Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:32, реферат
Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.
1 Общество и личность. Личность как уникальная социальная система
Введение
Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.
Человеческая личность подробно изучается с помощью различных гуманитарных наук, но особое внимание уделяет понятиям личность и общество социология. В ней основное внимание, прежде всего при изучении проблемы личности обращается на социальные причины, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии, чтобы обозначить процесс развития личности – это понятие социализации.
1.1 Понятие личность. Формирование личности
В момент появления на свет человек еще не обладает всей суммой человеческих качеств. Он приходит в мир как индивид, т. е. единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Это продукт длительного эволюционного развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Это понятие скорее биологическое, природное, чем социальное. В него не входят специфические особенности человеческого общества, в котором индивиду предстоит жить.
В то же время понятие «индивид» включает задатки психических качеств, или психические свойства личности, которые, развиваясь, и создают личность человека.
Как из индивида формируется личность? Как те задатки психических и социальных качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне, вызревают в свойства личности?
В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись. В 1991 г. в Таджикистане у стаи волков был отбит юноша, который несколько лет провел с этими животными. Он был хорошо физически развит, ловок, имел крепкие зубы, умел угрожающе рычать, прыгать и т. д. Но он так и не смог научиться держать в руках карандаш, писать и читать, выражать свои мысли вслух (научился говорить отдельные слова). Он не смог овладеть какой-либо профессией.
Следовательно, решающее значение в формировании личности играет окружение, а именно общество, в котором живет человек.
Личность – это представитель общества, продукт социально обусловленного индивидуального развития, носитель социальных свойств. Личность – это индивид, включенный в систему общественных отношений
Философия рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъекта познания мира. Психология изучает личность в качестве более или менее устойчивой целостности психических свойств, процессов и состояний, которая и обусловливает поведение человека.
Социологический подход заключается в определении социальных свойств, социальных качеств личности, т. е. тех, которые формируются под воздействием непосредственного окружения и всего общества в целом. Именно эти качества в большей степени и определяют социальное поведение человека.
Таким образом, процесс формирования личности имеет две стороны.
Внутренняя сторона
Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»
Личность как объект социальных отношений, формируясь, впитывает эти отношения, учится играть определенные ей роли, усваивает ценности и нормы общества, образцы поведения. Все это накладывает отпечаток на те физиологические и психические процессы, которые формируют личность.
Личность как субъект социальных связей имеет определенную независимость, автономность от общества, дающую возможность чувствовать себя не только частью единого социального целого, но и противопоставить себя обществу. Автономность личности связана с умением управлять собой; предполагает наличие самосознания, т. е. не просто сознания мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
В человеческом обществе немало людей, частично или полностью выпадающих из-под его влияния, не получивших в процессе своего формирования его развивающих импульсов. В результате – недоразвитие соответствующих личностных качеств. Неумение логически или абстрактно мыслить, недостаток фантазии, отсутствие интереса к культуре означают, что у данной личности в детстве не было достаточного детского и взрослого окружения, что ребенок не доиграл со сверстниками, не получил требуемых ответов от взрослых.
В случае недостаточного уровня общения, недогрузки процессов памяти, мышления, воли, отсутствия эмоционально-чувственных проявлений может наблюдаться процесс, обратный развитию, формированию, – деградация личности.
От недостатка, хронической нехватки мыслительной, логической деятельности может развиться умственная деградация.
Еще страшнее – моральная деградация – отсутствие нравственных ориентиров, отсутствие чувства сострадания.
Формирование личности осуществляется под воздействием социальных механизмов имитации, идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма.
Имитацией называется неосознанное или осознанное стремление копировать определенные образы поведения.
Под идентификацией социологи понимают способ усвоения индивидом ценностей и норм. Идентичность – это ощущение индивидуальности личности или принадлежности ее к какой-либо группе, отличной от других групп, или обществу, отличному от других обществ. Люди часто определяют идентичность по признаку социального положения, национальности, религии или расы. Ведь окружающие сначала идентифицируют нас по внешнему виду, а уже потом по качествам характера.
Социальный контроль (стыд) – оценка поступков личности, сравнение их с окружающими стандартами.
Индивидуальный контроль (совесть) – внутренний контролер каждой личности (в отличие от стыда – внешнего, общественного контролера).
Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
1.2 Личность как уникальная социальная система
Изучение личности имеет свои особенности в различных гуманитарных науках. Например, философия изучает человека в наиболее широком плане – закономерности его развития как биосоциального существа, и личность здесь рассматривается с точки зрения ее положения в мире, как субъекта деятельности, познания, творчества. В психологии личность изучается как целостный субъект – в единстве его разума, чувств и действий.
Социология же рассматривает личность с точки зрения ее положения в обществе, присущей ему индивидуальности и неповторимости, а также в качестве основного источника общественного развития. То есть в социологии личность изучается как социально-функциональная целостность.
Прежде всего, необходимо развести сходные, но несущие в себе разную смысловую нагрузку понятия, такие, как: «человек», «индивид», «личность». Понятием «человек» просто определяется один из субъектов человеческого рода – «хомо-сапиенс». Понятие «индивид» (не путать с индивидуальностью) относится к представителю какой-нибудь социальной группы (например, студент, горожанин), но при этом не выделяется конкретный человек. Когда же речь идет о любом конкретном человеке, то используют понятие «личность», тем самым подчеркивая его индивидуальность и неповторимость.
Индивидуальность и
- генетическая неповторимость;
- темперамент (согласно исследованиям психологов он передается генетически, хотя может и по-разному проявляться);
- процесс социализации – который для каждого человека оказывается индивидуальным.
И наложение друг на друга уже этих трех факторов позволяет говорить о том, что на свете не существует двух одинаковых людей.
Современная социология использует комплексный системный подход, при котором не абсолютизируются ни социальные, ни биологические, ни психические качества человека, а рассматриваться их согласованное воздействие на формирование личностных качеств. При этом обращается внимание, что вне социальной среды, вне процесса социализации – личность сформироваться не может.
Под социализацией понимается
процесс усвоения человеком знаний,
умений, ценностей, формирования социальных
качеств, позволяющих ему становиться
дееспособным членом социума, и одновременно
это процесс становления
Образно говоря, если развитие человеческого существа от момента зачатия до рождения можно сравнить с ускоренным процессом эволюции живых существ, то процесс социализации – это тот же «ускоренный» период развития всего человечества, который проходит каждый человек от момента рождения до вступления в жизнь в качестве дееспособного члена общества.
Обратим внимание на тот факт, что социальные качества человека не передаются генетически, хотя человек наделяется способностью к их усвоению. Но если при этом ребенок не получает своевременной и правильной социализации, то он может оставаться «недоразвитым» и не получить статуса дееспособного члена общества («Маугли»).
Таким образом, социальные качества
приобретаются человеком в
В процессе социализации в наиболее общем виде выделяют три этапа (хотя подобных классификаций может быть множество – в зависимости от выбранного критерия) – до трудовой (детство, обучение), трудовой и после трудовой (на пенсии).
Понятие социализации рассматривается как процесс, включающий в себя освоение природного и социального мира, научных знаний и духовных ценностей. Человек приходит в «готовый мир», который предстает перед ним как данность. И только усвоив определенные знания и культурные ценности, нормы поведения и взаимодействия с другими людьми он сможет полноценно вступить в этот мир, реализовать свои способности, творческий потенциал и тем самым способствовать общественному развитию.
В процессе социализации выделяют: целенаправленные (обучение, воспитание) и непреднамеренные (собственное восприятие и воспроизводство реальности, самоактуализация и самосовершенствование) виды. А это значит, что даже у братьев-близнецов социализация окажется различной.
На формирование социальных качеств человека (начиная с детства) могут существенно влиять многочисленные факторы, такие как: материальное положение семьи и ее полнота, социальное окружение, место жительства (некоторыми учеными обосновывается суждение, что человек, с детства видящий из окна помойку, в большой мере способен и дальше воспроизводить таковую действительность).
Социализация позволяет
человеку становится существом социальным,
но это одновременно и процесс
становления личности. Т. е. личность
– это совокупность взаимосвязанных
индивидуальных и социальных качеств.
Встречающееся суждение, что индивидуальность
– внесоциальная
Называя человека существом
социальным, социологи ни в коей
мере не умаляют его личностных качеств,
его индивидуальности и неповторимости,
а, прежде всего, подчеркивают его тесную
взаимосвязь с социальным миром,
обладание человеком некоторыми
социальными качествами, которые
ему позволяют становиться
Социализация может иметь свои крайние формы: