Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа
Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.
Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73
На вопрос “Сложно ли Вам с ними общаться? В чем заключаются эти сложности?”. 22 % родителей отвечают “Сложно держать себя в руках, не оскорбить или ударить ребенка. Стараемся находить общий язык, поддерживать свой авторитет, разговариваем, делимся секретами. Иногда стимулируем походами в магазин и т. д.”. 78 % - признаются, что не знают, что делать со своими детьми, как их контролировать, заставить учиться и т. д. Их дети не управляемы.
На вопрос “Что мешает Вам в общении с детьми? Как Вы думаете почему? И, от кого из вас это зависит?”. 44 % родителей ответили “Я не знаю, что ему нужно, вроде итак все есть. Наверное, родители должны понимать своих детей, а я не понимаю. Это и делает его таким”. 56 % - считают, что они делают все для своих детей, жалуются на то, как им не повезло в жизни и дети должны быть им благодарны уже за то, что они для них делают.
На вопрос “Стараетесь ли Вы понять состояние, настроение детей? Всегда ли получается его угадать?” Все родители ответили одинаково “Всегда видно, когда ребенок расстроен или радуется”. Из них 44 % говорят, что их дети ведут себя одинаково, независимо от настроения. Что в принципе не возможно, даже в группах VIII вида.
На вопрос “Как по – Вашему должен вести себя подросток? Почему он ведет себя именно так, а не иначе?” родители не смогли ответить, только 29 % слазали, что ему не хватает общения, внимания. Он должен делать все, что он делает (гулять, веселиться, хотеть свободы) – это нормально для его возраста, просто иногда необходимо ставить рамки дозволенного, чтобы подросток не переходил границ допустимого.
На вопрос “Как вам кажется, всегда ли Вы ведете себя правильно в отношении со своими детьми?” 67 % родителей ответили “А как же иначе. Кто еще знает как мне вести себя со своим ребенком”. 33 % не уверены в своей правоте. Признают, что конечно делают ошибки.
На вопрос “Что по – Вашему Вы делаете не правильно?” практически никто не ответил. 33 % сказали, что возможно уделяют им мало внимания”.
“Как Вы думаете, что бы Вы могли изменить в себе, в своем отношении к детям, для наиболее продуктивного общения с ними, или измениться должен Ваш ребенок?”. 53 % считают, что все делают правильно и нужно воспитывать детей, 47 % говорят, что нужно быть внимательнее к детям, советоваться с ними, а не просто, без объяснения, все запрещать.
Таблица 4
Результаты беседы с родителями
(В каждой из двух групп)
|
| Варианты ответов | |||
№ п/н | Вопросы | Группа А – 1 | % | Группа А – 2 | % |
1. | Как Вы строите свое общение с детьми? | А как его надо строить? Мы просто общаемся | 40 |
| 38 |
2. | Как часто вы общаетесь? | Утром провожаю в колледж и вечером, когда ложится спать. Выходные он проводит сам, гуляет с друзьями | 40 |
| 38 |
3.
| Сложно ли Вам с ними общаться? В чем заключаются эти сложности?”. |
|
| Сложно держать себя в руках, не оскорбить или ударить ребенка. Стараемся находить общий язык… | 22 |
Не знают, что делать со своими детьми, как их контролировать, заставить учиться. Их дети не управляемы. | 30 |
| 48 | ||
4.
| Что мешает Вам в общении с детьми? Как Вы думаете почему? И, от кого из вас это зависит?” |
|
| Я не знаю, что ему нужно, вроде итак все есть. Наверное, родители должны понимать своих детей, а я не понимаю… | 44 |
Считают, что они делают все для своих детей, жалуются на то, как им не повезло в жизни и дети должны быть им благодарны уже за то, что они для них делают. | 28 |
| 28 | ||
5. | Стараетесь ли Вы понять состояние, настроение детей? Всегда ли получается его угадать?” | Всегда видно, когда ребенок расстроен или радуется” | 100 |
| 100 |
Их дети ведут себя одинаково, независимо от настроения | 20 |
| 24 | ||
6. | “Как по – Вашему должен вести себя подросток? Почему он ведет себя именно так, а не иначе?”. |
|
| Ему не хватает общения, внимания. Он должен делать все, что он делает (гулять, веселиться, хотеть свободы) – это нормально… просто их поведение нужно контролировать | 29 |
7. | Как вам кажется, всегда ли Вы ведете себя правильно в отношении со своими детьми? | А как же иначе. Кто еще знает как мне вести себя со своим ребенком” | 20
|
| 47 |
|
| Не уверены в своей правоте. Признают, что конечно делают ошибки
| 33 | ||
8. | Что по – Вашему Вы делаете не правильно? |
|
| Возможно уделяют им мало внимания | 33 |
9. | Как Вы думаете, что бы Вы могли изменить в себе, в своем отношении к детям…? Или измениться должен Ваш ребенок | Считают, что все делают правильно | 20 |
| 33 |
Нужно быть внимательнее к детям, интересоваться их жизнью, советовать, а не просто запрещать… | 20 |
| 27 |
Таким образом, можно сделать вывод, что подросткам не хватает внимания со стороны родителей, они делают все возможное, чтобы их заметили. Особенно остро нуждаются в признании сверстников, одобрении взрослых, не мало важен и авторитет группы. Замечания взрослых их очень ранят, вызывают агрессивные реакции. Большинство студентов стремятся следовать советам старших (педагогов), чтобы заслужить одобрение. Они не умеют объяснить чего они хотят, не видят причинно следственных связей, не знают как правильно вести себя в той или иной ситуации. В связи с этим их поведение приобретает негативно окрашенный (девиантный) характер.
Достаточно большое количество студентов относятся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лицам из их числа). В основном это студенты из групп 8 вида. Многие живут в неполных семьях – это, в основном, обычные студенты. Многодетных семей очень мало.
Не многие родители стремятся к общению со своими детьми, большинство из них не умеют общаться с подростками, не знают о чем с ними говорить, что им интересно. Именно поэтому и не могут их контролировать. В силу разных обстоятельств уделяют им мало внимания. Более 60 % родителей уверены, что знают как вести себя со своими детьми, уверены, что все делают правильно, но не могут объяснить, когда и почему теряют контроль над ребенком.
Обучающиеся групп 8 вида отличаются склонностью к аутоагрессии, резкими переменами настроения, быстрой утомляемостью, склонностью к самоунижению. Они в большей степени отзывчивы, доброжелательны, настроены на общение. Но, часто не могут сосредоточиться на работе. Некоторые, при быстром включении в какую-то деятельность, очень быстро устают и им нужно время, чтобы снова включиться в работу. Некоторым нужно подумать, посидеть, посмотреть на товарищей, но когда они включаются в работу, их необходимо уговаривать ее оставить, обязательно дать слово, что мы к этому еще вернемся. Они с радостью принимают предложение помочь им, но сами не умеют предложить свою помощь. Не охотно помогают, если их попросят (не всегда), что противоречит их особому трудолюбию. Они добры (не склонны к физической агрессии) и, по большей части, терпеливы.
3.2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМИ ЭМОЦИЯМИ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ
На данном этапе работы экспериментальные группы А – 1 и А – 2 были объединены в одну. Условно – группа 1 – 3. Это было сделано в соответствии с определенной нами целью и выдвинутой на защиту гипотезой исследования.
Для проведения опытно-экспериментальной работы был выбран метод выразительного чтения по ролям. Перед началом занятий была проведена небольшая вводная беседа, обучающимся было рассказано, что это такое, как будут проходить занятия.
Предполагается, что данный метод может позволить эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциями их правильного выражения и понимания. Он так же способен развивать творческую активность студентов, внимание, речь и другие психические процессы. Анализируя творчество различных писателей (художественные произведения), можно изучать характер людей; находить среди них свой характер, присущие ему склонности и стремления; выбирать, сообразно своему характеру, жизненный путь, увлечения; общаться с людьми, узнавая их [28.44].
В качестве материала для работы были выбраны произведения Иван Андреевича Крылова: пьеса “Модная лавка”.
Учитывая то, что рабочая группа стала смешанной (интегрированной), целью данного этапа работы стало так же: создать условия для продуктивной работы обучающихся обеих групп и, учитывая их индивидуальные особенности, сформировать в сознании студентов чувство единства.
Условия проведения эксперимента. Работа рассчитана на две недели. Количество занятий – 6. Продолжительность занятия 60 – 90 минут, в зависимости от динамики работы студентов, их эмоционального и физического самочувствия. Количество студентов в группе – 20 человек, восемь девушки и девять юношей.
Структура и план проведения занятий. Занятия проходили три раза в неделю, в одно и то же время, на втором уроке (в начале дня). Каждое занятие включало в себя:
- чтение по ролям художественного произведения;
- обсуждение прочитанного;
- домашнее задание и его обсуждение.
План проведения занятий опытно-экспериментальной работы
Цели работы: снятие эмоционального напряжения, тревожности у студентов; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений (в том числе с противоположным полом), умения слушать и высказываться, способности устанавливать и поддерживать контакты; развитие эмпатии, самостоятельности общения в современном обществе.
Задачи: поставленные в связи с этим:
- создать условия для открытого, прямого, бесконфликтного общения;
- заинтересовать, настроить группу на работу; сплотить коллектив;
- улучшить представление подростков о полоролевых стереотипах;
Таблица 5
План проведения занятий
1. | Апрель
Апрель
|
Вторая неделя месяца 07.04.2008 г. – 11.04.2008 г. | Вторник | 1. Вводная беседа; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. Обсуждение прочитанного (в целях получения обратной связи); 4. “Домашнее задание” по прочитанному тексту. |
2. | Среда | 1. Обсуждение “домашнего задания”; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. Обсуждение прочитанного (в целях получения обратной связи); 4. Домашнее задание по прочитанному тексту. | ||
3. | Пятница | 1. Обсуждение “домашнего задания”; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. Обсуждение прочитанного (в целях получения обратной связи); 4. Домашнее задание по прочитанному тексту. | ||
4.
|
Третья неделя месяца 14.04.2008 г. – 18.04.2008 г. | Понедельник | 1. Обсуждение “домашнего задания”; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. Обсуждение прочитанного (в целях получения обратной связи); 4. Домашнее задание по прочитанному тексту. | |
5. | Среда | 1. Обсуждение “домашнего задания”; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. Обсуждение прочитанного (в целях получения обратной связи); 4. Домашнее задание по прочитанному тексту. | ||
6. | Пятница | 1. Обсуждение домашнего задания; 2. Чтение по ролям художественного произведения И. А. Крылова “Модная Лавка”; 3. обсуждение и подведение итогов работы. |
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ
На данном этапе работы использовались такие методы как:
- наблюдение за обучающимися;
- беседа с родителями.
Родителям были заданы вопросы:
1. Изменилось ли что-то в их ребенке, в его поведении? (Что, по их мнению, изменилось в их ребенке?).
2. Изменились ли отношения в семье, их отношения с ребенком?
3. Как они на это смотрят, хотят ли, что бы подобная работа проводилась в дальнейшем?
Большинство из них на вопрос: “Изменилось ли что-то в их ребенке, в его поведении? Что, по их мнению, изменилось в их ребенке?” ответили, что никаких изменений в подростке не заметили (67 %). Дома и среди друзей семьи (во дворе) он вел себя по-прежнему грубо и вызывающе. 33 % родителей сказали, что не могут точно определить, что изменилось и изменилось ли вообще, так как в разных ситуация подросток все равно ведет себя по-разному. Но, они точно уверены, что они стали добрее и стали больше им помогать.
На вопрос: “Изменились ли отношения в семье, их отношения с ребенком?”, 44 % родителей отвечают, что стали больше времени проводить со своими детьми (Возможно в результате первой беседы с родителями). Нашли много общего со своими детьми, много общих интересов.
На вопрос “Как они на это смотрят, хотят ли, чтобы подобная работа проводилась в дальнейшем?” - 56 % родителей ответили, что довольны результатом работы и считают, что она может быть полезной.
Диаграмма 2
Результаты повторной беседы с родителями
В результате наблюдения, после проведенной работы, были получены следующие результаты:
- на похвалу и одобрение студенты в основном реагирует положительно, с улыбкой – 55 % (из двух групп). Относятся спокойно, без эмоций – 20 % (студенты общеобразовательной группы). Показывают безразличие, при низкой заинтересованности в работе – 10 % обучающихся. Стараются привлечь к себе внимание, продемонстрировать достижения – 20 % студентов (больше в группе обучающихся 8-го вида);
- реакция на замечания по-прежнему острая, с отказом от работы – у 10 % обучающихся группы 8 вида; спокойно реагируют, соглашаются с замечаниями, пытаются исправлять (исправляют) ошибки (недочеты) – 60 % студентов. На замечания реагируют резко (грубят, оправдываются), но стараются следовать рекомендациям – 30 % обучающихся (в группе обучающихся по общеобразовательной программе сохраняется больший процент);