Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле
ГОУ гимназия
№ 1505 «Московская городская педагогическая
гимназия – лаборатория»
Диплом
по психологии
Проявление
социальной компетентности
гимназистов в социальных практиках
Москва,
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……...………………………………………
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов исследования социальной компетентности ………………………………….43
Приложение
2. Сравнение результатов изучения социальной
компетентности учащихся 7,9 и 10 классов
на первом и втором этапах исследования..……….………………………………
Приложение
3. Бланки опросников для третьего этапа
исследования социальной компетентности
(доработанные) ………………………………………………………………......
Приложение 4. Результаты изучения социального интеллекта по методике Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………...52
Приложение
5. Сравнение результатов изучения социальной
компетентности учащихся 7, 9 и 10 классов
на четвёртом этапе исследования ………………………………………………………………………………
Приложение
6. Результаты изучения социальной компетентности
7, 9 и 10 классов на педагогических социальных
мастерских «Серпухов» ………………………………………………….…………………………
Введение
Актуальность. В соответствии с задачами модернизации современного образования, сформулированными в Городской целевой программе «Столичное образование – 5» и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современное образование должно быть направлено на становление и развитие компетентного, самостоятельного, ответственного человека, способного к саморазвитию и эффективной адаптации в обществе.
Развитие социальной компетентности подростков и юношей включает в себя знания о структуре и основных механизмах и законах функционирования общества, развитие качеств личности, способствующих общению, социального интеллекта, социальных умений и навыков, усвоение социальных ролей. Приведенные выше положения подтверждают актуальность исследования социальной компетентности именно в подростковом и юношеском возрасте.
Разработанность темы. Такие понятия как компетентность и компетенция описаны, определены и дифференцированы в работах Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Соколовой О.В. Калинина Н.В. определяет понятие социальной компетентности, представляет взгляды на неё разных авторов, соотносит их и описывает различные подходы к пониманию содержания и критериев социальной компетентности. В этой связи используется также понятие «социальный интеллект», методика изучения которого разработана Дж.Гилфордом.
Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.
Задачи исследования.
Теоретические:
Эмпирические:
Гипотезы исследования:
Методы исследования:
Теоретический анализ, эксперимент, экспертная оценка, наблюдение.
Методики исследования:
Теоретическая новизна. В работе описываются отдельные проявления, параметры социальной компетентности, которые оформленные в виде критериев экспертной оценки и вопросов для самооценки могут послужить ее маркерами.
Практическая значимость. Одно из основных требований к выпускнику современной школы – готовность к успешной социальной адаптации. Этому способствует развитие социальной компетентности, как эффективного взаимодействия с окружающей средой и социальной действительностью. Одной из форм работы, выявляющей и развивающей социальную компетентность учеников, являются разнообразные социальные практики. В учебных заведениях, активно включающих своих учащихся в социальную деятельность, предлагаемые критерии оценки социальной компетентности могут быть использованы для выявления особенностей ее развития и последующего совершенствования тех её составляющих, которые требуют корректировки.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В I главе определяются, описываются и сопоставляются понятия:
-«компетентность», «компетенция»
-«социальная компетентность»
-компоненты социальной компетентности
-социальные практики гимназистов.
Во II главе описаны процедура, содержание и результаты изучения социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов и их сопоставление.
Глава I. Социальная
компетентность участников социальных
практик
1. Компетентность и компетенция
Термин "компетентность" является производным от слова "компетентный". Слово "компетентный" (competens - с лат. соответствующий, способный) означает:
1) обладающий компетенцией;
2) знающий, сведущий в определенной области (Словарь иностранных слов, 1989).
Компетенция имеет большее отношение к кругу полномочий человека и определяет сферы, в которых человек должен проявить компетентность, в то время как «компетентность» имеет отношение к личностной характеристике и выражает возможность реализовывать заданный круг полномочий.
Компетентность - уровень представленности в индивидуальном сознании иерархической структуры проблемных ситуаций деятельности и владение методами их решения.
Под компетентностью в данном исследовании понимается личностная характеристика индивида, совокупность личностных особенностей отражающая его способность успешно реализовывать деятельность и разрешать проблемные ситуации.
Чаще всего термины «компетенция» и «компетентность» употребляются как синонимы. «Компетенция – это характеристика места, а не лица», т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, «вменению», иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Таким образом, компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек.
Несколько
по-другому разделяет «компетен
«Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетентность
предполагает не просто знания, а их специальную
организацию, включая знания о возможностях
их применения и способах работы интеллекта.
Быть компетентным, — пишет Холодная М.А.,
- значит быть убежденным в том, что мир
предсказуем и поддается контролю".
В рамках когнитивного подхода социальная
компетентность предполагает знания об
обществе и умение ими оперировать в обществе
[1].
2.
Социальная компетентность
Социальная компетентность подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:
На философском и социологическом уровнях социальная компетентность понимается в смысле, заданном Р.Уайтом как эффективное взаимодействие с окружающей средой и социальной действительностью.[2]
Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках