Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73

Работа содержит 1 файл

«Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья».doc

— 482.50 Кб (Скачать)

- в проявлении эмоций (агрессия, доброжелательность) у обучающихся групп VIII вида изменений не  наблюдается – 10 % студентов (из 2-х групп) склонны к аутоагрессии. Доброжелательны, настроены на общение – 50 % обучающихся (из двух групп). Вербальная агрессия (грубят, ругаются матом и т. п.) проявляется у 15 % обучающихся; невербальная агрессия (применение физической силы) – у 5 % студентов;

- готовы оказать помощь, если их попросят – 45 % обучающихся (больше VIII вид). Сами предлагают свою  помощь – 25 % студентов. Помочь не предлагают, на просьбы отзываются отрицательно – 20 % студентов (больше VIII вид).  Предлагают помощь там, где уверены в своих силах – 10 % обучающихся (общеобразовательная группа);

- положительно принимают помощь от других, пытаются сделать сами (по аналогии) – 50 % обучающихся. Полностью возлагают усилия на помощника – 25 % студентов. Помощь не принимают, пытаются сделать самим – 25 % студентов. Отказов от работы, если что-то не получается, не наблюдалось. 

 

Таблица 6

Данные, полученные в результате контрольного наблюдения за обучающимися

(В каждой из двух групп)

 

10 человек

(100 %)

10 человек

(100%)

Критерии оценки

Группа А – 1

%

А – 2

%

Реакция на похвалу и

одобрение

В основном реагирует положительно, с

Улыбкой

 

60

(+20)

 

Реакция положительная, с

комментариями

(хвалят сами себя)

 

50

(+10)

 

Более раздражительно при выделении

конкретных студентов

0

(-10)

Относятся спокойно, без

эмоций

40

(-20)

Показывает безразличие,

при низкой

заинтересованности  в работе

 

10

(-20)

 

 

10

(+10)

Стараются привлечь к себе внимание,

продемонстрировать достижения

 

30

(+10)

 

 

10

(+10)

 

Реакция на замечания

Острая реакция, с

отказом от работы.

На рекомендации не

Отзываются

 

10

Выраженная агрессия.

Что-то исправить

не пытаются

 

0

(-10)

Спокойная. Соглашаются с

замечаниями, пытаются (исправляют)

ошибки (недочеты)

 

60

 

 

 

60

(+30)

Реагируют резко

(грубят, оправдываются).

Но, стараются

следовать рекомендациям

 

20

 

 

40

(-20)

Равнодушная (безразличная), будто не к ним обращаются

 

10

(-20)

 

 

0

Проявление эмоций (агрессия, доброжела-ть) в процессе

общения студентов между собой

Агрессия направлена на себя

(аутоагрессия)

 

20

 

Ярких эмоций не проявляют. Агрессии нет

 

40

(+10)

Доброжелательны, настроены на

Общение

 

60

 

 

40

(+20)

Вербальная агрессия

20

 

10

(-20)

 

 

Невербальная агрессия

10

(-20)

Стремление оказать помощь

 

 

 

 

 

Готовы оказать

помощь, если их

попросят

50

(+20)

 

40

(+20)

Сами предлагают свою  помощь

20

 

30

(+20)

Помочь не

предлагают, на

просьбы отзываются отрицательно

30

(-20)

 

10

(-20)

 

 

Предлагают помощь там, где уверены в своих силах

20

(-20)

Умение принять

помощь от другого

Положительно принимают помощь от других, пытаются

сделать сами (по

аналогии)

 

40

(-30)

 

 

60

(+20)

Полностью возлагают усилия на помощника

30

(+30)

 

20

Помощь не

принимают, пытаются сделать сами

30

(+10)

 

20

(-20)

Помощь не

принимают, отказываются от

работы

0

(-10)

 

0

 

              Таким образом, мы видим, что результаты данной работы незначительны, однако видны определенные улучшения в динамике развития личности обучающихся (студентов) обеих групп. Можно сказать, что в лучшую сторону меняются подростки (студенты) не имеющие отклонений в развитии. Они становятся терпимее, отзывчивее, надежнее и ответственнее. Но есть и отрицательные стороны данной работы. Состоящие, главным образом в том, что студенты берут пример друг с друга, не всегда положительный, что свойственно всем подросткам.                

              Студенты обеих групп стали больше прислушиваться к мнению взрослых (педагогов), проявлять заинтересованность в общении со сверстниками. Значительно снизился уровень агрессии у студентов, обучающихся по общеобразовательной программе. Они стали более доброжелательны в общении с окружающими.

 

 

 

 

Диаграмма 3

Динамика уровня агрессии у обучающихся 

              Уровень агрессии, у обучающихся групп 8 вида не изменился, однако студенты данной группы стали спокойнее в выражении эмоций, снизился уровень и частота повторяемости неадекватных проявлений в поведении, снизилась раздражительность. Повысилось стремление привлечь к себе внимание, получить одобрение, стремление к первенству. Они стали увереннее в себе.    

              Можно так же с уверенностью сказать, что проведенная работа положительно повлияла на взаимоотношения подростков и родителей. Родители стали с большим участием подходить к жизни своих детей в колледже, интересоваться их успехами. В семьях снизилось число конфликтных ситуаций, вызываемых постоянным отсутствием подростков дома и их безучастностью в домашних делах, делах семьи. 

Условиями (пути) повышения эффективности работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, является:  

- сформированность четкого представление о том, чего мы хотим добиться в результате социально-педагогической деятельности. То есть необходимо иметь четко сформулированную цель социально-педагогической деятельности;

- наличие определенного набора методов, средств и форм социально-педагогической деятельности, с помощью которых данная цель может быть достигнута. Умение их использовать и сочетать;

- возможность использования открытого образовательного пространства, с целью организации совместной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов, не имеющих отклонений в развитии;

- наличие минимального уровня знаний, умений и навыков у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

 

 

              1. И среди студентов с ограниченными возможностями здоровья и среди “здоровых” обучающихся наблюдается как положительная, так и отрицательная динамика развития поведения. Работая вместе, они берут друг у друга пример. Студенты, не имеющие отклонений здоровья, учатся доброте и терпению, но в то же время утрачивают самостоятельность, ждут, что им все дадут. Студенты с ОВЗ не всегда понимают, что они такие же, как все и продолжают думать, что им “все должны”. Они так же теряют стремление к самостоятельности, стараются обратить на себя внимание, но, почти всегда доброжелательны и готовы оказать помощь товарищу. Достаточно отзывчивы и трудолюбивы (в сравнении с обычными студентами). 

2. И все же совместная работа студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов, не имеющих отклонений в развитии, не проходит даром ни для первых, ни для вторых. У “здоровых” студентов меняется отношение к учебе, появляется желание учиться, улучшать свои знания и отметки. У студентов с ограниченными возможностями снижается уровень эгоцентризма.

              3. Работа по организации деятельности и адаптации студентов с ОВЗ в колледже сталкивается с трудностями, преодоление которых безусловно способствует достижению поставленных целей. Важными условиями ее успеха является:  

-  она не должна носить односторонний характер;

-         уважение к автономии (собственным желаниям, высказываниям,

стремлениям) всех членов группы (общности);

- обязательность для всех учреждений (От дошкольного образовательного учреждения, до ВУЗа и после вузовского образования);

-  желание самих людей быть принятыми; желание и умение принять (понять) другого человека;

-  она может относиться только к определенным социальным сферам.

              4. Метод выразительного чтения по ролям является эффективным, так как он способствует  формированию навыков конструктивного общения; развивает творческий потенциал подростков; подавляет негативные эмоции, способствует их творческому выражению; способствует адаптации (освоению) студентов с ограниченными возможностями здоровья в окружающей среде, в условиях общения со студентами, не имеющими отклонений.  

              5. Методы групповой деятельности являются наиболее эффективными в работе социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как они дают возможность показывать студентам готовые примеры поведения в той или иной ситуации, или решения какой-либо задачи. Что является условием продуктивности работы с такими подростками.

             

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Демократические изменения в нашей стране, гуманизация социального образования позволили совершенствовать помощь детям с отклонениями в развитии. Дети данной категории, считавшиеся ранее не обучаемыми, сегодня имеют возможность получать знания и трудиться [12.8].

Приоритетным и наиболее продуктивным является обучение таких студентов непосредственно в образовательных учреждениях, напрямую создающих контакт с людьми, с образовательной средой [22.24].

Лица с ограниченными возможностями здоровья, с педагогической точки зрения рассматриваются сегодня как люди со специальными образовательными потребностями. Следовательно, умственную отсталость можно считать нормальным элементом человеческой жизни. Образование таких людей ориентируется на общие воспитательные требования, нормы, ценности. Специфика социально-педагогической помощи должна учитывать их особые   индивидуальные    потребности    и  возможности.   Цель воспитания – жизненная помощь в затрудненных условиях.

Обучение подростков с умственной отсталостью не развивает их способности в полной мере. Но, правильно организованное, оно ведет за собой умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения были бы невозможны. Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент развития и поэтому, без хорошего обучения эффективное психическое и социальное развитие невозможно. 

Таким образом, как мы уже упоминали ранее, дети и подростки с ограниченными возможностями могут обучаться в обычных образовательных учреждениях (закон “Об образовании” от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 25 июля 2002 г., ст. 16, п. 1; ст. 19, п. 2). Однако следует помнить, что общеобразовательное учреждение не обязано создавать специальные условия для обучения ребенка с отклонениями (Разрабатывать и вводить специальные программы, искать и закупать оборудование, привлекать медицинских специалистов и т. д.).

Обучение студентов с ОВЗ по общеобразовательным программам обязательно должно содержать специальный (коррекционный) блок (психологическая помощь, социальная помощь и поддержка, помощь в решении проблем адаптации в “здоровой” среде, профилактические мероприятия). Это может быть даже психологический и/или социально-педагогический кружок, расслабляющие (снимающие напряжение) практические занятия, тренинги. Оно так же рекомендовано только тем студентам, уровень развития которых соответствует или приближен к возрастной норме.

Трудности диагностики особенностей поведения умственно отсталого подростка и работы с ним связаны с тем, что он лишь ограниченно способен выразить, как он себя чувствует, что он думает. Поэтому обычные личностные тесты, методы и формы работы оказываются не пригодными.

              Проблемы (трудности) работы со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья в системе не специального образования можно выделить следующие:

- недостаточная    сформированность    нормативно - правовой    базы   (наличие

противоречий в законодательной базе в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья); 

- отсутствие полноценной системы непрерывного образования (детский сад – школа – колледж – ВУЗ – послевузовское образование);

- отсутствие   в  учреждениях   среднего  профессионального  образования

специального оборудования и учебных программ для обучения студентов со специальными образовательными потребностями;

- наличие стереотипов в отношении лиц с ограниченными возможностями

здоровья (развития);

- общая система оценки знаний, умений и навыков обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.

              Необходимыми условиями адаптации студентов с ограниченными возможностями в колледже является:

- принятие студента с ограниченными возможностями здоровья всеми

участниками  образовательного процесса;   

- обеспечение комфортного микроклимата в группе;

- доброжелательность отношений между всеми участниками 

педагогического   процесса; 

- налаженная коммуникация семьи с уполномоченными службами и

организациями, а так же с самим образовательным учреждением;

- гармоничные и доброжелательные взаимоотношения в семье.

гуманизировать межличностные отношения, делает их более человечными и доброжелательными.

Метод выразительного чтения по ролям способствует  формированию навыков конструктивного общения; подавляет негативные эмоции, способствует их творческому выражению; способствует адаптации (освоению) студентов с ограниченными возможностями здоровья в окружающей среде, в условиях общения со студентами, не имеющими отклонений. У обучающихся наблюдается положительная динамика в развитии поведения. Студенты учатся доброте и терпению.

Таким образом, можно говорить о том, что цель нашей работы достигнута. Предложенный метод организации деятельности социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья действительно способствует формированию терпимого отношения к обучающимся с отклонениями в развитии, повышает уровень социальной активности студентов с ограниченными возможностями, способствует снятию тревожности у студентов.

Информация о работе Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья