Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:33, курсовая работа
Объект исследования: ученики 7, 9-10 классов.
Предмет исследования: Практическая сторона социальной компетентности учащихся гимназии.
Цель исследования. Выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальная компетентность участников социальных практик
Компетентность и компетенция …………………………………………5
Социальная компетентность …………………………………………….5
Основные составляющие социальной компетентности ………………..6
Социальные практики гимназистов ……………………………………..7
Глава II. Изучение социальной компетентности
учеников 7, 9 и 10 классов ……………………………………………………16
1. Описание и анализ результатов исследования социальной компетентности
учащихся 7,9 и 10 классов гимназии …………………………………………19
1.1. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп ……19
1.2. Изучение социальной компетентности учащихся с помощью методики Дж. Гилфорда «Социальный интеллект» ………………………..24
1.3. Изучение социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов, взаимодействующих в составе разновозрастных ученических групп во время выездных социальных практик ………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы……………………………………………………...............42
Приложения……...………………………………………………...…….……..43
Приложение 1. Бланки опросников для первого и второго этапов иссле
Выводы
Экспериментально показано, что ученики разных возрастов, участвующие в социальных практиках, проявляют в них уровень социальной компетентности не ниже среднего. Высокий уровень развития выявлен по таким составляющим социальной компетентности, как оперативная и вербальная коммуникативная, ответственность и самостоятельность, гибкость поведения. Социально-психологическая и эго-компетентности требуют накопления большего проживания опыта социальных действий, направленных на такие их составляющие, как самоанализ, умение поощрять и понимать другого, умение распределять обязанности в группе. Также выявлены характеристики социальной компетентности, которые переоценены старшеклассниками, а, следовательно, они не видят риска плохо справиться с деятельностью, которая потребует их проявления. Это такие часто встречающиеся на социальных практиках задачи, как готовность помочь в решении и умение помочь в решении внутрикомандных и межличностных проблем; самоанализ и понимание переживаний другого человека, умение запрашивать помощь и умение поощрять. По этим проблемным для старшеклассников показателям их самооценка завышена, что показывает, что они пока не осознали эти задачи как трудность, как направление развития.
Заключение
Социальная компетентность подразумевает способность к эффективному взаимодействию и поэтому может рассматриваться как необходимая для современного школьника, перед которым обязательно встанет задача эффективной социальной адаптации. При этом основной проблемой является комплексный характер социальной компетентности, подразумевающий, что для её проявления человек должен показать высокую степень успешности в четырех её составляющих: оперативной социальной компетентности, социально-психологической, коммуникативная и эго-компетентности. Поэтому социальная компетентность как метакомпетентность вызывает трудности при разработке подходов к её описанию и изучению. Одной из форм работы, выявляющей и развивающей социальную компетентность учеников, являются разнообразные социальные практики.
Социальные практики гимназистов являются той площадкой, на которой можно целенаправленно изучать уровень развития социальной компетентности учеников и строить дальнейшую работу по ее целенаправленному развитию в реальной деятельности, когда старшеклассник выполняет роль руководителя, организатора разновозрастной группы под пристальным наблюдением курирующих социальные практики педагогов. Особо важны для развития компетентности в таком случае становятся два момента: большое желание участников проявить свои компетентности и возможность строить процесс их развития не в обычной урочной среде, а в совместной творческой деятельности учителей и учеников, когда учитель выполняет роль мастера, наставника или равноправного участника.
Исследование социальной компетентности учеников 7, 9 и 10 классов показало, что участники социальных практик обладают уровнем развития социальной компетентности не ниже среднего. Однако развитие отдельных её составляющих происходит неравномерно. Так в гимназии темпы развития вербального компонента социальной компетентности значительно опережают невербальный компонент. Например, выявлены трудности в развитии умений анализировать межличностное взаимодействие и ориентироваться в межличностном общении. Недостаточно развит целый ряд организаторских качеств. Не смотря на это, экспериментально показано, что существует явная положительная возрастная динамика в развитии социального интеллекта подростков.
Одна из важных особенностей социальной компетентности подростков - это её активное развитие. Социальная компетентность с 7 по 10 класс растёт и проявляется всё чаще, результаты исследования помогают увидеть эти темпы развития. Социальные практики гимназистов, особенно педагогические мастерские, помогают развивать отдельные её компоненты и помогают ученикам проявить социальную компетентность максимально часто и продуктивно. Экспериментально показано, что ученики разных возрастов, участвующие в социальных практиках, проявляют в них уровень социальной компетентности не ниже среднего. Высокий уровень развития выявлен по таким составляющим социальной компетентности, как оперативная и вербальная коммуникативная, ответственность и самостоятельность, гибкость поведения. Социально-психологическая и эго-компетентности требуют накопления большего проживания опыта социальных действий, направленных на такие их составляющие, как самоанализ, умение поощрять и понимать другого, умение распределять обязанности в группе.
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены. Цель - выявление отличий в показателях практической стороны социальной компетентности учащихся 7 и 9-10 класса гимназии, участвующих в разновозрастной командной работе на социальных практиках - достигнута, что позволило проверить и подтвердить гипотезы исследования.
В ходе исследования были поставлены следующие гипотезы:
Первая гипотеза подтверждена. В ходе исследования было выявлено что самооценка учеников близка к экспертной оценке, что показывает что во-первых ученики довольно адекватно и объективно оценивают свои возможности и то что общий показатель социальной компетентности у них стабильный выше среднего.
Вторая гипотеза подтверждена, так как выявлено, что в гимназии темпы развития вербального компонента социальной компетентности значительно опережают невербальный компонент. Например, выявлены трудности в развитии умений анализировать межличностное взаимодействие и ориентироваться в межличностном общении.
Результаты
применения экспертной оценки показали,
что к подготовке экспертов, выполняющих
свои задачи в процессе включенного наблюдения,
необходимо подойти очень внимательно,
предоставив им не только показатели,
но и дифференцированные параметры оценивания
и организовав их предварительный тренинг.
Список
литературы
Приложения
Приложение
1. Бланки опросников
для первого и второго
этапов исследования
социальной компетентности
Бланк
опросника «Самооценка
социальной компетентности»
Фамилия, имя ______________________________
Класс ____________
Отметьте на
пятибалльной шкале, как Вы проявили
себя в процессе проездки, отметив
один из баллов между двумя
|
-2 -1 0 1 2 |
Я знаю, каковы характеристики хорошего руководителя команды роль руководителя |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я знаю, какие у меня в поездке права и обязанности |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я руководствуюсь
сознательными социально |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я достаточно быстро усваиваю социальные нормы поведения |
|
-2 -1 0 1 2 | Я умею решать межличностные проблемы |
|
-2 -1 0 1 2 |
У меня получалось найти личностные резервы для преодоления трудной ситуации |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я без проблем мог попросить о помощи и наладить сотрудничество |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я смог легко перестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я могу и умею сам принимать решения |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я сам решал свои проблемы без чьей-либо помощи |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я очень активно принимаю участие в общественной жизни школы |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я легко ориентировался
в жизненных ситуациях и |
|
-2 -1 0 1 2 | Я уважал права и обязанности других людей |
|
-2 -1 0 1 2 | Я смог ответить за свои поступки |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я всегда готов помочь в решении внутрикомандных проблем |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я легко смог распределить обязанности в группе |
|
-2 -1 0 1 2 | Я ответственный человек |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я смог с лёгкостью найти и оценить источники ресурсов для достижения цели |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я могу понять другого человека и поставить себя на его место |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я легко вступал в контакт с любым человеком |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я выражал свои мысли и чувства понятно для других |
|
-2 -1 0 1 2 |
У меня получалось слушать другого человека |
|
-2 -1 0 1 2 | У меня получалось ставить цели |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я говорил языком, понятным для других людей |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я всегда контролировал себя и свои действия |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я признавал свои ошибки |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я могу проанализировать свои поступки и действия |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я уважаю себя и принимаю себя таким, какой я есть |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я верил в себя и свои возможности |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я всегда контролировал и урегулировал своё эмоциональное состояние |
|
-2 -1 0 1 2 | Я замечательно вёл себя в обществе |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я пользовался авторитетом у других людей |
|
-2 -1 0 1 2 |
Я знаю, как поощрить человека |
Спасибо за участие в исследовании!
Бланк
экспертной оценки социальной
компетентности
Кто оценивает
- Фамилия, имя ______________________________
Класс ____________
Кого оценивают
- Фамилия, имя ______________________________
Класс ____________
Отметьте на пятибалльной шкале, как проявил себя старшеклассник в процессе проездки, отметив один из баллов между двумя противоположенными характеристиками. Чем ближе цифра к характеристике, тем более эта характеристика выражена.
|
-2 -1 0 1 2 |
Продемонстрировал знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды |
|
-2 -1 0 1 2 |
Хорошо знал, какие у него в поездке права и обязанности |
|
-2 -1 0 1 2 |
Руководствовался
сознательными социально |
|
-2 -1 0 1 2 |
Достаточно быстро усваивал социальные нормы поведения |
|
-2 -1 0 1 2 | Хорошо решал межличностные проблемы |
|
-2 -1 0 1 2 |
Находил личностные
резервы для преодоления |
|
-2 -1 0 1 2 |
Без проблем мог попросить о помощи и наладить сотрудничество |
|
-2 -1 0 1 2 |
Смог легко перестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам |
|
-2 -1 0 1 2 |
Смогу сам принимать решения |
|
-2 -1 0 1 2 |
Сам решал свои проблемы без чьей-либо помощи |
|
-2 -1 0 1 2 |
Очень активно принимал участие в общественной жизни школы |
|
-2 -1 0 1 2 |
Легко ориентировался
в жизненных ситуациях и |
|
-2 -1 0 1 2 | Уважал права и обязанности других людей |
|
-2 -1 0 1 2 | Отвечал за свои поступки |
|
-2 -1 0 1 2 |
Всегда готов помочь в решении внутрикомандных проблем |
|
-2 -1 0 1 2 |
Легко смог распределить обязанности в группе |
|
-2 -1 0 1 2 | Ответственный человек |
|
-2 -1 0 1 2 |
Смог с лёгкостью найти и оценить источники ресурсов для достижения цели |
|
-2 -1 0 1 2 |
Могу понять другого человека и поставить себя на его место |
|
-2 -1 0 1 2 |
Легко вступал в контакт с любым человеком |
|
-2 -1 0 1 2 |
Выражал свои чувства понятно для других |
|
-2 -1 0 1 2 |
Получалось слушать другого человека |
|
-2 -1 0 1 2 | Получалось ставить цели |
|
-2 -1 0 1 2 |
Говорил языком, понятным для других людей |
|
-2 -1 0 1 2 |
Всегда контролировал себя и свои действия |
|
-2 -1 0 1 2 |
Признавал свои ошибки |
|
-2 -1 0 1 2 |
Анализировал свои поступки и действия |
|
-2 -1 0 1 2 |
Уважает себя и принимает себя таким, какой есть |
|
-2 -1 0 1 2 |
Верил в себя и свои возможности |
|
-2 -1 0 1 2 |
Старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт |
|
-2 -1 0 1 2 |
Всегда контролировал и урегулировал своё эмоциональное состояние |
|
-2 -1 0 1 2 | Замечательно вёл себя в обществе |
|
-2 -1 0 1 2 |
Пользовался авторитетом у других людей |
|
-2 -1 0 1 2 |
Знает, как поощрить человека |
Спасибо за участие в исследовании!
Способ
обработки результатов
-2 – 0 баллов
-1 – 1 балл
0 – 2 балла
1 – 3 балла
2
– 4 балла
Приложение 2. Сравнение результатов изучения социальной компетентности учащихся 7,9 и 10 классов на первом и втором этапах исследования.
Таблица № 3. Социальная компетентность. 7, 9 и 10 классы. Экспертная оценка (%)
Показатель/ класс | 7 | 9 | 10 | Средн. |
1. Знание требований к характеристикам хорошего руководителя команды | 63,3 | 63,3 | 62,0 | 62,9 |
2. Знание прав и обязанностей | 73,3 | 76,7 | 64,0 | 71,3 |
3. Руководствовался сознательными социально нормативными целями и правилами | 71,7 | 73,3 | 64,0 | 69,7 |
4. Быстро усваивает социальные нормы поведения | 70,0 | 76,7 | 66,0 | 70,9 |
5. Хорошо решает межличностные проблемы | 63,3 | 63,3 | 56,0 | 60,9 |
6. Получается найти личностные резервы для преодоления трудной ситуации | 73,3 | 66,7 | 58,0 | 66,0 |
7. Без проблем может попросить о помощи и наладить сотрудничество | 66,7 | 73,3 | 58,0 | 66,0 |
8. Может легко перестроиться и приспособиться к новым обстоятельствам | 75,0 | 73,3 | 66,0 | 71,4 |
9. Может и умеет сам принимать решения | 70,0 | 70,0 | 68,0 | 69,3 |
10. Решал свои проблемы без чьей-либо помощи | 68,3 | 60,0 | 66,0 | 64,8 |
11. Очень активно принимает участие в общественной жизни школы | 71,7 | 70,0 | 66,0 | 69,2 |
12. Легко ориентировался в жизненных ситуациях и понимал, что нужно делать | 66,7 | 66,7 | 60,0 | 64,4 |
13. Уважал права и обязанности других людей | - | - | 66,0 | |
14. Смог ответить за свои поступки | 66,7 | 66,7 | 62,0 | 65,1 |
15. Всегда готов помочь в решении внутрикомандных проблем | 71,7 | 66,7 | 60,0 | 66,1 |
16. Легко смог распределить обязанности в группе | - | - | 54,0 | |
17. Ответственный человек | 71,7 | 70,0 | 62,0 | 67,9 |
18. Смог с лёгкостью найти и оценить источники ресурсов для достижения цели | 71,7 | 60,0 | 60,0 | 63,9 |
19. Может понять другого человека и поставить себя на его место | 61,7 | 70,0 | 54,0 | 61,9 |
20. Легко вступал в контакт с любым человеком | 71,7 | 73,3 | 62,0 | 69,0 |
21. Выражал свои мысли и чувства понятно для других | 65,0 | 66,7 | 58,0 | 63,2 |
22. Получалось слушать другого человека | 70,0 | 70,0 | 64,0 | 68,0 |
23. Получалось ставить цели | 75,0 | 60,0 | 58,0 | 64,3 |
24. Говорил языком, понятным для других людей | 75,0 | 66,7 | 64,0 | 68,6 |
25. Всегда контролировал себя и свои действия | 65,0 | 63,3 | 62,0 | 63,4 |
26. Признавал свои ошибки | 71,7 | 66,7 | 56,0 | 64,8 |
27. Мог проанализировать свои поступки и действия | 66,7 | 66,7 | 54,0 | 62,4 |
28. Уважает себя и принимает себя таким, какой он есть | 78,3 | 63,3 | 70,0 | 70,6 |
29. Верил в себя и свои возможности | 80,0 | 60,0 | 68,0 | 69,3 |
30. Старательно работал в поездке, чтобы чего-то добиться, получить опыт | 78,3 | 70,0 | 58,0 | 68,8 |
31. Всегда контролировал и урегулировал своё эмоциональное состояние | - | - | 52,0 | |
32. Замечательно вёл себя в обществе | - | - | 62,0 | |
33. Пользовался авторитетом у других людей | 63,3 | 53,3 | 62,0 | 59,6 |
34. Знает, как поощрить человека | - | - | 54,0 | |
Средний % | 70,2 | 67,1 | 61,1 | 66,3 |
Информация о работе Проявление социальной компетентности гимназистов в социальных практиках