Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)
 

    34) Социальная сущность, структура и функции  семьи.

 

    Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не  обходились без семьи. Обозримое будущее общества  также  не  мыслится  без  семьи.  Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый  человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем  доме.

          Классическое определение  семьи гласит, что семья — это  малая  социальная группа, члены  которой связаны браком, родительством  и  родством,  общностью быта, общим  бюджетом и взаимной моральной ответственностью.  

    Семья один из самых  древних  социальных  институтов.  Она возникла  намного  раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

    Конечно, между понятиями “брак” и “семья”  существует тесная  взаимосвязь.  Недаром  в литературе прошлого, а иногда и настоящего,  они  нередко  используются  как синонимы. Однако в сути этих понятий есть  не  только  общее,  но  немало  и особенного, специфического. Так, ученые убедительно  доказали,  что  брак  и семья  возникли  в  разные исторические  периоды.  

       Семья представляет собой  более  сложную  систему  отношений,  чем  брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей,  а также других родственников или просто  близких  супругам  и  необходимых  им людей. Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи  и  взаимодействия,  выступают потребности человека.

    Структура  потребностей  человека, согласно  модели  американского  психолога  А.  Маслоу,   делится   на: 

    1) Физиологические и сексуальные  потребности; 

    2) Потребности в безопасности своего  существования; 

    3) Социальные  потребности  в   общении;

    4) Престижные  потребности  в   признании;  

    5) Духовные   потребности   в  самореализации;

    Сущность семьи рассматривается, прежде всего, через ее  функции.  Понятие “функции семьи” отражает систему взаимодействия семьи и  общества,  а  так же семьи  и  личности.  Под  функциями  семьи  понимается   способ   проявления активности жизнедеятельности семьи и ее членов.

    1. Репродуктивная функция  семьи

          Эта  функция  выполняет  две задачи:  общественную   —   биологическое   воспроизводство   населения,   индивидуальную  —  удовлетворение  потребности  в  детях.  В  ее  основе — удовлетворение  физиологических  и  сексуальных  потребностей,   побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. 

    2. Социально-биологическая  функция семьи

       В   итоге   естественно-биологические   потребности    человека    в

    удовлетворении  сексуального  влечения,  реализации   семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический  инстинкт  зависимости  ребенка от матери —  все  это  формируется  в  социально-биологическую  функцию семьи.

    3. Функция социализации  личности

          Семья включает в  себя всю систему общественных отношений — брачных  и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых  и  экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря  этому семья как социальная общность является  первичным  элементом,  опосредующим связь личности  с обществом:  она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает  в них его с рождения.  

    4. Экзистенциальная  функция

          Это функция социальной и эмоциональной защиты своих  членов.

      Известно,  что  сущность  любого  явления особенно  ярко  проявляется в

    экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство  людей стремится  быть рядом со своими семьями.

    5. Экономическая   и  хозяйственно-бытовая  функция

          Суть  этой  функции  с  общественной  точки  зрения  заключается в

    поддержании  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных  членов  общества,   в получении  материальных средств и хозяйственно-бытовых  услуг  одними  членами семьи  от других.

 

    6. Социально-статусная   функция

          Эта функция связана  с  воспроизводством  социальной структуры  общества,   так   как   предоставляет   (передает)   определенный социальный статус членам семьи.

    7. Рекреативная функция

          Она направлена на восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена,  но ученые  располагают  достоверными   фактами,   доказывающими   положительное

    влияние семьи на здоровье  супругов. 

    8. Досуговая функция

          Она  осуществляет  организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга,   кроме   того,   удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

    9. Воспитательная функция

          В семье воспитываются  и  взрослые,  и  дети.  Особенно  важное  значение  имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому  воспитательная  функция семьи имеет три аспекта.

          Первый  аспект — формирование  личности  ребенка,  развитие его способностей  и интересов,  передача  детям взрослыми членами семьи (матерью,  отцом,  дедушкой,  бабушкой   и   др.)   накопленного   обществом социального опыта,  обогащение  их   интеллекта,   эстетическое   развитие, содействие  их  физическому   совершенствованию,   укреплению   здоровья   и выработке навыков санитарно-гигиенической  культуры.  

          Второй   аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива  на  каждого своего члена в течение всей его жизни.

          Третий  аспект  — постоянное  влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их  активно заниматься самовоспитанием.

 

      10. Коммуникативная функция

          Можно   назвать   следующие   компоненты   этой   функции:

    посредничество  семьи  в  контакте  своих  членов  со  средствами   массовой

    информации  (телевидение,  радио,  периодическая  печать),   литературой   и

    искусством; влияние семьи на многообразные  связи своих членов  с окружающей природной средой и на характер ее  восприятия;  организация  внутрисемейного  объединения. Если семья уделяет  выполнению этой функции достаточное внимание,  то  это заметно усиливает ее воспитательный  потенциал. 

    11. Сексуальная  функция

          Она осуществляет  сексуальный  контроль   и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

 

    35) Социальные статусы  и роли личности.

 

    Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус "учитель" имеет смысл только по отношению к статусу "ученик", но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них - просто индивид.

    Социальные  статусы взаимосвязаны друг с  другом, но не взаимодействуют между  собой.

    Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

    В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.  

    Социальные  отношения связывают между собой  статусы, но реализуются эти отношения  через людей - носителей статусов. 

    Один  человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве  групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

    Совокупность  всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

    В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей  воле, над которым индивид не имеет  контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

            Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе  или обществе. Поэтому существуют  личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя, стоящего в очереди на получение жилья, обедающего в столовой и т.д.

    Социальная  роль - модель поведения, ориентированная  на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

    От  банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от без работного  совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова "динамическая", "поведение", "норма" указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

    Социальные  роли и социальные нормы относятся  к социальному взаимодействию

    Социальные  статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся  к социальным отношениям.

    Социальное  взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

    Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой  комплекс), ассоциируемый с одним  статусом.

 

    36) Социальная мобильность.

 

    Каждый  человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором  он живет. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую.

    Все социальные перемещения личности или  социальной группы включают в процесс  мобильности. Согласно определению Питирима Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

    П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

    Различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение.

    Для количественной оценки процессов мобильности  обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности.

Информация о работе Ответы по социологии