Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле
Таблица 4. Самооценка участниками выездов в Нижний Новгород и Казань своей социальной компетентности (10-е классы). Октябрь 2010
Показатель/ класс | Среднее 10А | Среднее 10Б | Среднее 10 |
1.
знание требований к |
3,5 | 3,2 | 3,3 |
2. знание прав и обязанностей | 3,3 | 3,6 | 3,4 |
3.
руководствовался |
3,2 | 2,9 | 3,0 |
4. быстро усваивает социальные нормы поведения | 3,5 | 3,1 | 3,3 |
5. хорошо решает межличностные проблемы | 3,4 | 2,9 | 3,2 |
6.
получается найти личностные
резервы для преодоления |
3,3 | 2,9 | 3,1 |
7.
без проблем может попросить
о помощи и наладить |
3,5 | 3,2 | 3,3 |
8.
может легко перестроиться и
приспособиться к новым |
3,1 | 3,3 | 3,2 |
9. может и умеет сам принимать решения | 3,7 | 3,3 | 3,5 |
10.
решал свои проблемы без чьей- |
2,9 | 2,5 | 2,7 |
11.
очень активно принимает |
3,0 | 2,7 | 2,9 |
12.
легко ориентировался в |
3,2 | 2,6 | 2,9 |
13. уважал права и обязанности других людей | 3,1 | 3,4 | 3,2 |
14. смог ответить за свои поступки | 3,5 | 3,3 | 3,4 |
15. всегда готов помочь в решении внутрикомандных проблем | 3,8 | 3,1 | 3,5 |
16.
легко смог распределить |
2,8 | 3,0 | 2,9 |
17. ответственный человек | 3,1 | 2,8 | 2,9 |
18.
смог с лёгкостью найти и
оценить источники ресурсов |
2,8 | 2,7 | 2,8 |
19. может понять другого человека и поставить себя на его место | 3,3 | 2,9 | 3,1 |
20. легко вступал в контакт с любым человеком | 3,0 | 2,8 | 2,9 |
21. выражал свои мысли и чувства понятно для других | 3,1 | 2,6 | 2,8 |
22.
получалось слушать другого |
3,4 | 3,0 | 3,2 |
23. получалось ставить цели | 3,1 | 3,2 | 3,1 |
24. говорил языком, понятным для других людей | 2,3 | 2,7 | 2,5 |
25. всегда контролировал себя и свои действия | 2,6 | 2,7 | 2,6 |
26. признавал свои ошибки | 3,3 | 2,9 | 3,1 |
27.
мог проанализировать свои |
3,2 | 3,4 | 3,3 |
28. уважает себя и принимает себя таким, какой он есть | 3,2 | 2,7 | 2,9 |
29.
верил в себя и свои |
2,8 | 3,3 | 3,0 |
30. старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт | 2,7 | 2,8 | 2,7 |
31.
всегда контролировал и |
2,3 | 2,8 | 2,5 |
32.
замечательно вёл себя в |
2,9 | 2,7 | 2,8 |
33.
пользовался авторитетом у |
2,9 | 2,5 | 2,7 |
34. знает, как поощрить человека | 3,3 | 2,8 | 3,0 |
среднее | 3,1 | 2,9 | 3,0 |
Приложение 3. Бланки
опросников для третьего
этапа исследования
социальной компетентности (доработанные)
Бланк
опросника «Самооценка
социальной компетентности» (доработанный)
Фамилия, имя ______________________________
Класс ____________
Семья _____________
Отметьте на трёхбалльной шкале, как Вы проявили себя в процессе проездки, отметив один из баллов находящийся в правом столбике по такому принципу:
1 | Я знаю, каковы характеристики хорошего руководителя команды и его роль | 0 1 2 |
2 | Я знаю, какие у меня в поездке права и обязанности | 0 1 2 |
3 | Я достаточно быстро усваиваю социальные нормы поведения, которыми руководствуюсь в дальнейшем | 0 1 2 |
4 | Я успешно решал проблемы, возникающие в межличностном общении | 0 1 2 |
5 | Я находил резервы
для преодоления трудных |
0 1 2 |
6 | Я налаживал сотрудничество в группе | 0 1 2 |
7 | Я легко перестраивался и приспосабливался к новым условиям | 0 1 2 |
8 | Я сам принимал эффективные решения | 0 1 2 |
9 | Я легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализировал причины их возникновения и их возможные последствия | 0 1 2 |
10 | Я активно принимал участие в делах «семьи» | 0 1 2 |
11 | Я уважаю права и обязанности других участников выездных мастерских | 0 1 2 |
12 | Я отвечал за свои решения и поступки | 0 1 2 |
13 | Я оказывал эффективную помощь в решении внутрикомандных проблем и в принятии группового решения | 0 1 2 |
14 | Я эффективно распределял обязанности в группе и стимулировал окружающих к эффективному участию | 0 1 2 |
15 | У меня получалось ставить групповые цели, следовать им | 0 1 2 |
16 | Я с лёгкостью находил и оценивал источники ресурсов для достижения цели | 0 1 2 |
17 | Я понимал другого человека и мог поставить себя на его место | 0 1 2 |
18 | Я выражал свои мысли и чувства понятно для других | 0 1 2 |
19 | У меня получалось слушать другого человека | 0 1 2 |
20 | Я всегда контролировал себя и свои действия | 0 1 2 |
21 | Я признавал свои ошибки | 0 1 2 |
22 | Я анализировал свои поступки и действия | 0 1 2 |
23 | Я уважал себя и принимал себя таким, какой я есть,признавая свои недостатки | 0 1 2 |
24 | Я верил в себя и свои возможности | 0 1 2 |
25 | Я всегда контролировал и регулировал своё эмоциональное состояние | 0 1 2 |
26 | Я пользовался авторитетом у других людей | 0 1 2 |
27 | У меня получалось поощрять других людей | 0 1 2 |
28 | Я налаживал и поддерживал нормальные отношения с другими людьми | 0 1 2 |
29 | У меня получалось добиваться результатов | 0 1 2 |
30 | Я планировал свои и чужие действия | 0 1 2 |
31 | У меня получалось фокусироваться на целях обсуждения и поддерживать дискуссию | 0 1 2 |
32 | У меня получалось прекращать неэффективное обсуждение | 0 1 2 |
33 | У меня получалось убеждать людей | 0 1 2 |
34 | Я логично и понятно строил свой устный и письменный текст | 0 1 2 |
35 | Я понимаю себя и знаю, чего я хочу | 0 1 2 |
Спасибо
за участие в исследовании!
Бланк экспертной оценки социальной компетентности (доработанный)
Кого оценивают
(Ф.И.О.)______________________
Класс ____________
Семья _____________ Кто оценивает _________________________
Отметьте на трёхбалльной шкале, как проявил себя 7,9,10классник в процессе проездки, отметив один из баллов находящийся в правом столбике по такому принципу:
1 | Продемонстрировал знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды и его роль | 0 1 2 |
2 | Хорошо знал, какие у него в поездке права и обязанности | 0 1 2 |
3 | Достаточно быстро усваивает социальные нормы поведения, которыми руководствуется в дальнейшем | 0 1 2 |
4 | Получалось успешно решать проблемы, возникающие в межличностном общении | 0 1 2 |
5 | Получалось находить резервы для преодоления трудной ситуации (внутренние или внешняя помощь) | 0 1 2 |
6 | Получалось налаживать сотрудничество в группе | 0 1 2 |
7 | Смог легко перестроиться и приспособиться к новым условиям | 0 1 2 |
8 | Смог сам принимать эффективные решения | 0 1 2 |
9 | Легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия | 0 1 2 |
10 | Активно принимал участие в делах «семьи» | 0 1 2 |
11 | Уважал права и обязанности других участников выездных мастерских | 0 1 2 |
12 | Отвечал за свои решения и поступки | 0 1 2 |
13 | Оказывал эффективную помощь в решении внутрикомандных проблем и в принятии группового решения | 0 1 2 |
14 | Эффективно
распределял обязанности в |
0 1 2 |
15 | Получалось ставить групповые цели, следовать им | 0 1 2 |
16 | С лёгкостью находил и оценивал источники ресурсов для достижения цели | 0 1 2 |
17 | Понимал другого человека и мог поставить себя на его место | 0 1 2 |
18 | Выражал свои мысли и чувства понятно для других | 0 1 2 |
19 | Получалось слушать другого человека | 0 1 2 |
20 | Всегда контролировал себя и свои действия | 0 1 2 |
21 | Признавал свои ошибки | 0 1 2 |
22 | Анализировал свои поступки и действия | 0 1 2 |
23 | Уважал себя и принимал себя таким, какой он есть, признавая свои недостатки | 0 1 2 |
24 | Верил в себя и свои возможности | 0 1 2 |
25 | Всегда контролировал и регулировал своё эмоциональное состояние | 0 1 2 |
26 | Пользовался авторитетом у других людей | 0 1 2 |
27 | Получалось поощрять других людей | 0 1 2 |
28 | Получалось налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми | 0 1 2 |
29 | Получалось добиваться результатов | 0 1 2 |
30 | Получалось планировать свои и чужие действия | 0 1 2 |
31 | Получалось фокусироваться на целях обсуждения и поддерживать дискуссию | 0 1 2 |
32 | Получалось прекращать неэффективное обсуждение | 0 1 2 |
33 | Получалось убеждать людей | 0 1 2 |
34 | Логично и понятно строил свой устный и письменный текст | 0 1 2 |
35 | Понимает себя и знает, чего он хочет | 0 1 2 |
Спасибо за участие в исследовании!
Приложение 4. Результаты
изучения социального
интеллекта по методике
Дж. Гилфорда «Социальный
интеллект»
Класс | Субтест1 | Субтест2 | Субтест3 | Субстест4 | Общий балл |
6а | 6,8 | 6,5 | 7,4 | 4,0 | 24,7 |
6б | 6,7 | 7,4 | 8,2 | 4,4 | 26,5 |
средн. 6 | 6,8 | 6,9 | 7,8 | 4,2 | 25,6 |
7а | 8,6 | 7,3 | 8,8 | 3,9 | 28,5 |
7б | 7,5 | 6,6 | 8,1 | 4,5 | 26,6 |
средн. 7 | 7,3 | 6,9 | 8,0 | 4,2 | 26,4 |
9а | 7,1 | 7,6 | 9,0 | 3,9 | 27,6 |
9б | 9,0 | 7,7 | 8,8 | 4,6 | 30,2 |
средн. 9 | 8,0 | 7,7 | 8,9 | 4,3 | 28,9 |
10а | 9,0 | 7,4 | 9,9 | 5,6 | 31,8 |
10б | 9,0 | 7,4 | 9,2 | 6,0 | 31,5 |
средн. 10 | 9,0 | 7,4 | 9,5 | 5,8 | 31,7 |
Приложение 5. Сравнение
результатов изучения
социальной компетентности
учащихся 7, 9 и 10 классов
на четвёртом этапе
исследования
Таблица 5. Социальная компетентность. 7, 9 и 10 классы. Экспертная оценка, %
№ | Показатель/ класс | Среднее 7 кл. | Среднее
9 кл. |
Среднее 10 кл. |
1 | Продемонстрировал знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды и его роль | 23,3 | 56,7 | 46,7 |
2 | Хорошо знал, какие у него в поездке права и обязанности | 43,3 | 56,7 | 50,0 |
3 | Достаточно быстро усваивает социальные нормы поведения, которыми руководствуется в дальнейшем | 40,0 | 53,3 | 53,3 |
4 | Получалось успешно решать проблемы, возникающие в межличностном общении | 33,3 | 46,7 | 36,7 |
5 | Получалось находить резервы для преодоления трудной ситуации (внутренние или внешняя помощь) | 26,7 | 43,3 | 40,0 |
6 | Получалось налаживать сотрудничество в группе | 30,0 | 46,7 | 46,7 |
7 | Смог легко перестроиться и приспособиться к новым условиям | 40,0 | 46,7 | 46,7 |
8 | Смог сам принимать эффективные решения | 26,7 | 43,3 | 36,7 |
9 | Легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия | 30,0 | 43,3 | 40,0 |
10 | Активно принимал участие в делах «семьи» | 43,3 | 53,3 | 46,7 |
11 | Уважал права и обязанности других участников выездных мастерских | 43,3 | 50,0 | 50,0 |
12 | Отвечал за свои решения и поступки | 33,3 | 46,7 | 43,3 |
13 | Оказывал эффективную помощь в решении внутрикомандных проблем и в принятии группового решения | 40,0 | 46,7 | 43,3 |
14 | Эффективно
распределял обязанности в |
26,7 | 43,3 | 40,0 |
15 | Получалось ставить групповые цели, следовать им | 30,0 | 40,0 | 36,7 |
16 | С лёгкостью находил и оценивал источники ресурсов для достижения цели | 20,0 | 40,0 | 26,7 |
17 | Понимал другого человека и мог поставить себя на его место | 36,7 | 50,0 | 40,0 |
18 | Выражал свои мысли и чувства понятно для других | 36,7 | 50,0 | 46,7 |
19 | Получалось слушать другого человека | 46,7 | 50,0 | 46,7 |
20 | Всегда контролировал себя и свои действия | 36,7 | 53,3 | 36,7 |
21 | Признавал свои ошибки | 30,0 | 50,0 | 33,3 |
22 | Анализировал свои поступки и действия | 36,7 | 50,0 | 36,7 |
23 | Уважал себя и принимал себя таким, какой он есть, признавая свои недостатки | 40,0 | 46,7 | 43,3 |
24 | Верил в себя и свои возможности | 36,7 | 46,7 | 46,7 |
25 | Всегда контролировал и регулировал своё эмоциональное состояние | 40,0 | 50,0 | 40,0 |
26 | Пользовался авторитетом у других людей | 23,3 | 50,0 | 43,3 |
27 | Получалось поощрять других людей | 26,7 | 53,3 | 33,3 |
28 | Получалось налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми | 40,0 | 56,7 | 46,7 |
29 | Получалось добиваться результатов | 36,7 | 53,3 | 50,0 |
30 | Получалось планировать свои и чужие действия | 23,3 | 43,3 | 33,3 |
31 | Получалось фокусироваться на целях обсуждения и поддерживать дискуссию | 33,3 | 46,7 | 43,3 |
32 | Получалось прекращать неэффективное обсуждение | 20,0 | 36,7 | 0,9 |
33 | Получалось убеждать людей | 23,3 | 43,3 | 40,0 |
34 | Логично и понятно строил свой устный и письменный текст | 33,3 | 46,7 | 43,3 |
35 | Понимает себя и знает, чего он хочет | 40,0 | 53,3 | 43,3 |
Среднее | 33,3 | 46,7 | 40,0 |
Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках