Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле
Переоценивают себя девятиклассники по следующим параметрам социальной компетентности:
По мнению экспертов и самих девятиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):
По совмещенной оценке экспертов и девятиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:
У 7 класса довольно высокий балл равный самооценке 10 класса (1,4 балла), что показывает, что они явно переоценивают свои возможности, и не могут объективно оценить себя, так как эксперты оценили 7 класс значительно ниже (1 балл). 7 классы явно переоценивают себя по некоторым параметрам, а именно:
По мнению экспертов и самих семиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):
По совмещенной оценке экспертов и семиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:
Таким образом, не смотря на явное переоценивание развития отдельных составляющих социальной компетентности, более четверти выделенных в исследовании ее критериев в исследуемой выборке 7, 9 и 10 классов в процессе их участия в социальных практиках проявлены на высоком уровне.
Экспертная оценка седьмых и девятых проводилась за 3 часа игры, а оценка десятых проводилась в течение 3х дней. Так же эксперты были не подготовлены, и эта была их первая практика. В связи с этим седьмые и девятые проявили компетентность больше (были более компетентны), чем десятые и оценки классов заметно различаются.
Таблица № 3. Итоговый показатель социальной компетентности учащихся 7,9 и 10 классов по результатам 1 и 2 этапов исследования. Экспертная оценка, %
Показатели социальной компетентности | 7 | 9 | 10 | Среднее |
1.
знание требований к |
63,3 | 63,3 | 62,0 | 62,9 |
2. знание прав и обязанностей | 73,3 | 76,7 | 64,0 | 71,3 |
3.
руководствовался |
71,7 | 73,3 | 64,0 | 69,7 |
4. быстро усваивает социальные нормы поведения | 70,0 | 76,7 | 66,0 | 70,9 |
5. хорошо решает межличностные проблемы | 63,3 | 63,3 | 56,0 | 60,9 |
6.
получается найти личностные
резервы для преодоления |
73,3 | 66,7 | 58,0 | 66,0 |
7.
без проблем может попросить
о помощи и наладить |
66,7 | 73,3 | 58,0 | 66,0 |
8.
может легко перестроиться и
приспособиться к новым |
75,0 | 73,3 | 66,0 | 71,4 |
9. может и умеет сам принимать решения | 70,0 | 70,0 | 68,0 | 69,3 |
10.
решал свои проблемы без чьей- |
68,3 | 60,0 | 66,0 | 64,8 |
11.
очень активно принимает |
71,7 | 70,0 | 66,0 | 69,2 |
12. легко ориентировался в жизненных ситуациях и понимал, что нужно делать | 66,7 | 66,7 | 60,0 | 64,4 |
13. уважал права и обязанности других людей | - | - | 66,0 | |
14. смог ответить за свои поступки | 66,7 | 66,7 | 62,0 | 65,1 |
15. всегда готов помочь в решении внутрикомандных проблем | 71,7 | 66,7 | 60,0 | 66,1 |
16.
легко смог распределить |
- | - | 54,0 | |
17. ответственный человек | 71,7 | 70,0 | 62,0 | 67,9 |
18.
смог с лёгкостью найти и
оценить источники ресурсов |
71,7 | 60,0 | 60,0 | 63,9 |
19. может понять другого человека и поставить себя на его место | 61,7 | 70,0 | 54,0 | 61,9 |
20. легко вступал в контакт с любым человеком | 71,7 | 73,3 | 62,0 | 69,0 |
21. выражал свои мысли и чувства понятно для других | 65,0 | 66,7 | 58,0 | 63,2 |
22.
получалось слушать другого |
70,0 | 70,0 | 64,0 | 68,0 |
23. получалось ставить цели | 75,0 | 60,0 | 58,0 | 64,3 |
24. говорил языком, понятным для других людей | 75,0 | 66,7 | 64,0 | 68,6 |
25. всегда контролировал себя и свои действия | 65,0 | 63,3 | 62,0 | 63,4 |
26. признавал свои ошибки | 71,7 | 66,7 | 56,0 | 64,8 |
27.
мог проанализировать свои |
66,7 | 66,7 | 54,0 | 62,4 |
28. уважает себя и принимает себя таким, какой он есть | 78,3 | 63,3 | 70,0 | 70,6 |
29.
верил в себя и свои |
80,0 | 60,0 | 68,0 | 69,3 |
30.
старательно работал в поездке, |
78,3 | 70,0 | 58,0 | 68,8 |
31.
всегда контролировал и |
- | - | 52,0 | |
32.
замечательно вёл себя в |
- | - | 62,0 | |
33.
пользовался авторитетом у |
63,3 | 53,3 | 62,0 | 59,6 |
34. знает, как поощрить человека | - | - | 54,0 | |
Средний % | 70,2 | 67,1 | 61,1 |
В среднем экспертная оценка у 7 класса выше, чем у остальных (70,2%), из чего можно сделать вывод, что 7 классы достаточно активно и периодически проявляли отдельные параметры компетентности. Но, как можно видеть из оценок отдельных параметров социальной компетентности, у 7 классов есть как низкие показатели по некоторым критериям, так и высокие по другим.
Эксперты отметили высокие показатели компетентности у 7 в следующих параметрах:
По мнению экспертов, социальная компетентность 7 класса требует развития в следующих направлениях (оценка невысока):
В среднем экспертная оценка у 9 класса 67,1 %, из чего можно сделать вывод, что 9 классы проявили себя достаточно компетентными во время деятельности. Но, тем не менее, 9 классы имеют так же, как низкие показатели по некоторым критериям, так и высокие по другим.
Эксперты отметили высокие показатели компетентности у 9 в следующих параметрах:
По мнению экспертов, социальная компетентность 9 класса требует развития в следующих направлениях (оценка невысока):
Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках