Личность в системе социальных взаимодействий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

Содержание

Введение

Глава 1. Личность как объект социологического…

1.Сущность и особенности понятий «личность», «человек», «индивид».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1.docx

— 21.94 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Тверской государственный университет»

Факультет управления и социологии

Кафедра социологии и связей с общественностью 
 
 

Курсовая  работа по общей социологии

Личность  в системе социальных взаимодействий 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 18 группы

                Лушанова  Полина Андреевна

                Проверил: старший преподаватель

                Бородин Дмитрий Юрьевич 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Тверь 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

Глава 1. Личность как  объект социологического…

    1. Сущность и особенности понятий «личность», «человек», «индивид».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого  индивида как субъекта отношений  и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова).

2) устойчивую  систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как  члена того или иного общества  или общности.

Хотя  эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Сущностная  характеристика личности и её основные особенности определяются:

  • содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
  • степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
  • степенью осознанности человеком своего места в обществе;
  • содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью;
  • спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность  настолько многогранна в своих  индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных  качеств может сказываться и  на проявлениях мировоззрения, и  на поведении. 

Личность, индивид и индивидуальность

Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Индивидуальность  выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

     Человека  можно считать личностью, если в  его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а  именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному  поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально  значимы.

     Способность к сознательному руководству  собственным поведением. Это руководство  осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого  критерия второй отличается тем, что  предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в  своей основе и стихийно сложившуюся  иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может  не отдавать себе отчёта в том, что  заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее  поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется  в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

Следует заметить, что у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов её отсутствие. 
 
 

Понятие личности в психологии

     Личность  является базовой категорией и предметом  изучения психологии личности.

     Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. 

Поведение человека

     Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология.

     Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретен. Например, имеются данные, что имевшие взаимодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.

     Предполагается, что эффективное образование  и накопление знаний стало возможным  благодаря развитию двух отделов  нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоемких методов обучения. Стоит отметить, что родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой.

Информация о работе Личность в системе социальных взаимодействий