Общество и личность. Личность как уникальная социальная система. Социологическая концепция структурации Э. Гидденса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:32, реферат

Описание работы

Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 60.52 Кб (Скачать)

При построении концепции социализации и социальной позиции, Гидденс отказывается от функционалистской теории ролей. Он полагает, что социальные системы состоят не из ролей, а из воспроизводимых практик. Так как социальные системы помещены во время и пространство, их можно интерпретировать как структурные «поля», где агенты занимают определенную позицию по отношению друг к другу. Социальная позиция агента определяется как его социальная идентичность, которая образует набор возможностей, прерогатив и обязательств. Последние как раз и составляют «ролевые предписания», связанные с данной позицией, и обусловливают определенность в поведении индивида. Гидденс высказывает три соображения об особенностях социализации.

1. Социализация не заканчивается  в тот момент, когда общество  признает индивида зрелым и  полноправным своим членом; она  распространяется на весь жизненный  цикл.

2. Социализация не является  простым процессом инкорпорации  ребенка в общество, она не  есть отпечаток общества в  индивиде. По мнению Гидденса, это  базовый механизм преемственности  поколений (succession of the generations), где  дети – активные партнеры в  двустороннем процессе взаимодействия. Общество не только обучает  ребенка своим правилам, инкорпорирует  его; ребенок, экспериментируя  с ресурсами, желаниями, установками,  податливостью системы, ожиданиями  относительно него, творчески адаптирует  доступный ему сегмент общества.

3. Социализация – не  унифицированный процесс, она  всегда контекстуальна. В силу  своей диалогичности, социализация  предполагает обоюдное накопление  практического запаса знаний  относительно условий производства  и воспроизводства социального  взаимодействия. С одной стороны,  дети должны приобретать необходимые  практические и рефлексивные  знания об условиях социального  взаимодействия, а общество, со своей  стороны, неизбежно должно адаптироваться  к особенностям возрастных когорт

 

Заключение

Таким образом, Гидденс показывает, что институциональные характеристики участвуют в последовательном формировании психологии обществ современности. Современные общества характеризуются делокализацией социального действия, теперь оно может и не быть жестко опосредовано конкретным местом своего осуществления. Это делает возможной все возрастающую по своим масштабам координацию социальной деятельности, субъекты которой не вступают друг с другом в физический контакт.

  Институциональная рефлексивность, согласно Гидденсу, выражается в упорядоченном использовании индивидом знаний об обстоятельствах социальной жизни в качестве элемента организации и изменения собственного поведения. Знание о мире подвергается постоянной ревизии, а скептицизм становится ключевым методом получения нового знания и контроля качества уже существующего. Такое «радикальное сомнение» существенным образом влияет на социальную значимость и функционирование субъективного доверия.

Современная эпоха характеризуется специфической идентичностью индивидов, которая описывается Гидденсом как рефлексивный проект: осуществление достаточно целостного и постоянно корректируемого биографического повествования (о прошлом или будущем), тесно связанного с существующими абстрактными системами, производимого в контексте многовариантности выбора. Следовательно, одной из важнейших жизненных задач индивида становится «разработка траектории «Я».

Гидденс выделяет десять характеристик, объясняющих особенности самоидентичности индивидов в современную эпоху.

1. Самоидентичность есть  рефлексивный проект, создаваемый  самим индивидом: «понимание себя  подчинено более фундаментальной  задаче построения и реконструкции  целостного чувства идентичности».

2. В рефлексивном проекте  разрабатывается траектория своей  биографии – через отсылку  к прошлому и прогнозирование  будущего. Построение траектории  основывается на идее многоэтапного  жизненного цикла, определяемого  скорее индивидом, нежели событиями  внешнего мира.

3. Рефлексивность всеохватна  и непрерывна.

4. Целостность самоидентичности  базируется на непрерывности  и субъективной связности автобиографии  (безразлично, артикулированной  или нет).

5. Самоактуализация «Я»  предполагает временную локализацию:  вычленение «личного времени», отдаленно  связанного с фиксированным временным  порядком.

6. Рефлексивность «Я»  телесна, тело – часть индивидуальной  системы действий, а не ее пассивный  объект.

7. Самоактуализация предполагает  осмысление прошлого и прогнозирование  будущего (вычисление возможностей  и риска).

8. Самоактуализация решает  нравственную задачу – верность  самому себе, сохранение самотождественности,  дифференцируя «истинное» и «ложное»  «Я» при интерпретации своего  опыта.

9. Жизненный цикл личности (последовательность этапов, периодов, эпизодов) не имеет ритуальных  меток. Движение от эпизода  к эпизоду происходит на основе  взвешивания возможностей и риска  и осуществляется благодаря «рефлексивной  мобилизации траектории «Я»«.

10. Жизненная траектория  обладает значительной внутренней  референтностью, влияние внешней  обусловленности снижено.

Неотъемлемой чертой современных  обществ, по Гидденсу, является «климат  риска»; риск оказывается постоянно  действующим социальным фактором. Это  происходит не только в силу качественного  изменения структуры риска (глобализация социально-экономических процессов  увеличивает масштабы риска), но и  за счет того, что «и для дилетанта, и для эксперта постоянным и непреложным  опытом становится мышление в терминах риска».

Таким образом, психосоциальные  механизмы личностной самоидентичности влияют и испытывают влияние со стороны  трансформирующихся институтов современных  обществ. Анализируя особенности механизмов самоидентичности в обществах современности, Гидденс отмечает, что институциональная  рефлексивность приводит к качественному  изменению внутри личностных психологических процессов, превращая индивидуальное «Я» в рефлексивный проект.

В немалой степени это  связано с тем, что в процесс  личностной саморефлексии оказываются  вовлеченными и абстрактные системы, поскольку они предлагают целый  набор альтернативных рекомендаций (педагогических, медицинских, психологических  и т.д.), заменив собой однозначную  и прозрачную для понимания традицию (этапы инициации, например). Однако, для функционирования «высвобождающих  механизмов» современности чрезвычайно  важным оказывается поддержание  необходимого уровня субъективного  доверия к абстрактным системам. По мысли Гидденса, оно не просто организует повседневную практику индивидов  вокруг существующих институциональных  форм, но становится психологической  основой онтологической безопасности личности: «Чувство доверия… является источником объективной стабильности внешнего мира и целостности самоотождествленного «Я».

 

Список использованных источников

1 Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2 Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат., 1986.

3 Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

4 Маркин В.Н. Жизненные позиции личности: (Идеалогический и социально-психологический аспекты)/ Акад. общественных наук при ЦК КПСС. – М.: Мысль, 1989.

5 Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. М., 1991.

6 Гидденс Э. Последствия модерна / Реф. Н.Л. Поляковой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 2006.

7 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии / Пер. с англ. Е.В. Якимовой, Т. 1. Вып. 1. 2007.

8 Гидденс Э. Модерн и самоидентичность / Реф. Е.В. Якимовой // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник / Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М.: ИНИОН РАН, 2007.

9 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Под ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 2008.

10 Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема. // Социологический журнал. 2006. N 3/4.

11 З.Бауман. Мыслить социологически. - М.,2008.

12  Н.Бердяев. Смысл истории. - М.,2009. - Гл. VII-X, Приложение.

13  На путях постмодернизма. // Сб. обзоров ИНИОН. - М.,2006.

14  Очерки по истории теоретической социологии: От Вебера к Хабермасу, от Зиммеля к постмодернизму./ Ред. Ю.Н.Давыдов.- М.,2007.

15  Цурина И.Л. Социально-политический контекст философии постмодернизма. - М.,2008.

 

 


Информация о работе Общество и личность. Личность как уникальная социальная система. Социологическая концепция структурации Э. Гидденса