Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

     Гилфрид и Дзурилла трактуют социальную компетентность как способность индивида решать проблемные ситуации во взаимодействии со своим окружением. Форд расценивает это явление как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях. Интересным представляется суждение МакФолла о том, что социальная компетентность определяется суждением других о том, насколько эффективно ведет себя индивид. Обобщенной характеристикой содержания термина является способность к эффективному взаимодействию.

     Социальная компетентность предполагает некоторую систему знаний об обществе, его отдельных элементах, характере общественных отношений, норм, их ценностях. Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное приспособление, а не глубина понимания. В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

     Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел  в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики. Дж. Гилфорд понимал социальный интеллект в более широком контексте - как интегральную способность, определяющую не только успешность общения, но и социальной адаптации. Поэтому к его составляющим он отнес социальное восприятие, социальную чувствительность, социальную память как особые способности. 

     3. Основные составляющие социальной компетентности 

     К составляющим социальной компетентности относят следующие:

     1. Оперативная социальная компетентность - знания о социальных институтах и структурах,  представления о функционировании социальных групп, современной конъюнктуре, о широте и требованиях современного репертуара ролевого поведения, общей социальной ориентации и осведомленности.

     2. Социально-психологическая компетентность - умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (Социально-психологическая компетентность здесь понимается как знание закономерностей проявлений психики объектов взаимодействия, физических закономерностей проявлений материального мира, осознание таких своих способностей, которые позволяют успешно действовать в мире разного рода отношений)

     3. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, эффективно решать определённые типы коммуникативных задач ;

     4. Эго-компетентность - осознание своей национальной, половой, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, понимание причин своих промахов и ошибок, эмоциональная и поведенческая саморегуляция; владение приемами самовыражения и саморазвития, осмысление жизни, формирование нравственных суждений (как ценностный компонент, духовно-личностная база социальной компетентности) [2].  

     4. Социальные практики  гимназистов

     Социальная  практика гимназистов является важной составляющей воспитательной системы гимназии.

     Наиболее  эффективным средством реализации воспитательных задач в школе  и залогом успеха деятельности детских  творческих объединений и всего  гимназического коллектива стала социальная практика старшеклассников, организация  которой преследует решение следующих задач:

    • получение гимназистами средних и старших классов основ профессиональных педагогических навыков и отношений (восприятие детей младшего возраста, умение их организовать и адекватно реагировать на особенности их поведения);
    • пробуждение у старшеклассников «родительских инстинктов» (по А.И.Захарову) – способности получать удовольствие от общения с детьми, тенденции к восприятию ребенка как личности, достойной уважения);
    • выявление и развитие социальной компетентности участников.

     Социальную  практику гимназисты, начиная с 9 класса, могут пройти в разных формах:

    1. шефская помощь 5-7 классам при организации классного мероприятия или выступления на школьном празднике;
    2. помощь ученикам 5-7 классов в подготовке домашнего задания;
    3. руководство разновозрастной учебной проектной группой;
    4. в работе студии, клуба, секции;
    5. разработка и проведение урока, психологического тренинга, игры (например, в качестве методической или исследовательской части дипломной работы);
    6. организатор, руководитель группы на Выездных педагогических мастерских или на туристическом слёте, в походе, в краеведческой экспедиции, в поездке.

     Социальная  практика, кроме педагогической деятельности старшекласников, включает право учащегося  представлять гимназию на интеллектуальных марафонах и олимпиадах, на межгимназических слётах и конференциях.

     Значительное  влияние на степень активности ребёнка  в жизнедеятельности гимназии оказывает  публичное признание его успешности (награда «Звезда гимназии», благодарность, высказанная на общей рефлексии, предоставление права участвовать в лично интересном мероприятии). И если при первоначальном опыте учащегося в социальной практике значительную роль в определении  мотивационной сферы играет система льгот, предоставляющихся в учебном процессе (в частности на экзаменах). То в дальнейшем доминирующим стимулом, как правило, становится интересное дело и возможность быть успешным в различных видах деятельности.

     Важным  средством консолидации гимназического коллектива являются Выездные педагогические мастерские. Ежегодно проводившиеся с 1996 г. в период весенних каникул на базе обустроенных центров отдыха, на сегодняшний день Мастерские стали общегимназическим лагерем.

     Организация Выездных педагогических мастерских строится на следующих принципах.

     Основу  составляет разновозрастный коллектив. Оптимальный состав приблизительно 100 – 110 детей, из которых 2/3 – учащиеся с 5 по 7 класс, 1/3 ребят из 9, 10, 11 классов.

     Участники делятся на равноценные разновозрастные  группы (по 12-14 человек), так называемые «семьи», в которых старшим ребятам отводится роль «родителей», а значит, на них возлагается серьёзная доля ответственности за организацию досуга своих младших товарищей и своего собственного досуга.

     Находясь  в положении взрослого, старшеклассники  вынуждены определить своё отношение к предоставленной свободе. В подобной ситуации воспитанник является главным героем действа. А значит, он предлагает, организовывает и участвует. Его позиция: «Делаю то, что нравится мне, понравится другим и не нанесёт вреда». В выездных педагогических мастерских создаётся такое воспитательное пространство, в котором каждый ребёнок может выстраивать поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности и опираясь на личностные ресурсы.

     Задача  педагогов – создать оптимальные условия для выбора эффективных способов и форм организации жизни гимназического лагерного коллектива. Выездные мастерские проводятся как очень тонкое психолого-педагогическое действие, в котором педагог занимает «скрытую педагогическую позицию», роль «бабушки» и «дедушки» (кураторы разновозрастных групп): вроде не вмешиваться без необходимости во внутреннюю жизнь каждой «семьи», но всегда быть готовыми оказать поддержку и помощь, если за ней обратятся старшеклассники. Кроме того, педагоги выступают самостоятельной «семьёй», полноправным участником  лагерных мероприятий, а также в роли руководителя одной из творческих мастерских.

     Успех данного социального проекта  определяется во многом тем, насколько  тщательно проведена его подготовка. За полтора месяца до выезда на конкурсной основе (по текущим результатам социальной практики) формируется состав старшеклассников-организаторов.

     В дальнейшем организуются консультации ребят с педагогами, кураторами, руководителями студий, клубов, секций, психологами, по продумыванию целей, внутрисемейных и общих мероприятий, составлению списков разновозрастных групп. Завершает подготовительный этап общий тренинг всех участников лагеря, знакомство ребят в своих разновозрастных группах.

     Яркий колорит в жизнь лагеря вносит богатое разнообразие спортивных, интеллектуальных, творческих мероприятий, выстроенных в порядке постепенного расширения круга сплочения участников, и способствующих формированию единого коллектива. Первые дни призваны обеспечить условия, при которых каждый ребёнок смог бы проявить свои способности, быть принятым в своей группе, «семье» («Интеллектуальная викторина», «Книга Гиннеса», «Литературно-музыкальный салон», «Презентация семей» и т.д.). Последующие дела, направлены  на сплочение ребят внутри «семьи», состязания в командном зачёте (спортивная эстафета, КВН, Кинофестиваль, творческо-поисковая игра «Сокровища капитана Флинта», кулинарный конкурс и т.д.). И кульминацией выезда становятся общие мероприятия, в которых лагерь выступает как единое целое («Масленица», ролевая игра «Театр экспромта», «Прощание семей»). Общая координирующая функция находится у Совета шеф-родителей.

     В лагере у старшеклассников есть возможность  организовать и провести собственную  мастерскую («Мастер-класс»), где они  могут научить каким-либо умениям и навыкам, которыми сами владеют (например, «Вязание», «Видеоролик», «Кузня», «Физический эксперимент», «Волейбол», «Фотопрезентация», «Пресс-центр»). Успешность следующего дня зависит во многом от того, насколько внимательно осмыслен опыт дня предыдущего. С этой целью проводятся «Огонёк семьи» и общая педагогическая рефлексия «Совет родителей».

     Обязательным  итогом любого мероприятия является награждение победителей. Решения  о персональной благодарности принимаются  на собрании семьи и на Совете родителей и озвучиваются на утреннем Общем сборе. Любая информация о жизни гимназического лагеря (законы, распорядок дня, индивидуальные успехи и награды «семьи», пресс-лист) фиксируются на общем стенде.

     Таким образом, главными результатами Выездных педагогических мастерских стали:

  1. создание условий, которые помогают ребятам понять свою ценность, определить свои возможности и научиться их оптимально использовать при реальном жизненном выборе;
  2. формирование групп по интересам;
  3. решение актуальных воспитательных задач («Устав детской организации», его символика);
  4. формирование школьного актива и огромный творческий коллективный заряд на предстоящий год;
  5. сплочение гимназического коллектива [3].

     Компетентностный  и деятельностный подходы, нацеленные на формирование активной субъектной позиции ученика, в значительной степени отвечают требованиям социального заказа родителей, учащихся и современного российского общества.

 

      Резюме

     Социальная  компетентность в обобщенной формулировке подразумевает способность к эффективному взаимодействию.

     К составляющим социальной компетентности относят следующие:

     1. Оперативная социальная компетентность - знания о социальных институтах и структурах, общая социальная ориентация и осведомленность.

     2. Социально-психологическая компетентность - умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

     3. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

     4. Эго-компетентность – ценностный компонент, духовно-личностная база социальной компетентности, подразумевающая высокий уровень самосознания, саморазвития.

     Социальные  практики гимназистов с точки  зрения компетентностного подхода  являются не только воспитательными  мероприятиями, но побуждают участников проявлять в интересной для них  деятельности и, соответственно, через  проживание опыта, развивать социальную, проблемную, эмоциональную и другие компетентности.

 

      Глава II. Изучение социальной компетентности

     Проблема исследования. Динамика развития отдельных компонентов социальной компетентности различна. И так как в будущем ученикам 9 и 10 классам скоро предстоит адаптация  в обществе, а социальная компетентность является необходимым фактором успешности этого процесса, должны создаваться специальные ситуации деятельности подростков и юношей, которые будут помогать развивать разнообразные компоненты их социальной компетентности. Для оптимизации этой работы необходимо выявлять уровень развития отдельных компонентов социальной компетентности учащихся.

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках