Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

     Переоценивают себя девятиклассники по следующим параметрам социальной компетентности:

  1. Умение отвечать за свои решения и поступки (на 0,4 балла);
  2. Умение понимать себя и знать, чего он хочет (на 0,4 балла);
  3. Умение налаживать сотрудничество в группе (на 0,3 балла);
  4. Умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям (на 0,3 балла);
  5. Умение ориентироваться в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия (на 0,3 балла);
  6. Умение уважать права и обязанности других участников выездных мастерских (на 0,3 балла);
  7. Умение оказывать эффективную помощь в решении внутрикомандных проблем и в принятии группового решения (на 0,3 балла);
  8. Умение слушать другого человека (на 0,3 балла);
  9. Умение уважать себя и принимать себя таким, какой он есть, признавая свои недостатки (на 0,3 балла);
  10. Вера в себя и свои возможности (на 0,3 балла);
  11. Умение прекращать неэффективное обсуждение (на 0,3 балла).

     По мнению экспертов и самих девятиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):

  1. Нахождение и оценка источников ресурсов для достижения цели (1,3 и 1,2 балла);
  2. Умение прекращать неэффективное обсуждение (1,4 и 1,1 балла);
  3. Умение ставить групповые цели, следовать им (1,4 и 1,2 балла);
  4. Умение самостоятельно принимать эффективные решения (1,4 и 1,3 балла);
  5. Умение эффективно распределять обязанности в группе и стимулировать окружающих к эффективному участию (1,5 и 1,3 балла);
  6. Умение планировать свои и чужие действия (1,5 и 1,3 балла);
  7. Умение убеждать людей (1,5 и 1,3 балла);
  8. Логичное и понятное построение своего устного и письменного текста (1,4 балла);
  9. Нахождение резервов для преодоления трудной ситуации (внутренние или внешняя помощь) (1,5 и 1,4 балла);
  10. Умение успешно решать проблемы, возникающие в межличностном общении (1,5 и 1,4 балла);
  11. Умение пользоваться авторитетом у других людей(1,5 и 1,5 балла);
  12. Контроль и регуляция своего эмоционального состояния (1,7 и 1,6 балла).

     По  совмещенной оценке экспертов и  девятиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:

    1. Умение быстро усваивать социальные нормы поведения, которыми руководствуется в дальнейшем (1,7 и 1,6 балла);
    2. Умение активно принимать участие в делах «семьи» (1,7 и 1,6 балла);
    3. Уважение прав и обязанностей других участников выездных мастерских(1,8 и 1,5 балла);
    4. Умение слушать другого человека(1,8 и 1,5 балла);
    5. Умение поощрять других людей(1,7 и 1,6 балла);
    6. Контроль себя и свои действия(1,7 и 1,6 балла);
    7. Умение добиваться результатов(1,7 и 1,6 балла);
    8. Умение продемонстрировать знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды и его роль (1,7 балла);
    9. Знание своих прав и обязанностей в поездке(1,7 и 1,9 балла);
    10. Умение налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми(1,7 и 1,9 балла);
    11. Умение понимать себя и знать, чего он хочет(2 и 1,6 балла);

     У 7 класса довольно высокий балл равный самооценке 10 класса (1,4 балла), что показывает, что они явно переоценивают свои возможности, и не могут объективно оценить себя, так как эксперты оценили 7 класс значительно ниже (1 балл). 7 классы явно переоценивают себя по некоторым параметрам, а именно:

  1. Умение отвечать за свои решения и поступки (на 0,8 балла);
  2. Умение признавать свои ошибки (на 0,7 балла);
  3. Умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям (на 0,6 балла);
  4. Умение уважать права и обязанности других участников выездных мастерских (на 0,6 балла);
  5. Умение анализировать свои поступки и действия (на 0,6 балла);
  6. Умение понимать себя и знать, чего он хочет ( на0,6 балла);
  7. Умение продемонстрировать знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды и его роль (на 0,5 балла);
  8. Умение быстро усваивать социальные нормы поведения, которыми руководствуется в дальнейшем (на 0,5 балла);
  9. Умение налаживать сотрудничество в группе (на 0,5 балла);
  10. Нахождение и оценка источников ресурсов для достижения цели (на 0,5 балла);
  11. Выражение своих мыслей и чувств понятно для других (на 0,5 балла);
  12. Вера в себя и свои возможности (на 0,5 балла);
  13. Умение налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми (на 0,5 балла).

     По мнению экспертов и самих семиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):

  1. Умение самостоятельно принимать эффективные решения (0,7 и 0,8 балла);
  2. Умение пользовался авторитетом у других людей (,08 и 0,7 балла);
  3. Умение прекращать неэффективное обсуждение (0,9 и 0,6 балла);
  4. Эффективное распределение обязанностей в группе и стимулирование окружающих к эффективному участию (0,8 балла);
  5. Получалось планировать свои и чужие действия (0,9 и 0,7 балла);
  6. Нахождение и оценка источников ресурсов для достижения цели (1,1 и 0,6 балла);
  7. Умение поощрять других людей (1 и 0,8 балла);
  8. Умение убеждать людей (1,1 и 0,7 балла);
  9. Умение продемонстрировать знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды и его роль (1,2 и 0,7 балла);
  10. Умение находить резервы для преодоления трудной ситуации (внутренние или внешняя помощь) (1,2 и 0,8 балла);
  11. Умение ставить групповые цели, следовать им (1,1 и 0,9 балла);
  12. Умение легко ориентировался в жизненных ситуациях, анализируя причины их возникновения и их возможные последствия (1,3 и 0,9 балла);
  13. Умение фокусироваться на целях обсуждения  и поддерживать дискуссию (1,2 и 1 балла);
  14. Логичное и понятное построение своего устного и письменного текста (1,2 и 1 балла);
  15. Умение успешно решать проблемы, возникающие в межличностном общении (1,3 и 1 балла).

     По  совмещенной оценке экспертов и  семиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:

  1. Отвечал за свои решения и поступки (1,8 и 1 балла);
  2. Достаточно быстро усвоение социальных норм поведения, которыми руководствуется в дальнейшем (1,7 и 1,2 балла);
  3. Умение налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми (1,7 и 1,2 балла);
  4. Понимает себя и знает, чего он хочет(1,8 и 1,2 балла);
  5. Умение перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям (1,8 и 1,2 балла);
  6. Знание своих прав и обязанностей в поездке (1,7 и 1,3 балла);
  7. Анализ своих поступков и действий (1,7 и 1,4 балла);
  8. Умение слушать другого человека (1,8 и 1,4 балла);
  9. Уважение прав и обязанностей других участников выездных мастерских (1,9 и 1,3 балла).

     Таким образом, не смотря на явное переоценивание развития отдельных составляющих социальной компетентности, более четверти выделенных в исследовании ее критериев в исследуемой выборке 7, 9 и 10 классов в процессе их участия в социальных практиках проявлены на высоком уровне.

       Экспертная  оценка седьмых и девятых проводилась  за 3 часа игры, а оценка десятых проводилась в течение 3х дней. Так же эксперты были не подготовлены, и эта была их первая практика. В связи с этим седьмые и девятые проявили компетентность больше (были более компетентны), чем десятые и оценки классов заметно различаются.

     Таблица № 3. Итоговый показатель социальной компетентности учащихся 7,9 и 10 классов по результатам 1 и 2 этапов исследования. Экспертная оценка, %

Показатели  социальной компетентности 7 9 10 Среднее
1. знание требований к характеристикам  хорошего руководителя команды 63,3 63,3 62,0 62,9
2. знание прав и обязанностей 73,3 76,7 64,0 71,3
3. руководствовался сознательными  социально нормативными целями  и правилами 71,7 73,3 64,0 69,7
4. быстро усваивает социальные  нормы поведения 70,0 76,7 66,0 70,9
5. хорошо решает межличностные  проблемы 63,3 63,3 56,0 60,9
6. получается найти личностные  резервы для преодоления трудной  ситуации 73,3 66,7 58,0 66,0
7. без проблем может попросить  о помощи и наладить сотрудничество 66,7 73,3 58,0 66,0
8. может легко перестроиться и  приспособиться к новым обстоятельствам 75,0 73,3 66,0 71,4
9. может и умеет сам принимать  решения 70,0 70,0 68,0 69,3
10. решал свои проблемы без чьей-либо  помощи 68,3 60,0 66,0 64,8
11. очень активно принимает участие  в общественной жизни школы 71,7 70,0 66,0 69,2
12. легко ориентировался в жизненных ситуациях и понимал, что нужно делать 66,7 66,7 60,0 64,4
13. уважал права и обязанности  других людей - - 66,0  
14. смог ответить за свои поступки 66,7 66,7 62,0 65,1
15. всегда готов помочь в решении  внутрикомандных проблем 71,7 66,7 60,0 66,1
16. легко смог распределить обязанности  в группе - - 54,0  
17. ответственный человек 71,7 70,0 62,0 67,9
18. смог с лёгкостью найти и  оценить источники ресурсов для  достижения цели 71,7 60,0 60,0 63,9
19. может понять другого человека  и поставить себя на его место 61,7 70,0 54,0 61,9
20. легко вступал в контакт с  любым человеком 71,7 73,3 62,0 69,0
21. выражал свои мысли и чувства  понятно для других 65,0 66,7 58,0 63,2
22. получалось слушать другого человека 70,0 70,0 64,0 68,0
23. получалось ставить цели 75,0 60,0 58,0 64,3
24. говорил языком, понятным для  других людей 75,0 66,7 64,0 68,6
25. всегда контролировал себя и  свои действия 65,0 63,3 62,0 63,4
26. признавал свои ошибки 71,7 66,7 56,0 64,8
27. мог проанализировать свои поступки и действия 66,7 66,7 54,0 62,4
28. уважает себя и принимает себя  таким, какой он есть 78,3 63,3 70,0 70,6
29. верил в себя и свои возможности 80,0 60,0 68,0 69,3
30. старательно работал в поездке,  чтобы чего-то добиться, получить  опыт 78,3 70,0 58,0 68,8
31. всегда контролировал и урегулировал  своё эмоциональное состояние - - 52,0  
32. замечательно вёл себя в обществе - - 62,0  
33. пользовался авторитетом у других  людей 63,3 53,3 62,0 59,6
34. знает, как поощрить человека - - 54,0  
Средний % 70,2 67,1 61,1  

 

     В среднем экспертная оценка у 7 класса выше, чем у остальных (70,2%), из чего можно сделать вывод, что 7 классы достаточно активно и периодически проявляли отдельные параметры компетентности. Но, как можно видеть из оценок отдельных параметров социальной компетентности, у 7 классов есть как низкие показатели по некоторым критериям, так и высокие по другим.

     Эксперты отметили высокие показатели компетентности у 7 в следующих параметрах:

  1. Верил в себя и свои возможности (80 %);
  2. Уважает себя и принимает себя таким, какой он есть (78,3 %);
  3. Старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт (78,3 %);
  4. Получалось ставить цели (75%);
  5. Говорил языком, понятным для других людей (75%).

     По мнению экспертов, социальная компетентность 7 класса требует развития в следующих направлениях (оценка невысока):

  1. Знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды (63,3 %);
  2. Успешное решение межличностных проблем (63,3 %);
  3. Пользовался авторитетом у других людей (63,3 %);
  4. Может понять другого человека и поставить себя на его место (61,7%).

     В среднем экспертная оценка у 9 класса 67,1 %, из чего можно сделать вывод, что 9 классы проявили себя достаточно компетентными во время деятельности. Но, тем не менее, 9 классы имеют так же, как низкие показатели по некоторым критериям, так и высокие по другим.

     Эксперты отметили высокие показатели компетентности у 9 в следующих параметрах:

  1. Знание прав и обязанностей (76,7 %);
  2. Быстро усваивает социальные нормы поведения (76,7 %);
  3. Руководствовался сознательными социально нормативными целями и правилами (73,3 %);
  4. Без проблем может попросить о помощи и наладить сотрудничество (73,3 %);
  5. Может легко перестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам (73,3 %);
  6. Легко вступал в контакт с любым человеком (73,3 %).

     По мнению экспертов, социальная компетентность 9 класса требует развития в следующих направлениях (оценка невысока):

    1. Решал свои проблемы без чьей-либо помощи (60 %);
    2. Смог с лёгкостью найти и оценить источники ресурсов для достижения цели (60 %);
    3. Получалось ставить цели (60 %);
    4. Верил в себя и свои возможности (60 %);
    5. Пользовался авторитетом у других людей (53,3 %).

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках