Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле

Работа содержит 1 файл

Диплом по психологии Проявление социальной компетентности гимназ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

     Методика  рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время психологического тестирования, включая ознакомление с инструкцией, составляет 30-35 минут.

     В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование  отдельных субтестов.

     В исследовании был проведен  групповой  вариант тестирования (22-27.01.2011). Его  результаты представлены в таблице  № 1.

Таблица № 1. Показатели социального интеллекта учеников 7,9 и 10 класса

Показатели  по тесту Гилфорда «Социальный интеллект»
Класс Субтест1 Субтест2 Субтест3 Субтест4 Общий балл
средн. 7 7,3 6,9 8,0 4,2 26,4
средн. 9 8,0 7,7 8,9 4,3 28,9
средн. 10 9,0 7,4 9,5 5,8 31,7
Средний балл по выборке 8,1 7,3 8,8 4,8 29
Средний  % 58 49 73 34 53

 

    В 7, 9 и 10 классах был проведен тест Гилфорда «Социальный интеллект». Тест состоит из четырёх субтестов, определяющих различные показатели социального  интеллекта.

    Первый субтест с рисуночным стимульным материалом показывает способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной типичной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем, хотя такие прогнозы могут оказаться ошибочными, если иметь дело с людьми, ведущими себя неординарным, нетипичным образом.

    По  первому субтесту определенно видна  и чётко выражена динамика развития этих способностей (компонентов) от 7 к 10 классу (от 7,3 до 9 баллов соответственно). Эти результаты свидетельствуют  о растущей в подростковом возрасте способности к прогнозированию последствий, результатов социального взаимодействия, а также косвенно говорит о развитии в данном возрасте умений понимать невербальные проявления чувств, мыслей и намерений участников коммуникации.

    Второй  субтест с рисуночным стимульным материалом выявляет способность правильно  оценивать состояния, чувства, намерения  людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно  усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» – интуиции. Результаты этого субтеста показали, что эти способности лучше выражены у 9тиклассников (средний показатель 7,7 балла из 14), нежели у учащихся 7 и 10 классов (6,9 и 7,4 балла соответственно). Не смотря на это, заметна положительная возрастная динамика от 7 к 10 классу в умении трактовать невербальные проявления эмоциональных состояний людей (чувствительность к невербальной экспрессии).

      Третий  субтест с вербальным стимульным материалом измеряет фактор познания преобразований поведения, то есть способность  понимать изменение значения сходных  вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации, выявление умения разбираться в речевой экспрессии.

      7 класс показал хорошие результаты  в данном субтесте (средний балл 8 из 12). В результатах явно видна  положительная динамика развития  способностей к контекстному восприятию вербальной коммуникации и трактовке речевой экспрессии от 7 к 10 классу (от 8 до 9,5 баллов соответственно). Наиболее явное продвижение в познании преобразований поведения на уровне вербальной коммуникации происходит от 7 к 9 классу (от 8 до 8,9 баллов соответственно)

      Четвёртый субтест на рисуночном стимульном материале  измеряет фактор познания систем поведения, а именно способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и  значение поведения людей в этих ситуациях. Трудность данного субтеста - в анализе межличностного взаимодействия и ориентации в межличностном общении. У 7 и 9 не наблюдается особого развития по данному субтесту, они находятся приблизительно на одном уровне развития (4,2 и 4,3 балла соответственно). Но уже в показателях 9 и 10 классов видна существенная положительная возрастная динамика умений познавать системы поведений (4,3 и 5,8 баллов соответственно).

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что существует явная положительная  возрастная динамика в развитии социального интеллекта подростков (26,4 – 28,9 – 31,7 баллов соответственно). В целом в исследуемой выборке преобладает средний уровень способностей к познанию поведения (если использовать стандартные значения, предложенные только для возрастной группы 18-55 лет). При этом успешнее всего участники исследования проявили себя в понимании вербальной экспрессии, умении распознавать смысл вербальной коммуникации в контексте конкретной ситуации (в среднем 73% правильных ответов). Наибольшие проблемы у многих испытуемых (только 34 % правильных ответов в среднем по выборке) вызвал анализ поведения людей в процессе межличностного взаимодействия, в его динамике (4 субтест). Столь низкие результаты можно частично объяснить значительными трудностями в восприятии испытуемыми крайне неопределенного и трудноразличимого в деталях стимульного материала, о чем они неоднократно заявляли в процессе тестирования. Однако это скорее всего не является основной причиной, такт как возрастная динамика в выполнении этого задания не может зависеть только от остроты зрения испытуемых.

      В общем можно сделать вывод, что  в 7, 9 и 10 классах гимназии преобладает  средний уровень развития социального  интеллекта с устойчивой тенденцией к возрастной положительной его  динамике и что уровень развития его вербального компонента опережает показатели невербальной составляющей. 

     1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик (четвёртый этап исследования) 

     Экспертная  оценка может проводиться один раз, в конце поездки, и результаты будут соответствовать действительности, но для исследования экспертная оценка проводилась на протяжении 4 дней для  правдивых и точных результатов  и оценивалась в разных видах деятельности, что дало более полную оценку действительности.

     Так как экспертная оценка учеников и  учителей обычно расходится, так как  ученики начинают оценивать людей  более субъективно, была проведена  подготовка экспертов.

     А проверку самооценки достаточно было провести в последний день так как, ученики оценивают себя за всю поездку, подводят итоги, а это и нужно для исследования.

     Это исследование проводилось по уже  модернизированным опросникам, специально подготовленным и скорректированным. Было уменьшено количество параметров, упрощено оценивание и упрощены названия параметров, для лучшего понимания.

Таблица № 6 Сравнение экспертной оценки с самооценкой  социальной компетентности по классам (по результатам выездных мастерских "Серпухов")

  7 класс 9 класс 10 класс
  Само

оценка

Эксперт. Разница Само

оценка

Эксперт. Разница Само

оценка

Эксперт. Разница
Среднее 1,4 1 0,4 1,6 1,4 0,2 1,4 1,2 0,2
Среднее общее 1,2 0,4 1,5 0,2 1,3 0,2

 

     В среднем самооценка у 10 класса сходится с экспертной оценкой (1,3 балла), из чего можно сделать вывод, что 10 классы достаточно адекватно и объективно оценивают свои возможности выполнения социальной и коммуникативной деятельности. Но, как можно видеть из оценок отдельных параметров социальной компетентности, 10 классы так же преувеличивают свои способности по некоторым из них.

     Переоценивают себя десятиклассники по следующим параметрам социальной компетентности:

  1. Умение успешно решать проблемы, возникающие в межличностном общении (на 0,5 балла);
  2. Умение активно принимать участие в делах «семьи» (на 0,5 балла);
  3. Умение поощрять других людей (на 0,5 балла);
  4. Знание своих прав и обязанностей в поездке (на 0,4 балла);
  5. Умение уважать права и обязанности других участников выездных мастерских (на 0,4 балл);
  6. Умение признавать свои ошибки (переоценка на 0,4 балла).

     По мнению экспертов и самих десятиклассников, их социальная компетентность требует развития в следующих направлениях (оценка и самооценка одинаково невысоки):

  1. Нахождение и оценка источников ресурсов для достижения цели (0,8 и 1,1 балла);
  2. Прекращение неэффективного обсуждения (0,9 и 1 балла);
  3. Самоконтроль и регулировка своего эмоционального состояния (1,2 и 1,1 балла);
  4. Планирование своих и чужих действий (1,3 и 1 балла);
  5. Умение ставить групповые цели, следовать им (1,3 и 1,1 балла);
  6. Контроль себя и своих действий (1,3 и 1,1 балла);
  7. Логичное и понятное строение своего устного и письменного текста (1,1 и 1,3 балла).

     По  совмещенной оценке экспертов и  десятиклассников можно определить и те составляющие социальной компетентности, которые были проявлены на высоком уровне в процессе социальной практики:

  1. Умение отвечать за свои решения и поступки (1,6 и 1,3 балла);
  2. Умение налаживать и поддерживать нормальные отношения с другими людьми (1,6 и 1,4 балла);
  3. Умение налаживать сотрудничество в группе (1,7 и 1,4 балла);
  4. Умение добиваться результатов (1,6 и 1,5 балла);
  5. Достаточно быстро усвоение социальных норм поведения, которыми руководствуется в дальнейшем (1,6 балла);
  6. Умение активно принимать участие в делах «семьи» (1,9 и 1,4 балла);
  7. Знание своих прав и обязанностей в поездке (1,9 и 1,5 балла);
  8. Уважение прав и обязанностей других участников выездных мастерских (1,9 и 1,5 балла).

     В среднем самооценка у 9классников высокая (1,5 балла), что является большим показателем, чем у 10 класса, из чего можно сделать вывод, что 9 классы неадекватно высоко оценивают свои возможности выполнения социальной и коммуникативной деятельности. Но, как можно видеть, самооценка 9 сходится с экспертной оценкой, что позволяет предположить, что всё-таки ученики 9 класса адекватно себя оценивают или что экспертов надо подготавливать лучше и практиковать их перед выездом. Кроме того, учащиеся 9 класса впервые выступали руководителями групп на выездных социально-педагогических мастерских и имели более высокую мотивацию к проявлению своих социально-педагогических способностей, что не могло не сказаться на уровне проявления их социальной компетентности (т.к. в проявлении любой компетентности мотивационный фактор является одним из важнейших).

Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках