Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

ГОУ гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»  
 
 
 
 
 

Диплом

по психологии 

Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках 
 

                                               Выполнила:

                                               ученица 10 «Б» класса

                                               Елисеева Елизавета 

                                               Руководитель:

                                               Смирнова О.М. 
 
 

Москва, 2011 
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик

  1. Компетентность и компетенция …………………………………………5
  2. Социальная компетентность …………………………………………….5
  3. Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
  4. Социальные практики гимназистов ……………………………………..7

Глава II. Изучение социальной компетентности

учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16

1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности

учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19

      1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19

      1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24

      1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….39

Список  литературы……………………………………………………...............42

Приложения……...………………………………………………...…….……..43

     Приложение 1. Бланки опросников для первого  и второго этапов исследования социальной компетентности ………………………………….43

     Приложение 2. Сравнение результатов изучения социальной компетентности учащихся 7,9 и 10 классов на первом и втором этапах исследования..……….…………………………………………………………..47

     Приложение 3. Бланки опросников для третьего этапа  исследования социальной компетентности (доработанные) ……………………………………………………………….............................49

     Приложение 4. Результаты изучения социального  интеллекта по методике Дж. Гилфорда «Социальный  интеллект» ………………………...52

     Приложение 5. Сравнение результатов изучения социальной компетентности учащихся 7, 9 и 10 классов на четвёртом этапе исследования ……………………………………………………………………………………53

     Приложение 6. Результаты изучения социальной компетентности 7, 9 и 10 классов на педагогических социальных мастерских «Серпухов» ………………………………………………….………………………………...55 
 

 

      Введение 

     Актуальность. В соответствии с задачами модернизации современного образования, сформулированными в Городской целевой программе «Столичное образование – 5» и национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», современное образование должно быть направлено на становление и развитие компетентного, самостоятельного, ответственного человека, способного к саморазвитию и эффективной адаптации в обществе.

     Развитие  социальной компетентности подростков и юношей включает в себя знания о структуре и основных механизмах и законах функционирования общества, развитие качеств личности, способствующих общению, социального интеллекта, социальных умений и навыков, усвоение социальных ролей. Приведенные выше положения подтверждают актуальность исследования социальной компетентности именно в подростковом  и юношеском возрасте.

     Разработанность темы. Такие понятия как компетентность и компетенция описаны, определены и дифференцированы в работах Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Соколовой О.В. Калинина Н.В. определяет понятие социальной компетентности, представляет взгляды на неё разных авторов, соотносит их и описывает различные подходы к пониманию содержания и критериев социальной компетентности. В этой связи используется также понятие «социальный интеллект», методика изучения которого разработана Дж.Гилфордом.

     Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.

     Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.

     Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны  социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

     Задачи исследования.

     Теоретические:

  1. Определить и охарактеризовать основные понятия темы:  компетенция, компетентность, социальная компетентность.
  2. Охарактеризовать компоненты социальной компетентности.
  3. Изучить существующие методики оценки социальной компетентности.

     Эмпирические:

  1. Подобрать, доработать (скорректировать) и при необходимости составить методики для изучения социальной компетентности подростков.
  2. Провести исследование  социальной компетентности  учащихся 7, 9-10 классов.
  3. Обработать, проанализировать и обобщить полученные результаты. Сравнить показатели развития практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса.

     Гипотезы исследования:

    1. Участники социальных практик обладают уровнем развития социальной компетентности не ниже среднего.
    2. В гимназии темпы развития вербального компонента социальной компетентности будут опережать невербальный.

     Методы исследования:

     Теоретический анализ, эксперимент, экспертная оценка, наблюдение.

     Методики исследования:

    1. Опросник «Компоненты социальной компетентности».
    2. Бланк с параметрами для экспертной оценки.
    3. Тест социального интеллекта Дж.Гилфорда.

     Теоретическая новизна. В работе описываются отдельные проявления, параметры социальной компетентности, которые оформленные в виде критериев экспертной оценки и вопросов для самооценки могут послужить ее маркерами.

     Практическая значимость. Одно из основных требований к выпускнику современной школы – готовность к успешной социальной адаптации. Этому способствует развитие социальной компетентности, как эффективного взаимодействия с окружающей средой и социальной действительностью. Одной из форм работы, выявляющей и развивающей социальную компетентность учеников, являются разнообразные социальные практики. В учебных заведениях, активно включающих своих учащихся в социальную деятельность, предлагаемые критерии оценки социальной компетентности могут быть использованы для выявления особенностей ее развития и последующего совершенствования тех её составляющих, которые требуют корректировки.

     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В I главе  определяются, описываются и сопоставляются понятия:

       -«компетентность», «компетенция»

       -«социальная компетентность»

       -компоненты социальной компетентности

       -социальные практики гимназистов.

     Во II главе описаны процедура, содержание и результаты изучения социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов и их сопоставление.

 

     Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик 

         1. Компетентность и компетенция

     Термин "компетентность" является производным от слова "компетентный". Слово "компетентный" (competens - с лат. соответствующий, способный) означает:

         1) обладающий компетенцией;

         2) знающий, сведущий в определенной области (Словарь иностранных слов, 1989).

     Компетенция имеет большее отношение к кругу полномочий человека и определяет сферы, в которых человек должен проявить компетентность, в то время как «компетентность» имеет отношение к личностной характеристике и выражает возможность реализовывать заданный круг полномочий.

     Компетентность - уровень представленности в индивидуальном сознании иерархической структуры проблемных ситуаций деятельности и владение методами их решения.

     Под компетентностью в данном исследовании понимается личностная характеристика индивида, совокупность личностных особенностей отражающая его способность успешно реализовывать деятельность и разрешать проблемные ситуации.

     Чаще  всего термины «компетенция»  и «компетентность» употребляются как синонимы. «Компетенция – это характеристика места, а не лица», т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, «вменению», иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Таким образом, компетенция – это то, на что претендуют, или то, что назначается, как должное быть достигнутым; компетентность – это то, чего достиг из желаемого или вмененного конкретный человек.

     Несколько по-другому разделяет «компетентность» и «компетенцию» А.В. Хуторской:

     «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.

     Компетентный  в определённой области человек  обладает соответствующими знаниями и  способностями, позволяющими ему обоснованно  судить об этой области и эффективно действовать в ней.

     Компетентность предполагает не просто знания, а их специальную организацию, включая знания о возможностях их применения и способах работы интеллекта. Быть компетентным, — пишет Холодная М.А., - значит быть убежденным в том, что мир предсказуем и поддается контролю". В рамках когнитивного подхода социальная компетентность предполагает знания об обществе и умение ими оперировать в обществе [1]. 

     2. Социальная компетентность 

     Социальная  компетентность подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:

  • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
  • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
  • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
  • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
  • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
  • идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы/

     На  философском и социологическом  уровнях социальная компетентность понимается в смысле, заданном Р.Уайтом как эффективное взаимодействие с окружающей средой и социальной действительностью.[2]

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках