Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 18:29, контрольная работа
Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах. Личность изучают философия, психология, социальная психология и социология. Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъект деятельности, познания и творчества.
Вопрос№25 Личность как уникальная социальная система.
Социология личности –
это специальная
В первоначальном значении слово «личность» означало маску, роль, которую исполнял актер в древнем греческом театре. Отсюда и произошло слово «личина». Древнегреческие философы не мыслили личность вне общины, вне полиса (города – государства). Платон говорил о человеке для государства – истоки тоталитаризма. Аристотель говорил о государстве для человека – истоки правового государства, которые получили развитие у Цицерона, а позже – у Дж. Локка, Ш. Монтескье и других философов. Личность – это конкретный человек как система устойчивых качеств, свойств, которые реализуются в социальных связях, социальных институтах, культуре, в социальной жизни. Биологические качества личности: темперамент, эмоции, характер, воля, которые присущи человеку, не исчезают в его личности. Личность – любой человек, а не выдающийся, талантливый, потому что все люди включены в систему общественных отношений. Понятие личности показывает, как в каждом человеке индивидуально отражены социально значимые черты и как проявляется сущность человека, выступающего в качестве совокупности общественных отношений. Социология стремится изучить личность как источник общественной жизни и как ее реальный носитель. Социология обозначает личность как единого человека, который проявляет социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности во взаимосвязи с другими людьми. Этим данный человек как личность способствует стабилизации в развитии общественных отношений. Следовательно, центральная проблема социологии – взаимовлияние социальных условий (связей, социальных институтов, институтов власти) и деятельности человека. Основополагающими внутренними мотивами в деятельности являются потребности, то есть нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия. Потребности бывают: материальные, духовные, индивидуальные, общественные, коренные, стратегические, долговременные, сиюминутные, здоровые, нездоровые. Формой проявления потребностей является интерес. Ближайшим отражением интереса в сознании людей является стимул. Стимул – это определенное побуждение людей к действию. Оно может быть материальным, или духовным, моральным. Однако в связке со словом «стимул» прилагательное «духовный» звучит иронически, потому что стимулом в Древнем Риме называли заостренную палку, которой погоняли быков. Важное значение в деятельности личности имеют цели, идеалы и конечный результат. Социальными качествами личности являются: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждение, установка, ценности, идентичность. Они представляют собой сложную социальную структуру личности. Система личности имеет следующие особенности: ценность, открытая социальная система, динамически изменяющаяся система, саморегулирующаяся система, саморазвивающаяся система. Социология отмечает ряд социальных типов личности. Академик Е.М. Бабосов следующим образом характеризует эти типы личности.
1. Модальная личность характеризуется средними общепринятыми чертами, присущими определенной культуре. Модальная личность белоруса определяется толерантностью, с уважительным отношением к людям других наций, культур, религий и т.д.; неторопливостью в суждениях и выводах; настойчивостью и упорством.
2. Базисная личность имеет черты, которые присущи для данного типа культуры или социального слоя. Например, для «интеллигента» должны быть характерны духовное развитие, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм.
3. Маргинальный тип личности – это человек, который активно перемещается по социальной лестнице (в восходящем или нисходящем направлении). Он переходит из однойсоциальной среды в другую. Человек – маргинал в результате такого перемещения получает иной социальный статус. Эта личность на рубеже разных социокультур (национальных, профессиональных, социальных и т. д.).
4. Реактивная личность характеризуется зависимостью в своих основных чертах и поступках от внешних влияний. Она не в состоянии, порой, отметить главные, наиболее важные, существенные из них. Поэтому «плывет по течению», а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.
5. Проактивная личность, наоборот, способна в любых обстоятельствах проводить в жизнь свою линию поведения. Она не боится трудностей и активно их преодолевает.
6. Криминальный тип личности, как правило, знает основные нормы, законы, правила поведения, но сознательно их нарушает, преследует свои корыстные цели и интересы.
В зависимости от направленности психической энергии индивидов необходимо выделить следующие психотипы личности: экстровертный, сенсорный, мыслительный, решающий, интровертный, интуитивный, чувствующий, воспринимающий. Следовательно, на формирование личности значительное влияние оказывают биологические и психологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образы поведения в социальной группе. Однако главными факторами формирования личности являются групповой и субъективный личностный опыт.
В социологической литературе рассматриваются и такие типы личности:
а) «деятели» – воины, ремесленники, инженеры, педагоги. Для них характерны активные действия по изменению мира, других людей и себя;
б) «мыслители» – они склонны к размышлению, созерцанию. Их главное оружие – слово;
в) «люди чувств и эмоций» – это деятели литературы и искусства. Их главное оружие – интуиция;
г) «гуманисты и подвижники». Их оружие – обостренное ощущение душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому. Дело их жизни – милосердие.
Вопрос№13 Проблема человека в истории философии.
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих
отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность
человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах
разных эпох. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука,
ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека.
Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных
качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но
одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность
человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли
вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на
эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой
установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в
качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности,
и тем, как рассматривается человек – «извне» или «изнутри». Изучение
человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой
(космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека
«изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального,
нравственного и духовного бытия.
Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о
космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм.
Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы
(вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное
дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию
справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание
человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу
(человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу,
особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о
диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это
нравственность. А истинная нравственность – это знание того, что хорошо. И
элитарность знания ведет к добродетели.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь
была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о
смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от
всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни
было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же
цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением
духовной жизни и античного мира.
Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она
хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания
как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические,
другие - как стихийно-
как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические
течения, ему в
вину ставились философские
которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически
расчленяем философию нового времени на различные школы и направления,
Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.
История
хорошо поработала также над
тем, чтобы все
наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до
канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и
животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.
Но
правомерно ли искать проблему
человеческого бытия в
и философских памятниках Востока. Так, создание «Книги Песен» («Ши цзин»)
относится к временам, когда в Китае философские школы еще не сложились, и
впоследствии ее использовали в своих учениях не только конфуцианская, но и
другие школы, которые часто искажали первоначальный смысл. Оригинальный
текст «Книги истории», или «Книги документов» («Шу цзин») вообще не
сохранился до наших времен. Он был изменен в значительной степени как
Конфуцием, так и его последователями. Китайское произведение «Лунь юй»
(«Беседы и высказывания») является единственным произведением китайской
классической литературы, которая более или менее непосредственно передает
взгляды Конфуция. Но это лишь одна сторона проблемы. Западному читателю, не
знакомому с языком Китая, сложно понять не только иносказательный смысл
написанного, но, иногда, и прямой и, казалось бы, очевидный. Для этого
нужно также знать культуру древнего Китая, его обычаи и предфилософию. И,
наконец, трудность представляет то, что в сохранившихся до наших дней
произведениях человек Китая «растворен» в космосе, един с ним и неотделим
Информация о работе Личность как уникальная социальная система