Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа
Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.
Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73
Законопроектом РФ “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)” устанавливается возможность обучения таких детей в массовых образовательных учреждениях (1996 г.). А в Докладе Государственного Совета РФ “Образовательная политика России на современном этапе” (2001 г.) говорится о приоритете интегрированного образования.
Социальную политику лиц с ОВЗ можно понимать как определенную систему мер по оптимизации социального развития индивида, гармонизации отношений социальных групп; как деятельность по созданию оптимальных условий для удовлетворения жизненных потребностей представителей данной социальной группы [6.9 – 11].
Качество жизни лиц с ОВЗ предполагает профессиональное самоопределение, формирование самосознания обучающихся, развитие у них трудовых навыков и трудоустройство. Трудности организации профессиональной подготовки подростков с умственной отсталостью в образовательных учреждениях СПО связаны, прежде всего, с отсутствием в них достаточного числа сотрудников, имеющих специальную подготовку для работы с такими детьми. А так же, что в настоящее время, система профессиональной подготовки и обучения детей и подростков с ОВЗ не соответствует существующим требованиям производства и запросам рынка труда, что создает проблемы при подготовки квалифицированных специалистов из числа умственно отсталых детей, их последующем трудоустройстве, социальной адаптации. Тем не менее, выпускники специальных (коррекционных) школ (школ – интернатов) действительно имеют право продолжить образование в учреждениях СПО и ВПО, предоставив решение медико-социальной экспертизы о возможности обучения и трудоустройства по выбранной профессии и направление местных органов РУСЗН.
Эффективность существующей системы профессиональной подготовки подростков с ОВЗ значительно снижает то, что требования к качеству производительности и мобильности труда слишком высоки для них. Однако, проводившиеся в г. Москве исследования показывают достаточную эффективность поэтапной профессиональной подготовки детей и подростков с ОВЗ. На первом этапе (5 – 9 классы) начальная профессиональная подготовка осуществляется непосредственно в образовательном учреждении, а на втором этапе идет более углубленное освоение основ профессии, на базе учреждения СПО и/или его учебно-производственного отделения [20].
Большое число выпускников коррекционных школ, не смотря на имеющиеся у них отклонения в развитии, способны не только успешно осваивать образовательную программу и овладевать некоторыми профессиями, но и эффективно работать на предприятиях производственной сферы и сферы бытового обслуживания населения. Перечень профессий и специальностей, которыми могут овладевать студенты с умственной отсталостью, рекомендуется в учреждениях Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ. Всего в перечень входит 137 профессий. Он составлен на основании нормативных документов и научно-обоснованных методических рекомендаций по профессиональному обучению и трудоустройству лиц с умственной отсталостью [26] [25] (Приложение 1).
Основным условием в процессе усвоения студентом системы знаний является четкое функционирование всех органов и систем организма, в том числе ЦНС, обеспечивающее процесс адаптации подростка к социуму (в коллективе) и возможность усвоения им ЗУНов. Чем выше уровень зрелости ЦНС, тем выше процесс усвоения (Возможностей образования). Однако, показатели последних лет говорят о снижении уровня здоровья подростков 14 – 17 лет, у них все чаще проявляются хронические заболевания. 40 % молодых людей имеют пограничные нервно-психические и соматические заболевания (расстройства) в виде нарушения адаптации, трудности усвоения учебной программы.
Нарушение психологического здоровья в подростковом возрасте может быть связано со сложным протеканием нормального подросткового кризиса, кризиса идентичности – представления о себе, своих возможностях, позиции в отношении окружающего мира. В этом случае подростки могут испытывать чувство тревоги из-за невозможности ощутить целостность своего “Я”. У молодых людей с ограниченными возможностями здоровья это происходит с гораздо большими затратами для психоэмоционального комфорта человека. В отличии от здоровых подростков, которые при наличии активной позиции начинают сопротивляться любым педагогическим воздействиям, отказываются учиться, соблюдать дисциплину, подростки с ОВЗ, в силу своей компенсаторной активности, напротив стремятся реализовать себя в учебе, труде, общении. Это, как и у здоровых подростков будет являться защитной реакцией, попыткой спрятать, прежде всего, от себя самого, глубокое чувство тревоги, чувство неполноценности.
Чтобы помочь молодому человеку в прохождении кризиса, протекающего в столь сложных для него условиях развития, в образовательном учреждении должен быть специалист, который имеет своей задачей обеспечение благоприятного климата для взаимодействия и развития человека.
В большинстве образовательных учреждений начального, среднего и/ или высшего образования, в настоящее время нет ни такого специалиста, ни возможности обучать детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, предоставлять им особые услуги. Следовательно, особое внимание необходимо уделять работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ, обучать и консультировать их по вопросам организации образовательного процесса студентов с отклонениями в развитии. По отношению к данной проблеме такие семьи можно условно разделить на две группы.
Первая группа: семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер. Они не углубляются в переживания, а стремятся приспособиться к сложившимся условиям их жизнедеятельности, наладить быт, отношения с окружающими, узнать как можно больше о болезни [40.12].
Конструктивное отношение к проблеме – это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи. В таких семьях вырабатываются свои варианты разрешения критических моментов, в них присутствуют позитивные установки по отношению к себе, ко всем членам семьи, что помогает им развивать в ребенке навыки, которые бы способствовали их взаимной адаптации. Но, способных на это семей не так много. Гораздо больше семей, к сожалению, отнести к второй группе, в которых отношение к проблеме носит деструктивный характер. Они игнорируют проблему, что часто приводит к социальной депривации самой семьи и подростка, отказу семьи от ребенка, жестокому обращению и даже насилию над ребенком.
Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских отношений препятствует процессу реабилитации подростка и ведет к появлению поведенческих отклонений, девиантному поведению [40.13].
Большинство родителей стремится отдать своего ребенка с отклонением в общеобразовательную школу. Ко всему прочему, в нашем законодательстве нет никаких мер, запрещающих ему добиваться этого. И многим родителям это удается. Ребенок идет в обычный детский сад, затем в школу (Общеобразовательную), в колледж и так далее.
Но рано или поздно, особенности развития, характерные данному ребенку дадут о себе знать. С усложнением учебной программы увеличивается и нагрузка на умственную деятельность подростка. Он начинает отставать по программе, все больше и больше, его самооценка понижается, повышается тревожность, не только у самого подростка, но и у его родителей. Появляется чувство неполноценности. Это неизбежно влечет за собой нарушение социальной ситуации развития студента и его семьи, затрудняет их адаптацию в социально-педагогической среде. Тем не менее, во многих постсоциалистических странах образовательная политика пытается отказаться от системы спецшкол [37].
Фрустрация базовых потребностей приводит к дезадаптации человека в среде с формированием у него неконструктивных, отклоняющихся форм поведения. Что естественным образом сказывается на личностном развитии индивида, формируются невротические реакции. Данные нарушения являются своего рода бессознательным протестом ребенка (подростка) против непринятия себя обществом, близкими людьми.
Установлен тот факт, что при неудовлетворении базовой потребности в эмоциональном общении, тактильных ощущениях, у младенцев наблюдается так называемый “Синдром госпитализма”. Дети становятся вялыми, безучастливыми, не реагируют на шум и другие проявления окружающей среды, эмоциональная сфера не развивается, не развита мимика лица. Такие дети, как правило, умирают еще в раннем детстве. Данный феномен можно сравнить с “Синдромом Маугли”. Дети не умеют говорить, речь практически не развивается, у них есть лишь примитивные инстинкты, собственные знаки общения, свойственные только животному миру. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Воспитание таких детей должно рассматриваться как комплекс целенаправленных и специально организованных мер и мероприятий по обеспечению и оптимизации процессов адаптации подростка к окружающей среде через создание условий для удовлетворения его базовых потребностей. Воспитательный процесс не следует ограничивать устными назиданиями и наставлениями. Так как они носят преимущественно информационный, а не воспитательный характер.
Развитие человека происходит в двух направлениях – индивидуальное развитие личности и адаптация в социальной среде. Эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы. Он имеет два типа базовых потребностей – биологические, связанные с инстинктами, удовлетворением собственных потребностей и психологические, связанные с формированием отношений с социальной средой (Потребность во внимании, понимании, принятии.). Если эти потребности, в процессе социализации, удовлетворяются в должной мере, человек адаптируется в социальной среде, у него формируются конструктивные отношения со средой, обществом; формы поведения в обществе. Если человек не имеет возможности удовлетворять свои базовые потребности, у него формируются защитные механизмы, среда воспринимается враждебной, появляются страхи (Отвержения, несостоятельности). Студенты избегают открытого общения, активности, скрывают свои мысли, переживания, стараются действовать осторожно и незаметно, аккуратно.
При этом, базовые потребности у здорового подростка не блокируются, так как он, при любых обстоятельствах, бессознательно стремится к их удовлетворению, но поскольку ему не обеспечили возможность делать это в конструктивной и социально приемлемой форме, то начинают формироваться компенсаторные механизмы их реализации: вынужденная потребность приукрашивать свои действия – лгать; недостаток внимания со стороны особо значимых для него людей – капризы, привлечение внимания. Фрустрация базовых потребностей приводит к дезадаптации студентов в социальной среде с формированием у них неконструктивных, отклоняющихся, девиантных форм поведения, что негативно сказывается на всем личностном развитии студентов и влечет за собой формирование невротических реакций, с нарушениями поведения и личностной сферы.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
1. Социально-педагогическая деятельность может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и разработка способов ее удовлетворения. Между тем социальная работа связана с решением более широкого круга задач, например с решением вопросов социального взаимодействия с социального педагога с окружающей средой. При этом социальному педагогу отводится роль способствовать расширению компетенции людей, а также развитию их способностей в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам; побуждать организации внимательно относиться к людям; способствовать взаимодействию между людьми; создавать взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку.
2. Сущность СПД в колледже можно определять как – процесс и результат передачи знаний о функционировании и жизнедеятельности общества. СПД – это процесс научения индивида жизни в обществе.
3. Деятельность социального педагога в колледже заключается в защите законных прав и интересов студентов (обучающихся) из различных категорий семей. В сопровождении процесса адаптации студента в колледже и процесса его социализации.
4. Процесс социализации включает в себя три составляющие:
1. Передача знаний – обучение;
2. Передача умений – развитие;
3. Передача установок – воспитание.
5. Проблема организации социальных отношений студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов не ограниченных в своих возможностях требует особого внимания. Отношение к этим людям играет для них огромное значение. Им необходим постоянный эмоциональный контакт.
6. Лица с ограниченными возможностями здоровья могут осваивать различные уровни образования, в зависимости от степени и специфики ограничения в развитии; сохранности интеллектуальных способностей; своевременности обнаружения отклонения и принятия мер, необходимых для его ликвидации или минимизации.
7. Большинство семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих. Отношение сверстников к таким подросткам часто бывает равнодушным и пренебрежительным, они не знают и не умеют, а подчас просто не хотят общаться с “умственно отсталыми”.
8. Работа с семьей связана, преимущественно, с разрешением социально-психологических и личностных проблем взаимодействия всех членов семьи, установлением эмоционального равновесия в семье, с обеспечением социальных гарантий семье и подростку с ограниченными возможностями.