Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

      Таблица 4. Самооценка участниками выездов в Нижний Новгород и Казань своей социальной компетентности (10-е классы). Октябрь 2010

Показатель/ класс Среднее 10А Среднее 10Б Среднее 10
1. знание требований к характеристикам  хорошего руководителя команды 3,5 3,2 3,3
2. знание прав и обязанностей 3,3 3,6 3,4
3. руководствовался сознательными  социально нормативными целями  и правилами 3,2 2,9 3,0
4. быстро усваивает социальные  нормы поведения 3,5 3,1 3,3
5. хорошо решает межличностные  проблемы 3,4 2,9 3,2
6. получается найти личностные  резервы для преодоления трудной  ситуации 3,3 2,9 3,1
7. без проблем может попросить  о помощи и наладить сотрудничество 3,5 3,2 3,3
8. может легко перестроиться и  приспособиться к новым обстоятельствам 3,1 3,3 3,2
9. может и умеет сам принимать решения 3,7 3,3 3,5
10. решал свои проблемы без чьей-либо  помощи 2,9 2,5 2,7
11. очень активно принимает участие  в общественной жизни школы 3,0 2,7 2,9
12. легко ориентировался в жизненных  ситуациях и понимал, что нужно  делать 3,2 2,6 2,9
13. уважал права и обязанности  других людей 3,1 3,4 3,2
14. смог ответить за свои поступки 3,5 3,3 3,4
15. всегда готов помочь в решении  внутрикомандных проблем 3,8 3,1 3,5
16. легко смог распределить обязанности  в группе 2,8 3,0 2,9
17. ответственный человек 3,1 2,8 2,9
18. смог с лёгкостью найти и  оценить источники ресурсов для  достижения цели 2,8 2,7 2,8
19. может понять другого человека  и поставить себя на его  место 3,3 2,9 3,1
20. легко вступал в контакт с  любым человеком 3,0 2,8 2,9
21. выражал свои мысли и чувства понятно для других 3,1 2,6 2,8
22. получалось слушать другого человека 3,4 3,0 3,2
23. получалось ставить цели 3,1 3,2 3,1
24. говорил языком, понятным для  других людей 2,3 2,7 2,5
25. всегда контролировал себя и  свои действия 2,6 2,7 2,6
26. признавал свои ошибки 3,3 2,9 3,1
27. мог проанализировать свои поступки  и действия 3,2 3,4 3,3
28. уважает себя и принимает себя  таким, какой он есть 3,2 2,7 2,9
29. верил в себя и свои возможности 2,8 3,3 3,0
30. старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт 2,7 2,8 2,7
31. всегда контролировал и урегулировал  своё эмоциональное состояние 2,3 2,8 2,5
32. замечательно вёл себя в обществе 2,9 2,7 2,8
33. пользовался авторитетом у других  людей 2,9 2,5 2,7
34. знает, как поощрить человека 3,3 2,8 3,0
среднее 3,1 2,9 3,0

 

     Приложение 3. Бланки опросников для третьего этапа исследования социальной компетентности (доработанные) 

     Бланк опросника «Самооценка  социальной компетентности» (доработанный) 

Фамилия, имя ___________________________________ Дата «___» марта 2011

Класс ____________  Семья _____________  

  Отметьте  на трёхбалльной шкале, как Вы проявили себя  в процессе проездки, отметив один из баллов находящийся в правом столбике по такому принципу:

    1. не проявил
    2. проявлял часто
    3. проявлял очень часто (постоянно)
1 Я знаю, каковы характеристики хорошего руководителя команды и его роль    0   1   2  
2 Я знаю, какие  у меня в поездке права и  обязанности    0   1   2  
3 Я достаточно быстро усваиваю социальные нормы поведения, которыми руководствуюсь в дальнейшем    0   1   2  
4 Я успешно решал проблемы, возникающие в межличностном общении    0   1   2  
5 Я находил резервы  для преодоления трудных ситуаций (внутренние или внешняя помощь)    0   1   2  
6 Я налаживал сотрудничество в группе    0   1   2  
7 Я легко перестраивался и приспосабливался к новым условиям    0   1   2  
8 Я сам принимал эффективные решения    0   1   2  
9 Я легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализировал причины их возникновения и их возможные последствия    0   1   2  
10 Я активно принимал участие в делах «семьи»    0   1   2  
11 Я уважаю права и обязанности других участников выездных мастерских    0   1   2  
12 Я отвечал за свои решения и поступки    0   1   2  
13 Я оказывал эффективную  помощь в решении внутрикомандных  проблем и в принятии группового решения    0   1   2  
14 Я эффективно распределял  обязанности в группе и стимулировал окружающих к эффективному участию    0   1   2  
15 У меня получалось ставить групповые цели, следовать им    0   1   2  
16 Я с лёгкостью  находил и оценивал источники ресурсов для достижения цели    0   1   2  
17 Я понимал другого человека и мог поставить себя на его место    0   1   2  
18 Я выражал свои мысли и чувства понятно для других    0   1   2  
19 У меня получалось слушать другого человека    0   1   2  
20 Я всегда контролировал  себя и свои действия    0   1   2  
21 Я признавал  свои ошибки    0   1   2  
22 Я анализировал свои поступки и действия    0   1   2  
23 Я уважал себя и принимал себя таким, какой я есть,признавая свои недостатки    0   1   2  
24 Я верил в  себя и свои возможности    0   1   2  
25 Я всегда контролировал  и регулировал своё эмоциональное  состояние    0   1   2  
26 Я пользовался  авторитетом у других людей    0   1   2  
27 У меня получалось поощрять других людей    0   1   2  
28 Я налаживал и поддерживал нормальные отношения с другими людьми    0   1   2  
29 У меня получалось добиваться результатов    0   1   2  
30 Я планировал свои и чужие действия    0   1   2  
31 У меня получалось фокусироваться на целях обсуждения  и поддерживать дискуссию    0   1   2  
32 У меня получалось прекращать неэффективное обсуждение    0   1   2  
33 У меня получалось убеждать людей    0   1   2  
34 Я логично и понятно строил свой устный и письменный текст    0   1   2  
35 Я понимаю себя и знаю, чего я хочу    0   1   2  

Спасибо за участие в исследовании! 

     Бланк экспертной оценки социальной компетентности (доработанный)

Кого оценивают (Ф.И.О.)___________________________________ Дата «___»  марта 2011 

Класс ____________  Семья _____________  Кто оценивает _________________________ 

  Отметьте  на трёхбалльной шкале, как проявил  себя 7,9,10классник в процессе проездки, отметив один из баллов находящийся в правом столбике по такому принципу:

    1. не проявил
    2. проявлял часто
    3. проявлял очень часто (постоянно)
1 Продемонстрировал знание требований к характеристикам  хорошего руководителя команды и  его роль    0   1   2  
2 Хорошо знал, какие у него в поездке права  и обязанности    0   1   2  
3 Достаточно  быстро усваивает социальные нормы  поведения, которыми руководствуется  в дальнейшем    0   1   2  
4 Получалось  успешно решать проблемы, возникающие  в межличностном общении    0   1   2  
5 Получалось  находить резервы для преодоления  трудной ситуации (внутренние или  внешняя помощь)    0   1   2  
6 Получалось  налаживать сотрудничество в группе    0   1   2  
7 Смог легко  перестроиться и приспособиться к новым условиям    0   1   2  
8 Смог сам  принимать эффективные решения    0   1   2  
9 Легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия    0   1   2  
10 Активно принимал участие в делах «семьи»    0   1   2  
11 Уважал права  и обязанности других участников выездных мастерских    0   1   2  
12 Отвечал за свои решения и поступки    0   1   2  
13 Оказывал эффективную  помощь в  решении внутрикомандных  проблем и в принятии группового решения    0   1   2  
14 Эффективно  распределял обязанности в группе и стимулировал окружающих к эффективному участию    0   1   2  
15 Получалось  ставить групповые цели, следовать  им    0   1   2  
16 С лёгкостью  находил и оценивал источники  ресурсов для достижения цели    0   1   2  
17 Понимал  другого  человека и мог поставить себя на его место    0   1   2  
18 Выражал свои мысли  и чувства понятно для других    0   1   2  
19 Получалось  слушать другого человека    0   1   2  
20 Всегда контролировал  себя и свои действия    0   1   2  
21 Признавал свои ошибки    0   1   2  
22 Анализировал  свои поступки и действия    0   1   2  
23 Уважал себя и принимал себя таким, какой он есть, признавая свои недостатки    0   1   2  
24 Верил в себя и свои возможности    0   1   2  
25 Всегда контролировал  и регулировал своё эмоциональное  состояние    0   1   2  
26 Пользовался авторитетом  у других людей    0   1   2  
27 Получалось  поощрять других людей    0   1   2  
28 Получалось  налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми    0   1   2  
29 Получалось  добиваться результатов    0   1   2  
30 Получалось  планировать свои и чужие действия    0   1   2  
31 Получалось  фокусироваться на целях обсуждения  и поддерживать дискуссию    0   1   2  
32 Получалось  прекращать неэффективное обсуждение    0   1   2  
33 Получалось  убеждать людей    0   1   2  
34 Логично и понятно  строил свой устный и письменный текст    0   1   2  
35 Понимает себя и знает, чего он хочет    0   1   2  

Спасибо за участие в исследовании!

 

      Приложение 4. Результаты изучения социального интеллекта по методике Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» 

Класс Субтест1 Субтест2 Субтест3 Субстест4 Общий балл
6,8 6,5 7,4 4,0 24,7
6,7 7,4 8,2 4,4 26,5
средн. 6 6,8 6,9 7,8 4,2 25,6
8,6 7,3 8,8 3,9 28,5
7,5 6,6 8,1 4,5 26,6
средн. 7 7,3 6,9 8,0 4,2 26,4
7,1 7,6 9,0 3,9 27,6
9,0 7,7 8,8 4,6 30,2
средн. 9 8,0 7,7 8,9 4,3 28,9
10а 9,0 7,4 9,9 5,6 31,8
10б 9,0 7,4 9,2 6,0 31,5
средн. 10 9,0 7,4 9,5 5,8 31,7

 

 

      Приложение 5. Сравнение результатов изучения социальной компетентности учащихся 7, 9 и 10 классов на четвёртом этапе исследования  

     Таблица 5. Социальная компетентность. 7, 9 и 10 классы. Экспертная оценка, %

Показатель/ класс Среднее 7 кл. Среднее

9 кл.

Среднее 10 кл.
1 Продемонстрировал знание требований к характеристикам  хорошего руководителя команды и  его роль 23,3 56,7 46,7
2 Хорошо знал, какие у него в поездке права  и обязанности 43,3 56,7 50,0
3 Достаточно  быстро усваивает социальные нормы поведения, которыми руководствуется в дальнейшем 40,0 53,3 53,3
4 Получалось  успешно решать проблемы, возникающие  в межличностном общении 33,3 46,7 36,7
5 Получалось  находить резервы для преодоления  трудной ситуации (внутренние или  внешняя помощь) 26,7 43,3 40,0
6 Получалось  налаживать сотрудничество в группе 30,0 46,7 46,7
7 Смог легко  перестроиться и приспособиться к новым условиям 40,0 46,7 46,7
8 Смог сам  принимать эффективные решения 26,7 43,3 36,7
9 Легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия 30,0 43,3 40,0
10 Активно принимал участие в делах «семьи» 43,3 53,3 46,7
11 Уважал права  и обязанности других участников выездных мастерских 43,3 50,0 50,0
12 Отвечал за свои решения и поступки 33,3 46,7 43,3
13 Оказывал эффективную  помощь в  решении внутрикомандных  проблем и в принятии группового решения 40,0 46,7 43,3
14 Эффективно  распределял обязанности в группе и стимулировал окружающих к эффективному участию 26,7 43,3 40,0
15 Получалось  ставить групповые цели, следовать  им 30,0 40,0 36,7
16 С лёгкостью  находил и оценивал источники  ресурсов для достижения цели 20,0 40,0 26,7
17 Понимал  другого  человека и мог поставить себя на его место 36,7 50,0 40,0
18 Выражал свои мысли и чувства понятно для других 36,7 50,0 46,7
19 Получалось  слушать другого человека 46,7 50,0 46,7
20 Всегда контролировал  себя и свои действия 36,7 53,3 36,7
21 Признавал свои ошибки 30,0 50,0 33,3
22 Анализировал  свои поступки и действия 36,7 50,0 36,7
23 Уважал себя и принимал себя таким, какой он есть, признавая свои недостатки 40,0 46,7 43,3
24 Верил в себя и свои возможности 36,7 46,7 46,7
25 Всегда контролировал  и регулировал своё эмоциональное  состояние 40,0 50,0 40,0
26 Пользовался авторитетом у других людей 23,3 50,0 43,3
27 Получалось  поощрять других людей 26,7 53,3 33,3
28 Получалось  налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми 40,0 56,7 46,7
29 Получалось  добиваться результатов 36,7 53,3 50,0
30 Получалось планировать свои и чужие действия 23,3 43,3 33,3
31 Получалось  фокусироваться на целях обсуждения  и поддерживать дискуссию 33,3 46,7 43,3
32 Получалось  прекращать неэффективное обсуждение 20,0 36,7 0,9
33 Получалось  убеждать людей 23,3 43,3 40,0
34 Логично и понятно  строил свой устный и письменный текст 33,3 46,7 43,3
35 Понимает себя и знает, чего он хочет 40,0 53,3 43,3
  Среднее 33,3 46,7 40,0

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках