Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

     Объект исследования:  ученики 7 (участники групп на социальных практиках), ученики 9-10 классов (организаторы, руководители групп на социальных практиках).

     Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.

     Цель исследования: Выявление отличий в показателях практической стороны  социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

     Задачи исследования:

  1. Подобрать, доработать (скорректировать) и  при необходимости составить методики для изучения социальной компетентности подростков.
  2. Провести исследование  социальной компетентности  учащихся 7, 9-10 классов.
  3. Обработать, проанализировать и обобщить полученные результаты. Сравнить показатели развития практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса.

     Гипотезы исследования:

    1. Участники социальных практик обладают уровнем развития социальной компетентности не ниже среднего.
    2. В гимназии темпы развития вербального компонента социальной компетентности будет опережать невербальный.

     Методы исследования: эксперимент, экспертная оценка, наблюдение.

     Методики исследования:

  1. Опросник «Компоненты социальной компетентности». Данная методика разработана в двух вариантах: Самооценка участника социальных практик и экспертная оценка.
  2. Бланк с параметрами для экспертной оценки.
  3. Психологический тест социального интеллекта Дж. Гилфорда.

     Экспериментальная база: ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

     Описание экспериментальной выборки. Самооценка проявления социальной компетентности в социальных практиках была дана 30 десятиклассниками, 20 девятиклассниками и 20 семиклассниками.

     Экспертная оценка дана проявлениям социальной компетентности 31-ти десятиклассников и 23-ти девятиклассников и 33-ти семиклассников.

     В качестве экспертов выступили 4 педагога, 13 десятиклассников, 4 девятиклассника и 6 учеников 7-8 классов.

     Было проведено исследование по опроснику «Компоненты социальной компетентности. Самооценка» в ГОУ гимназии № 1505 «Московской городской педагогической гимназии – лаборатории»:

  • 1.11.2010 в 10 «Б» классе (поездка в Казань). Опрошено 12 девушек, 5 юношей.
  • 25.10.2010 в 10 «А» классе (поездка в Нижний Новгород). Опрошено 6 девушек, 6 юношей.

     По опроснику «Компоненты социальной компетентности. Экспертная оценка» были оценены:

  • ученики 10 «Б» класса (1.11.2010) учениками 7 «Б» класса, 10 «Б» класса и учителями. Были получены экспертные оценки социальной компетентности 13 девушек и 4 юноши.
  • ученики 10 «А» класса (25.10.2010) были оценены учениками 10 «А» класса (7 юношей и 2 девушки).

     В процессе невключенного наблюдения была проведена экспертная оценка большой игры «Экспедиция за инопланетными растениями и животными» (3.12.2010г.), где экспертами оценивались ученики 9 классов и 7 «Б». Оценено 5 девушек и 7 юношей из 7 «Б» класса, 3 девушки и 2 юноши из 9 классов.

     По опроснику «Бланк экспертной оценки социальной компетентности (доработанный)» в процессе педагогических мастерских «Серпухов» были оценены ученики 9 классов в количестве 15 девушек и 7 юношей, ученики 7 классов в количестве 14 девушек и 9 юношей и ученики 10 классов в количестве 7 девушек и 10 юношей.

     По опроснику «Бланк самооценки социальной компетентности (доработанный)» в процессе педагогических мастерских «Серпухов». Были опрошены ученики 9 классов в количестве 13 девушек и 7 юношей, ученики 7 классов в количестве 11 девушек и 9 юношей и ученики 10 классов в количестве 7 девушек и 7 юношей.

     Экспериментальные ситуации:

    • поездки (Казань, Нижний Новгород),
    • учебно-ролевая игра «Экспедиция за инопланетными растениями и животными» для 7 классов, проведённая учащимися 9 класса,
    • групповое тестирование (тест Дж. Гилфорда),
    • выездные социально-педагогические мастерские «Серпухов».

     План исследования

     Первый этап: разработка методики экспертной оценки и самооценки социальной компетентности и изучение с её использованием социальной компетентности участников организованных коллективных поездок по городам России. Респондентами выбраны были ученики 10х классов, выполнявшие в этих поездках роль руководителей разновозрастных ученических групп. Сроки проведения этапа: октябрь 2010 года.

     Второй этап: экспертная оценка социальной компетентности участников (7 кл.) и организаторов (9 кл.) учебно-ролевой игры «Экспедиция за инопланетными растениями и животными». Сроки проведения этапа: декабрь 2010 года.

     Третий этап: групповое тестирование социального интеллекта с использованием методики Дж. Гилфорда. Сроки проведения: январь 2011 года.

     Четвёртый этап: доработка методики экспертной оценки и самооценки социальной компетентности и изучение с её использованием социальной компетентности участников выездных социально-педагогических мастерских «Серпухов». Респондентами выбраны были ученики 9 и 10х классов, выполнявшие в этих поездках роль руководителей разновозрастных ученических групп и ученики 7х классов, как участники этих групп. Сроки проведения этапа: март 2011 года. 

1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности учащихся 7,9 и 10 классов гимназии 

     1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп (первый и второй этапы исследования)

     Оценка социальной компетентности 10 классов производилась по итогам двухдневной поездки (практики) в роли руководителя разновозрастной группы, что дало больше возможности для объективного оценивания. В то время как оценка социальной компетентности у 7 и 9 классов проводилась в процессе совместной двухчасовой деятельности в игре, где 9 являлись организаторами, а 7 – участниками (то есть только в одном виде деятельности). К тому же количество испытуемых в 10 классе было значительно больше, что делает средние данные по этой выборке более достоверными. Поэтому разные участники исследования были в разных ситуациях оценивания. Так же тут можно сказать, что эксперты при оценивании 7 и 9 классов не были сильно подготовлены, в связи с чем при следующем исследовании они будут подготавливаться тщательней. Поэтому сопоставить результаты по социальной компетентности между классами (см. Приложение 2) не представляется возможным и в связи с этим в данном исследовании целесообразно сопоставить более детально (конкретно) самооценку 10 и экспертную оценку.

     Таблица № 2. Сравнение самооценки и экспертной оценки социальной компетентности учащихся 10 класса (от 0 до 4 баллов)

Проявления  социальной компетентности Среднее Самооценка Среднее Эксперт.
1. Знание требований к характеристикам  хорошего руководителя команды 3,3 3,1
2. Знание прав и обязанностей 3,4 3,2
3. Руководствовался сознательными  социально нормативными целями  и правилами 3,0 3,2
4. Быстро усваивает социальные  нормы поведения 3,3 3,3
5. Хорошо решает межличностные  проблемы 3,2 2,8
6. Получается найти личностные  резервы для преодоления трудной  ситуации 3,1 2,9
7. Без проблем может попросить  о помощи и наладить сотрудничество 3,3 2,9
8. Может легко перестроиться и  приспособиться к новым обстоятельствам 3,2 3,3
9. Может и умеет сам принимать  решения 3,5 3,4
10. Решал свои проблемы без чьей-либо  помощи 2,7 3,3
11. Очень активно принимает участие  в общественной жизни школы 2,9 3,3
12. Легко ориентировался в жизненных  ситуациях и понимал, что нужно делать 2,9 3,0
13. Уважал права и обязанности  других людей 3,2 3,3
14. Смог ответить за свои поступки 3,4 3,1
15. Всегда готов помочь в решении  внутрикомандных проблем 3,5 3,0
16. Легко смог распределить обязанности  в группе 2,9 2,7
17. Ответственный человек 2,9 3,1
18. Смог с лёгкостью найти и  оценить источники ресурсов для  достижения цели 2,8 3,0
19. Может понять другого человека  и поставить себя на его  место 3,1 2,7
20. Легко вступал в контакт с  любым человеком 2,9 3,1
21. Выражал свои мысли и чувства понятно для других 2,8 2,9
22. Получалось слушать другого человека 3,2 3,2
23. Получалось ставить цели 3,1 2,9
24. Говорил языком, понятным для  других людей 2,5 3,2
25. Всегда контролировал себя и  свои действия 2,6 3,1
26. Признавал свои ошибки 3,1 2,8
27. Мог проанализировать свои поступки  и действия 3,3 2,7
28. Уважает себя и принимает себя  таким, какой он есть 2,9 3,5
29. Верил в себя и свои возможности 3,0 3,4
30. Старательно работал в поездке,  чтобы чего-то добиться, получить опыт 2,7 2,9
31. Всегда контролировал и урегулировал  своё эмоциональное состояние 2,5 2,6
32. Замечательно вёл себя в обществе 2,8 3,1
33. Пользовался авторитетом у других  людей 2,7 3,1
34. Знает, как поощрить человека 3,0 2,7
Средний показатель социальной компетентности 3,0 3,0

 

     В среднем самооценка у 10 сходится с экспертной оценкой (3 балла), из чего можно сделать вывод, что 10 классы достаточно адекватно и объективно оценивают свои возможности выполнения социальной и коммуникативной деятельности. Но, как можно видеть из оценок отдельных параметров социальной компетентности, 10 классы так же недооценивают или преувеличивают свои способности по некоторым из них. Недооценивают 10тиклассники себя по следующим критериям:

  1. Умение говорить языком, понятным для других людей (недооценка на 0,7 балла);
  2. Самоуважение и самопринятие (самооценка на 0,6 ниже, чем экспертная оценка: 2,9-3,5);
  3. Постоянный самоконтроль (2,6 балла при оценке экспертами 3,1);
  4. Верил в себя и свои возможности (при самооценке 3 эксперты ставят 3,4);
  5. Авторитет у других людей (2,7 балла при экспертной оценке 3,1);
  6. Умение вести себя в обществе (2,8 балла против 3,1 баллов, поставленных экспертами).

     Недооценивают десятиклассники себя также по уровню активности участия в делах школы и в умении решать проблемы самостоятельно.

     Явно переоценивают себя десятиклассники по следующим параметрам социальной компетентности:

  1. Способность к самоанализу (на 0,6 балла)
  2. Готовность помочь в решении внутрикомандных проблем (на 0,5 балла);
  3. Умение решать межличностные проблемы (на 0,4 балла);
  4. Умение запрашивать помощь и наладить сотрудничество (на 0,4 балл);
  5. Может понять другого человека и поставить себя на его место (переоценка на 0,4 балла);
  6. Вера в себя (на 0,4 балла).

     Также переоценили себя десятиклассники  в умении поощрить человека.

     По мнению экспертов и самих десятиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):

  1. Эмоциональный самоконтроль и саморегуляция (2,5 и 2,6 балла);
  2. Умение выражать свои мысли и чувства понятно для других (2,8 и 2,9 балла);
  3. Старательность в работе, стремление получить опыт (2,7 и 2,9 балла).

     Эксперты  считают, что десятиклассникам необходимо также развивать:

    1. Умение поощрить человека (2,7 балла);
    2. Самоанализ (2,7 балла)4
    3. Умение понять другого человека и поставить себя на его место(2,7 балла);
    4. Умение распределять обязанности в группе (2,7 балла) .

     По  совмещенной оценке экспертов и  десятиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:

  1. Умение самостоятельно принимать решения  (средняя оценка 3,45)
  2. Знание прав и обязанностей (средняя оценка 3,3 балла)
  3. Способность перестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам (средняя оценка 3,25)
  4. Уважение прав и обязанностей других людей (средняя оценка 3,25)
  5. Умение отвечать за свои поступки (средняя оценка 3,25)
  6. Готовность помочь в решении внутрикомандных проблем средняя оценка 3,25)
  7. Усвоение и следование социальным нормативным целям и правилам (средняя оценка 3,2)
  8. Знание требований к хорошему руководителя команды (средняя оценка 3,2)
  9. Умение слушать другого (средняя оценка 3,2)
  10. Вера в себя и свои возможности (средняя оценка 3,2)

     Таким образом, не смотря на выявленные недостатки в развития отдельных составляющих социальной компетентности, более четверти выделенных в исследовании ее критериев в исследуемой выборке десятиклассников в процессе их участия в социальных практиках проявлены на высоком уровне.

     Если  учесть, что оценка в 2 балла соответствует 50% уровня каждого показателя, то следует отметить, что все из изучаемых параметров были в процессе исследования проявлены на уровне выше 50%. Это можно объяснить как высоким уровнем развития социальной компетентности старшеклассников, активно участвующих в социальной и коммуникативной деятельности, так и недостаточной дифференцированностью уровня оценивания и содержания самих критериев (их очень обобщенным характером). 

     1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» (третий этап исследования)

     Субтесты  методики Гилфорда диагностируют  4 способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований, результатов поведения. Тест Дж. Гилфорда позволяет измерять общий уровень развития социального интеллекта, а также оценивать частные способности понимания поведения людей:

  • способность предвидения последствий поведения,
  • адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии,
  • понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия,
  • понимание внутренних мотивов поведения людей.

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках