Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73

Работа содержит 1 файл

«Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья».doc

— 482.50 Кб (Скачать)

Это направление реализуется путем консультирования, бесед, проведения тренингов с педагогами, студентами и родственниками. 

Социальный педагог оказывает помощь в индивидуальной педагогической коррекции (например, организация и проведение группового воспитательского занятия с воспитанниками, индивидуальных занятий).

Одной из целей деятельности социального педагога является создание предпосылок успешной социальной адаптации воспитанников при условии их медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации, а также социальной защиты.

Для выполнения этой цели мы пытаемся создать реабилитационное пространство для детей, то есть такое пространство жизнедеятельности, которое компенсировало бы каждому подростку предшествующий, как правило, негативный опыт жизни, способствовало восстановлению его обучаемости и воспитуемости, уверенному вхождению его в общество.

Групповая работа (тренинги, дискуссии и другие формы организации групповой деятельности студентов) как форма и/или метод социальной деятельности широко используется сегодня с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта, для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения, способствует решению коммуникативных – межличностных проблем, она – общество в миниатюре.                     

Для компетентного использования этого метода требуется особая, профессиональная подготовка специалиста. Групповая работа дает возможность получения обратной связи и поддержки со стороны, устанавливает взаимопонимание. Кроме того, включение подростка в коллективную деятельность, позволяет предупреждать социальную изолированность молодых людей с ОВЗ, создает условия для открытого обсуждения проблем с целью уменьшения травматических  ситуаций.

              В качестве метода групповой работы можно так же использовать метод выразительного чтения по ролям. Данный метод позволяет развивать творческую активность подростков; позволяет сплотить коллектив; активизирует взаимодействие студентов между собой; способствует адаптации (привыканию) студентов друг к другу, в особых условиях, характеризующихся, главным образом, различиями возрастной структуры группы и личностных особенностей студентов. Данный метод легко адаптировать и применять в работе социального педагога с различными категориями подростков.  Его легко сочетать с таким методом работы как наблюдение. 

Среди исследователей, занимающихся изучением  воздействия искусства и творчества на эмоциональную сферу детей и подростков, можно выделить работы В. С. Мухиной, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова [28.34].

Наблюдение. Целенаправленное и систематическое восприятие исследователем  действий   и   поведения   человека.  Может   проводиться   как:

- включенное/невключенное;

- непрерывное/дискретное;

- широкое/узкоспециальное; сплошное.

Наблюдение, главным образом, позволяет изучать поведение, психические процессы, возникающие в, более или менее, естественных условиях жизнедеятельности студентов. Следить за ходом образовательно-воспитательного процесса,  корректировать его, в случае необходимости. Наблюдая за процессами взаимодействия в студенческой группе, оценку данного явления можно проводить по следующим показателям:

- эмоционально-волевая сфера – позитивные реакции;

- оказывает помощь другим участникам педагогического процесса;

- заинтересованность мнением других, умение попросить и принять помощь и поддержку со стороны;

- эмоционально-волевая сфера – негативные реакции [38.47].  

Беседа. Отличается  сравнительно свободным обменом информацией (мнений) между ее участниками. Большое значение здесь имеет эмоциональный контакт [13.93 – 97].

Беседа может носить характер убеждения. В этом случае она может проявляться в форме предъявления конкретных аргументов, суждений, личного примера,  сообщение  об  общепризнанных  правилах,  нормах.  В  форме дискуссии [28.472].

Частый метод социальной работы, так называемая “рабочая консультация” - это “случайная” беседа со студентом, требующая быстрой проработки проблемы. При этом советы должны краткими, четкими и легкими к применению. Рабочая консультация, как правило, применяется в общении со студентами проблемным поведением, студентами с отклонениями в развитии, отличающимися низкой самооценкой. Она должна быть легкой, ненавязчивой, позволяющей отработать все коммуникативные проблемы студента. Рабочая консультация является элементом социальной адаптации, в том случае, когда в ее основе лежит метод активного социального обучения, направленный на развитие социальных навыков коммуникативного общения и самопознания. Если ее целью является помощь в освоении студентом конкретных навыков, а не диагностика склонностей и интересов. Это своего рода психологическая поддержка с элементами консультирования.     

Часто используется такой метод опроса как анкетирование. Письменный вопросник, составленный в соответствии с целями исследования. Анкета предназначена для самостоятельного заполнения студентом (родителями) и позволяет собрать наиболее полную, конкретную информацию необходимую исследователю [38.52].   

Используется так же метод анализа документов, личных дел студентов. В основе данного метода лежит умение специалиста соответственным образом считывать информацию с какого-либо текста, рисунков, фото, кинолент и т. д.

Метод экспертной оценки дает возможность привлечь к работе компетентных людей, при возникновении особо сложной ситуации. Методом экспертных оценок может выступать, например, малый педагогический совет, совет по профилактике (в колледже), заседание КДН, психолого-медико-педагогические комиссии.

Критериями оценки эффективности работы социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются:

- повышенная включенность студентов с ограниченными возможностями в социальные отношения (контакты), в группе, семье, обществе;

- наличие навыков конструктивного общения у студентов с

ограниченными возможностями здоровья;

- сформированность социально полезных установок и ценностей; знания о нормах поведения в обществе;

- снижение агрессивных реакций и частоты их проявления, а также снижение частоты и силы проявления неадекватных форм поведения;

- эмоционально ровный, доброжелательный микроклимат в семье . 

 

 

 

2.3.  АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Гипотеза: Применяемые социальным педагогом методы работы со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья, будет эффективными, если:

- обеспечивать совместную деятельность в процессе обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов, не имеющих отклонений;

- социальный педагог будет специально подготовлен к работе с данной категорией студентов;

- будет организована целенаправленная работа с семьей, как основным институтом  социализации.    

Цель социально-педагогической деятельности в колледже со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, состоит в том, чтобы побудить подопечного к активным действиям, к самостоятельному разрешению собственных проблем; создать условия стимулирующие пробуждения этой активности.

Организация совместной деятельности социального педагога и студентов (Других участников педагогического процесса) осуществляется с помощью различных методов, направленных на решение задач обучения, воспитания и развития учащихся. Методы СПД реализуются в различных формах: в конкретных действиях – приемах. При этом методы и приемы не привязаны друг к другу. В зависимости от способа организации, например, беседа или работа с книгой могут служить и методом и приемом. Это так же будит зависеть от классификации разных методов. При работе со студентами, имеющими ОВЗ можно использовать компенсаторные функции организма. Это наиболее распространенный метод работы с лицами, имеющими ограниченные возможности. За счет развития компенсаторных функций можно скорректировать нарушение познавательных процессов. Компенсация – возмещение нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или использования сохранных функций организма. Выделяют два типа компенсации: внутрисистемную, достигаемую за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавшей структуры и межсистемную, путем включения в работу новых элементов из других структур, за счет выполнения несвойственных им функций.

              Для привлечения внимания, так как непроизвольное внимание сильно снижено, можно использовать побудительные слова, высказывания. Стоит использовать одни и те же “слова внимания”. В связи со слабо развитым произвольным вниманием, важный материал стоит давать в короткий промежуток времени. В связи с быстрой утомляемостью, следует использовать (чередовать) различные виды деятельности во время занятия. Можно просто поговорить, использовать физкультминутки с обязательной сменой положения тела. Задания, предлагаемые студентам должны быть четкими, краткими, интересными, не требующие большой затраты времени на выполнение.  

              У студентов с ограниченными возможностями здоровья  необходимо формировать чувство успешности. Оно помогает обучающимся поверить в свои силы и возможности, повысить самооценку, стремление к общению с окружающими, увеличив тем самым свои  притязания в обучении. Для этого необходимо:

- позитивный настрой преподавателя;

- подбор содержания материала урока соответственно уровню развития

обучающихся;

- использовать разнообразные формы опроса. Целью которого должен стать поиск достоинств знаний студентов, умений, а не пробелов и недостатков. А главной задачей – помочь, поддержать, научить.

Время от времени, стоит давать задания, с которыми студенты точно смогут справиться, отмечая и поощряя даже самые незначительные их успехи. Формированию чувства успешности способствует студенческая самодеятельность. При оценки знаний  студентов, или предъявлении замечаний, просьб  необходимо давать устные комментарии: “Неплохо, но я уверена, что в следующий раз получится еще лучше!” или “Ты можешь лучше!”, “Вот видишь, ты можешь лучше!”. Ссылка педагога на силы и возможности учащегося, убедительно высказанная, способствует усилению их стремления и упорства, желания оправдать надежды учителя. Выражение педагогом своего недовольства и/или огорчения так же должно носить позитивный характер: “Не огорчайся, все бывает, попробуй еще раз. Вот увидишь, все получится!” или “… Давай попробуем вместе”.   Необходимо поддерживать и стимулировать позитивную мотивацию к обучению у студентов с ограниченными возможностями. Для студентов разного возраста и для каждого в отдельности, не все мотивы обучения имеют одинаковую побудительную силу. Какие – то из них могут быть ведущими, другие не несут стимулирующего значения. Такими, ведущими, мотивами могут быть, например, стремление завоевать место отличника; заинтересованность в обучении; желание продолжить обучение в высшем учебном заведении, желание понравиться преподавателю; быть признанным сверстниками и т. д. Другими словами, это могут быть мотивы связанные с содержанием самой учебной деятельности, ее процессом, либо связанные с взаимоотношениями студентов с окружающей средой. 

Очень трудно разбудить в подростке желание учиться, независимо от того, имеет он ограничение в своих возможностях или нет, если этого не было сделано в школе. Это должно произойти само собой, если студентам понравится процесс обучения, стиль преподавания разных педагогов и взаимодействия с ними. И, тем не менее, для закрепления, в качестве ведущих мотивов – мотива познавательной активности и познавательной потребности, необходимо создание определенных условий.

Таблица 2

Условия, необходимые для закрепления ведущих мотивов обучения

№ п/н

Условия

Пути достижения

1.

     Студент должен попасть в ситуация, когда средств для достижения поставленной цели (им самим или педагогом) у него недостаточно.

     1. Помещение студентов в проблемную ситуацию,

естественным путем вызвать стремление ее решить (С использованием нестандартных способов решения задачи). При необходимости студенты должны прибегать к помощи педагога (Уметь попросить о помощи и принять ее).

     2. Пропаганда активного образа

жизни:

     - экскурсии, театры, музеи,

     - примеры из практики,

     - обзоры СМИ.

2.

     Всегда должно присутствовать позитивное влияние окружения.

 

 

 

 

     Создание единого направления и характера требований и влияния на студентов:

     - Консультационная работа с родителями о единстве требований к молодому человеку в семье, быту.

     - Разъяснительная работа в коллективе (О возможностях образования; о рассогласовании и единстве методов воспитания и образования).

     4. Организация позитивного

отношения к обучающимся с ОВЗ всех единиц педагогического сообщества (Учителей,

администрации, мастеров п/о, самих

студентов).

3.

     Использование прогрессивных педагогических технологий в процессе обучения с целью развития интереса к учебе

     1. Занятие должно быть    “современным”.

     2. На уроке необходимо создавать

возможность не только для использования уже имеющихся у обучающихся знаний, но и для получения новых (Создавать проблемную ситуацию). 

     3. Должно присутствовать  оптимальное чередование

индивидуальных и групповых методов проведения занятий. При групповых методах обучающиеся вступают в диалогические

отношения между собой, учатся формулировать свои мысли,

обосновывать их, отставать свое мнение. 

Информация о работе Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья