Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:45, курсовая работа
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы
Введение
Глава 1. Личность как объект социологического…
1.Сущность и особенности понятий «личность», «человек», «индивид».
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Тверской государственный
Факультет управления и социологии
Кафедра
социологии и связей с общественностью
Курсовая работа по общей социологии
Личность
в системе социальных взаимодействий
Выполнил: студент 18 группы
Лушанова Полина Андреевна
Проверил: старший преподаватель
Бородин
Дмитрий Юрьевич
Тверь 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Личность как объект социологического…
Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого
индивида как субъекта
2) устойчивую
систему социально-значимых
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:
Личность
настолько многогранна в своих
индивидуально-психологических
Личность, индивид и индивидуальность
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
Следует
заметить, что у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её отсутствие.
Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.
Личность —
это совокупность выработанных привычек
и предпочтений, психический настрой и
тонус, социокультурный опыт и приобретённые
знания, набор психофизических черт и
особенностей человека, его архетип, определяющие
повседневное поведение и связь с обществом
и природой. Также личность наблюдается
как проявления «поведенческих масок»,
выработанных для разных ситуаций и социальных
групп взаимодействия.
Поведение человека
Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.
Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретен. Например, имеются данные, что имевшие взаимодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.
Предполагается, что эффективное образование и накопление знаний стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоемких методов обучения. Стоит отметить, что родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой.
Информация о работе Личность в системе социальных взаимодействий