Личность и её социальные роли в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой - либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как - будто не имеют значения для него лично.

Содержание

Введение
Человек, Индивид, Личность
Импульсы развития Личности
Виды и типы Личности
Три социальных типа Личности по Марксу
Свобода и ответственность Личности
Личность и социальный статус
Социальные роли Личности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат философия.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное Агентство Воздушного Транспорта

Ульяновское Высшее Авиационное  Училище Гражданской  Авиации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Реферат по дисциплине  Философия  на  тему:

«Личность и её социальные роли в обществе» 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил: курсант               Группы АБ-10-1

Смелкин Н.И.

Проверил:

                                                         Васильева О.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………3Человек, Индивид, Личность………………………..……………………………..4

Импульсы  развития Личности…………………………………………………….6

Виды  и типы Личности……………………………………………………………..8

Три социальных типа Личности по Марксу……………………………………10

Свобода и ответственность  Личности…………………………………………...12

Личность  и социальный статус…………………………………………………..14

Социальные  роли Личности……………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………….21

Список  литературы………………………………………………………………..23

 
 
 

Введение 

Многое  из того, что окружает человека, он впускает в собственную  душу безотчетно, без  какой - либо критической  оценки, принимая окружающий мир таким, как  он есть, не задумываясь  о его природе. Обычно человек старается  жить просто и не испытывает потребности  в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и  он открывает в  себе способность  продвигаться к истине, открывать тайны  реальности, открывать  тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые  как - будто не имеют  значения для него лично. 

Откуда  взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество  располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости - одна из главных задач человечества,  для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

И в процессе нахождения ответов человек пользуется такой наукой, как философия. Вообще, философия в настоящее время  все более “завоевывает” наше общество. В любой отрасли люди пользуются данной наукой, они думают, размышляют и в зависимости от этого принимают решения. 

Философия – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. 

По  моему мнению, в  настоящее время  философия стала  свободнее, так как  человек стал более  свободным. Это выражается в том, что в прошлых веках не каждый человек мог в обществе отстаивать свои идеи и взгляды, так как не занимал достойного положения в обществе или был просто рабом.

В данное же время, каждый может высказать свое мнение, его выслушают и примут, ведь человек  имеет право на собственное мнение.

 

Человек…. Вот  он - основной объект обсуждения философов  всех времен и столетий. Человек  – единица изучения всего… Поэтому  неудивительно, что живя в современном  обществе мы стремимся познать самого себя… 

Моя тема - проблемы личности- является одной из наиболее интересных и актуальных! 

Еще в дореволюционной  России ученый П.Л. Лавров считал, что  «теория личности имеет немаловажное значение в практической жизни общества». Он утверждал, что общества существуют «лишь в личностях, их составляющих» и «без критически мыслящих личностей обществу грозит застой, гибель цивилизации». 

В современном  мире проблема человеческой личности является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что  сегодняшний мир, где большинство  стран избрали демократический  путь развития, основан на гражданском  обществе, состоящем из людей, вовлеченных  в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, должны находиться в основе любого общества, являются дефицитом в современной  России. Это происходит из-за того, что люди не знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ 

Для правильного  понимания сущности личности необходимо в достаточной степени отдифференцировать его от близких к нему по значению понятий человек и индивид.

Понятие человек  есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.

Индивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами Homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера), и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека.

Вообще понятие "индивидуальность" в философской  литературе употребляется далеко не однозначно с разбросом от отождествления индивида с индивидуальностью до отождествления индивидуальности с  личностью. Если исходить из того, что-каждое понятие должно нести уникальной" смысловую нагрузку (в противном  случае оно теряет смысл), то индивидуальность может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других.

Иногда  индивидуальность однозначно связывают  с многогранностью способностей, дарований человека, но вряд ли с  этим можно согласиться: индивидуальностями несомненно являются и те, кто обладает одной, но ярко выраженной способностью, либо, обладая многогранностью таланта, реализует все же лишь одну из этих граней. У Лермонтова Мцыри говорит: 

Я знал одной лишь думы власть.

Одну - но пламенную страсть:

Она, как  червь, во мне жила.

Изгрызла  душу и сожгла.

И эта "однострастность", "односпособность" нисколько не принижают в глазах поэта, а вслед  за ним и читателей поэмы индивидуальность Мцыри, его героико-романтический  облик. 

Хотя каждая личность является одновременно человеком  и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как личность. Это обнаруживается и тогда, когда мы бросаем ретроспективный взгляд на исторический процесс, и на современном уровне развития общества.

В условиях первобытного общества человек еще полностью  слит с социальной общностью, членом которой он является (род, племя), не осознает себя как самостоятельная  личность и на самом деле еще не является ею.

Человек, по выражению К.Маркса, еще не оторвался  от пуповины естественных связей, и его личное бытие осознается им как бытие члена  определенного коллектива.

 Исторически  человек начинает формироваться  как личность на основе выделения  индивидуального труда, возникновения  частной собственности, распада  родоплеменного коллектива и  отделения личных интересов от  общественных. То, что верно для  филогенеза человеческого рода, верно и для онтогенеза - процесса  развития отдельного индивида. С  момента своего появления на  свет ребенок является человеком  и индивидом, но он еще не  является личностью: для этого  ему предстоит пройти сложный  процесс и биологического, и психического, а главное - социального созревания, социализации. 

А является ли личностью  каждый современный, взрослый, психически нормальный человек?    Разумеется, нет. И так обстоит дело в любых социальных условиях.

Личность - это не просто носитель конкретных исторических общественных отношений, но человек, который оказывает активное воздействие на них соответственно своим индивидуальным способностям и наклонностям, сознательности и  организованности, трудовой и общественно-политической активности.

Автономность  личности отнюдь не означает, что эта  позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства  или интересам общественного  развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или идет "на красный свет", в каждом конкретном случае это - позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида!!!!!!!!!!!!!!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИМПУЛЬСЫ  РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 

В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой.

  • Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa (чистой доске) и следовавшим из такого представления порочным кругом: плохая среда "пишет" на этой доске таким образом, что создает плохого человека; последний же, будучи таковым, не может изменить плохую среду.

Реакцией на этот вульгарно-материалистический, отрицающий какую-либо активность человека подход явилась идеалистическая концепция, предложенная Людвигом Фейербахом.

  • Исходя из принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивида. И в то же время он впал в другую крайность, не нашел ничего лучшего как "поставить телегу впереди лошади". Сначала, решил Фейербах, можно и должно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившиеся люди изменят и свое общественное бытие. Впрочем, и те, кто шли от Локка и слепо за ним, в конечном счете тоже смыкались с идеализмом. В этой связи очень важна мысль Маркса из "Тезисов о Фейербахе": "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Они неизбежно поэтому приходят к тому, что делят общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна)".
 
  • Диалектически переработав варианты, предложенные предшественниками, сохранив все рациональное, что в них было, Маркс сформулировал  один из важнейших своих выводов: "Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика". Таким образом, изменение человека, превращение его в личность происходит не до и не после (как автоматическое или полуавтоматическое следствие), но только В процессе деятельности, в том числе в процессе революционного преобразования человеком общества.

Если из наследия Локка была удержана догадка об отражении  в характерных чертах индивида общественных отношений данной конкретной эпохи, то при критической переработке  учения Фейербаха была сохранена  выдвинутая им задача самосовершенствования  личности, составляющая краеугольный камень всей его концепции. Эта гуманистическая  задача сохраняет свое значение в  условиях любого общества, коль скоро  человек претендует на статус личности.

Прекрасный  совет дал когда-то Лев Толстой  молодому Николаю Рериху: "Случалось  ли в лодке переплывать быстроходную реку? - спрашивал писатель, глядя  на картину Рериха "Гонец". - Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и  в области нравственных требований: надо рулить всегда выше".

Информация о работе Личность и её социальные роли в обществе