.
На вопрос “Как часто вы общаетесь?”. Эти же родители отвечали “Утром провожаю в колледж и вечером, когда ложится спать. Выходные он проводит сам, гуляет с друзьями”. Известно, что большая часть студентов этих родителей по утрам не завтракают, домой приходит после полуночи, а то и не приходят вообще.