Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:32, реферат
Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.
При построении концепции социализации и социальной позиции, Гидденс отказывается от функционалистской теории ролей. Он полагает, что социальные системы состоят не из ролей, а из воспроизводимых практик. Так как социальные системы помещены во время и пространство, их можно интерпретировать как структурные «поля», где агенты занимают определенную позицию по отношению друг к другу. Социальная позиция агента определяется как его социальная идентичность, которая образует набор возможностей, прерогатив и обязательств. Последние как раз и составляют «ролевые предписания», связанные с данной позицией, и обусловливают определенность в поведении индивида. Гидденс высказывает три соображения об особенностях социализации.
1. Социализация не заканчивается
в тот момент, когда общество
признает индивида зрелым и
полноправным своим членом; она
распространяется на весь
2. Социализация не является
простым процессом
3. Социализация – не
унифицированный процесс, она
всегда контекстуальна. В силу
своей диалогичности,
Заключение
Таким образом, Гидденс показывает,
что институциональные
Институциональная рефлексивность, согласно Гидденсу, выражается в упорядоченном использовании индивидом знаний об обстоятельствах социальной жизни в качестве элемента организации и изменения собственного поведения. Знание о мире подвергается постоянной ревизии, а скептицизм становится ключевым методом получения нового знания и контроля качества уже существующего. Такое «радикальное сомнение» существенным образом влияет на социальную значимость и функционирование субъективного доверия.
Современная эпоха характеризуется специфической идентичностью индивидов, которая описывается Гидденсом как рефлексивный проект: осуществление достаточно целостного и постоянно корректируемого биографического повествования (о прошлом или будущем), тесно связанного с существующими абстрактными системами, производимого в контексте многовариантности выбора. Следовательно, одной из важнейших жизненных задач индивида становится «разработка траектории «Я».
Гидденс выделяет десять характеристик,
объясняющих особенности
1. Самоидентичность есть
рефлексивный проект, создаваемый
самим индивидом: «понимание
2. В рефлексивном проекте
разрабатывается траектория
3. Рефлексивность всеохватна и непрерывна.
4. Целостность самоидентичности
базируется на непрерывности
и субъективной связности
5. Самоактуализация «Я»
предполагает временную
6. Рефлексивность «Я»
телесна, тело – часть
7. Самоактуализация предполагает
осмысление прошлого и
8. Самоактуализация решает
нравственную задачу –
9. Жизненный цикл личности
(последовательность этапов, периодов,
эпизодов) не имеет ритуальных
меток. Движение от эпизода
к эпизоду происходит на
10. Жизненная траектория
обладает значительной
Неотъемлемой чертой современных
обществ, по Гидденсу, является «климат
риска»; риск оказывается постоянно
действующим социальным фактором. Это
происходит не только в силу качественного
изменения структуры риска (глобализация
социально-экономических
Таким образом, психосоциальные механизмы личностной самоидентичности влияют и испытывают влияние со стороны трансформирующихся институтов современных обществ. Анализируя особенности механизмов самоидентичности в обществах современности, Гидденс отмечает, что институциональная рефлексивность приводит к качественному изменению внутри личностных психологических процессов, превращая индивидуальное «Я» в рефлексивный проект.
В немалой степени это
связано с тем, что в процесс
личностной саморефлексии оказываются
вовлеченными и абстрактные системы,
поскольку они предлагают целый
набор альтернативных рекомендаций
(педагогических, медицинских, психологических
и т.д.), заменив собой однозначную
и прозрачную для понимания традицию
(этапы инициации, например). Однако,
для функционирования «высвобождающих
механизмов» современности
Список использованных источников
1 Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
2 Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат., 1986.
3 Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.
4 Маркин В.Н. Жизненные позиции личности: (Идеалогический и социально-психологический аспекты)/ Акад. общественных наук при ЦК КПСС. – М.: Мысль, 1989.
5 Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991.
6 Гидденс Э. Последствия модерна / Реф. Н.Л. Поляковой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 2006.
7 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Пер. с англ. Е.В. Якимовой, Т. 1. Вып. 1. 2007.
8 Гидденс Э. Модерн и самоидентичность / Реф. Е.В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 2007.
9 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 2008.
10 Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема. // Социологический журнал. 2006. N 3/4.
11 З.Бауман. Мыслить социологически. - М.,2008.
12 Н.Бердяев. Смысл истории. - М.,2009. - Гл. VII-X, Приложение.
13 На путях постмодернизма. // Сб. обзоров ИНИОН. - М.,2006.
14 Очерки по истории теоретической социологии: От Вебера к Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму./ Ред. Ю.Н.Давыдов.- М.,2007.
15 Цурина И.Л. Социально-политический контекст философии постмодернизма. - М.,2008.