Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73

Работа содержит 1 файл

«Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья».doc

— 482.50 Кб (Скачать)


2

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет  социальной педагогики

       

Кафедра социальной педагогики

 

 

          Допущена к защите

          Заведующим кафедрой

          ______________ /_________/

          (подпись)                (Фамилия И.О.)

          «___» _________ 2008 г.

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности

050711 «Социальная педагогика»

на тему:

«Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья»

 

 

 

 

 

Студентка  группы  СоПВ 5.3. ______________ Котова Елена Вячеславовна

                                                      (подпись, дата)

Научный руководитель

Доктор педагогических наук 

профессор                                  ______________ Вдовин Илья Владимирович

                                                      (подпись, дата)

 

                                             

Рецензент

доктор педагогических наук,

профессор                                                          ______________ Волков Сергей Викторович

                                                     (подпись, дата)

 

 

 

 

Москва 2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3

Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4

1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10

1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10

1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13

1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные

возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16  

Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22

2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26

2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26

2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,

со студентами, имеющими  ограниченные  возможности здоровья ………………..... 29

2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со

студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36

Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41

3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,

имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45

3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих

ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46

3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с

помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56

3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения

по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59

Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65

Заключение …………………………………………………………………………….… 68

Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73

Приложения …………………………………………………………................................ 78

 

АННОТАЦИЯ

 

Цель работы – разработать методы и средства работы со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Данная деятельность представляет собой оказание помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья в адаптации, деятельность по охране и защите их прав, а так же оказание помощи и поддержки семьям таких подростков.

В процессе исследования были определены основные проблемы работы со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Рассмотрена сущность социально педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Определены условия адаптации студентов с ограниченными возможностями в колледже. Рассмотрены методы, средства и формы работы со студентами, имеющими ограниченными возможностями. В ходе опытно-экспериментальной работы был проведен анализ профилактической работы со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья  в условиях образовательного учреждения, внедрены социально-педагогические условия повышения эффективности профилактической работы со студентами.

Работа   изложена     на    76 печатных    страницах,     содержит    6   таблиц,

3 диаграммы, 1 схему и включает аннотацию, введение, три главы, заключение и список литературы из  52 источников. В приложениях представлены методические и диагностические материалы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

              В современной России существуют серьезные трудности в реализации лицами с ограниченными возможностями здоровья права на труд и образование.  Система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Высшее образование хотя и предоставляет в некоторых вузах России неплохие шансы абитуриентам с инвалидностью, но не дает право выбора программы и места обучения [37.5].

Вопросы, связанные со способами и формами образовательной и профессиональной реабилитации и интеграцией студентов с ОВЗ остаются открытыми.

В данной работе мы будем, в основном, говорить о выпускниках специальных (коррекционных) школ VIII вида, то есть студентах колледжа, имеющих  легкую умственную отсталость. Они сохраняют способность самообслуживания в повседневной жизни, в быту, испытывая при этом затруднения в обучении (Чтении, письме), частично сохраняется способность к практической деятельности (Способны осваивать профессии штукатура, слесарей, швеи, садовника). Понимают и используют речь, но возможны сопутствующие нарушения. Умственная отсталость носит тотальный характер, задевая все сферы жизнедеятельности индивида. Подростки с умственной отсталостью учатся ради приобретения навыков самообслуживания, самостоятельности,  чтобы получить профессию и работу, быть полезными обществу. Они стремятся стать полноправными членами общества. 

Лицо с ОВЗ – лицо с отклонениями в физическом и/или психическом развитии, для которых образование (развитие) в обычных условиях, с помощью обычных методов и средств затруднительно или невозможно. По определению ВОЗ – это лицо, имеющее физический или психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ, без специальных условий.    

Недостаток – физический или психический дефект (отклонение), подтвержденный ПМПК – в отношении ребенка (до 18 лет) и Медико-социально-экспертной комиссией – в отношении взрослого.

    Физический недостаток – подтвержденный, в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и/или функционировании органа человека, или соматическое, инфекционное заболевание. 

Психический недостаток – подтвержденный, в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, ЗПР, создающие трудности в обучении).  

Специальные образовательные условия – условия обучения и воспитания, в том числе специальные образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства, среда жизнедеятельности, а так же медицинские, педагогические, социальные и другие услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ (Назарова “Специальная педагогика).

            Инвалид – в законе “О социальной защите инвалидов в РФ” – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Отличается от лица с ограниченными возможностями здоровья наличием медицински установленным диагнозом, подтверждается справкой (наличием группы инвалидности). Инвалидами признаются так же лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться так, как это делают здоровые люди. Человек с ограниченными возможностями здоровья

не обязательно будет иметь инвалидность [24.291]. 

П. В. Романов и Е. Р. Ярская-Смирнова говорят об инвалидах как об одной из категорий лиц с ограниченными возможностями [37.16].  

              Многие авторы склонны взаимозаменять данные понятия “Инвалид” и “Человек с ограниченными возможностями здоровья”. Это не совсем верно.

Инвалид, несомненно, относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и развития, но мы говорили, что лицо с ограниченными возможностями здоровья не обязательно будет иметь статус инвалида. Понятие “Инвалид” носит скорее характер индивидуальной патологии, а понятие “Лицо с ограниченными возможностями здоровья” можно определить как социальный феномен. Как отклонение, которое напрямую зависит от  социальных факторов.              К лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся: инвалиды, имеющие статус; имеющие хронические заболевания, аномалии в психофизиологическом развитии и другие отклонения. Лица с ограниченными возможностями – люди имеющие физические (нарушения зрения речи, зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) и, как правило, связанные с ними проблемы психологической, моральной и социальной адаптации в среде [22.7, 24].    

Подростки с ОВЗ неизбежно оказываются в ситуации социального риска, которая характеризуется нарушением гармонических отношений, равновесия между личностью и средой. 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска средств реализации права на образование и труд лицами с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и полноценного функционирования в обществе.  Тем, что в России сегодня, по данным официальной статистике, около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн. Не менее 30 % из этого числа – подростки и молодые люди в возрасте от 19 до 23 лет. В связи с этим, остро стоит вопрос об их образовании и трудоустройстве [37.10].                                                   

Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Предмет исследования – методы и формы работы социального педагога со студентами колледжа. То есть инструментарий работы социального педагога, используемый им при реализации социально-педагогической деятельности. 

Данные методы и средства работы будут способствовать формированию терпимого отношения к обучающимся с отклонениями здоровья всех участников педагогического процесса, повышению уровня социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворению социальных гарантий подросткам с ограниченными возможностями в образовании. Снятию тревожности и избавлению от страхов у таких подростков. Добавит им уверенности в себе,  в своих возможностях. 

Мотивация к поступлению в колледж снижается у абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья из – за низкого качества подготовки в период до профессионального образования, страха быть не признанными. Доступность качественного образования снижается из – за отсутствия бюджетных средств и реабилитационной базы обслуживания в учреждениях среднего профессионального образования.   

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

- Изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу по теме исследования;

- Изучить сущность и содержание социально-педагогической работы; 

- Изучить особенности работы социального педагога в коллеже;

- Изучить  особенности  образования студентов, имеющих

ограниченными возможностями здоровья;

              - Разработать  и охарактеризовать модель деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья;

          - Определить формы и методы работы социального педагога в колледже со студентами, имеющими ограниченными возможностями здоровья;

          - Проанализировать педагогические приемы работы социального педагога со   студентами, имеющими ограниченными возможностями здоровья;

На различных этапах работы, при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались такие методы сбора материала и его обработки как: анализ литературных источников, анкетирование (диагностика социально-психологических особенностей личности), формирующий эксперимент, беседы, анализ личных дел, наблюдение. Для обработки эмпирических данных  использовался метод сравнительного анализа результатов исследования.

Информация о работе Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья