Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:32, реферат
Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.
- конформизм – явление
пассивного приспособления
- крайний индивидуализм,
который проявляется в
Обратим внимание еще на один немаловажный факт – социализация не всегда идет по восходящей линии, как усвоение пройденного опыта и построения на его основе новых личностных качеств. В социологии используется и такое понятие, как ресоциализация, под которым понимается усвоение новых норм и ценностей, вступающих в противоречие с уже накопленным опытом. Ресоциализация имеет место, когда человек производит переосмысление и исправление некоторых своих принципов, правил поведения, взглядов, которыми он руководствовался до сих пор.
Она может обуславливаться
различными внешними изменениями: социального
статуса человека (повышением по служебной
лестнице, становлением отцом или
матерью, выходом на пенсию), места
жительства (переездом в другой город,
в сельскую местность, в другую страну).
Может происходить и в связи
с внутренней потребностью человека
переосмыслить прожитую жизнь (самоактуализация,
самосовершенствование). К ресоциализации
также может быть отнесена психотерапия
(корректировка психики
Более того, процессы социализации
и ресоциализации обычно тесно сопряжены,
диалектически взаимосвязаны
Социализация происходит в рамках существующей в конкретном обществе культуры, через языковые традиции которой ребенок получает первые азы социального поведения. Причем каждое общество передает своим членам свой особенный опыт, свои специфические культурные образцы.
Таким образом, социализация
позволяет человеку становится существом
социальным, причем его изолированность
от общества не только может помешать
ему становиться его
Но социализация не менее важна и для общества. Именно с ее помощью осуществляется воспроизводство социальных отношений, социальной жизни, наконец, осуществляется социальное развитие. То есть социализация выступает связующим звеном между общественным развитием и развитием человека.
Заключение
Все, что мы делаем, является
результатом социальных отношений
и любая наша деятельность сводится
к тому, чтобы строить и воспроизводить
эти отношения. Если человек смог
в чем-нибудь преуспеть, это означает,
что, прежде всего он преуспел в умении
выстраивать отношения с
Интересное
Американский социолог Ф.
Зимбардо провел так называемый «тюремный
эксперимент». Он отобрал несколько
студентов-добровольцев и ночью
вывез их за город в специально
оборудованное здание, имитирующее
тюрьму. Очевидно, неожиданное перемещение
ему нужно было для чистоты
эксперимента: вхождение в роли «тюремщиков»
и «заключенных» должно было быть
таким, чтобы участники эксперимента
максимально отрешились от их прежних
ролей. «Тюремщики» изучили
Вначале, при вхождении в роли, студенты допускали нарушение инструкций, фамильярность. Но затем, решая задачу поддержания должного порядка, «тюремщики» становились все более требовательными, забывая свои прежние роли студентов-коллег. Это привело к бурной реакции со стороны «заключенных». Они протестовали, высказывали неповиновение, один из «заключенных» бросил в лицо своему «тирану» тарелку с макаронами. «Надзиратели» отвечали насилием и запретами: отказывали в курении, вмешивались в разговоры при свиданиях, надевали наручники.
Насилие зашло так далеко,
что Зимбардо пришлось прекратить эксперимент
на шестые сутки, хотя он планировался
на две недели. Когда после эксперимента
студенты-участники описывали
В результате эксперимента Зимбардо сделал вывод, что социальное поведение человека гораздо больше зависит от внешних социальных сил (стимулов), чем от внутренних качеств личности (и вытекающих из них мотивов).
2 Социологическая концепция структурации Э. Гидденса
Введение
Взгляд Э. Гидденса на соотношение структуры и действия, индивида и социальной тотальности отличается и от представлений об индивиде как "свободном деятеле", обладающем всеми ресурсами и возможностями для конституирования социальных отношений, и от концепций, приписывающих доминирующую роль в определении взаимодействий индивидов надындивидуальным свойствам социального целого. Основная идея Гидденса оформлена в виде "теории структурации".
Вводя этот термин, Гидденс
стремился подчеркнуть два
Можно выделить пять базовых принципов теории структурации.
1. Общество создано активной
деятельностью субъектов,
2. Индивиды своей деятельностью
не только преобразуют
3. Возможности и границы
социального участия индивидов
исторически обусловлены (
4. Структуры оказывают
не только ограничивающее
5. Производство и
2.1 Общая характеристика творчества Э. Гидденса
Энтони Гидденс (род. в 1938
г.), профессор Кембриджского
В 1980-х гг. Гидденс начал
интенсивную критику
Особое место в творчестве ученого занимает написание учебников по социологии (1982,1989,1991,1993), которые по справедливости считаются одними из лучших в мире. На русский язык его учебники были переведены дважды: первый раз в виде реферированного издания [Гидденс. 1991], второй раз — в полном варианте [Гидденс. 1999].
Специально следует сказать
о новом учебнике Гидденса, изданном
в Оксфорде в 2001 г. Его можно смело
назвать учебником нового поколения.
Будучи по объему намного меньше прежних
(428 страниц вместо 815 страниц учебника
1989 г.), информационно он значительно
более емкий за счет обращения
к Интернету и использования
его ресурсов. Учебник сопровождается
вебсайтом, который обеспечивает его
информационную поддержку. В книге
отражены все серьезные социальные,
политические и экономические
2.2 Базовые элементы теории структурации
Теория структурации и связанные с ней концепции (действующего субъекта, социальных институтов, социальной и системной интеграции) призваны упорядочить понятийный и концептуальный аппарат для изучения механизмов социальных изменений современности. Гидденс начинает разрабатывать свою теорию с критики ведущих интеллектуальных парадигм 40-х годов – структурализма и функционализма и с переосмысления понятий «действие», «структура», «система» и т.д. Общим недостатком обозначенных подходов является неудачная, по мнению Гидденса, попытка развести понятия «структуры» и «системы».
Базовой аналогией для
функционалистской парадигмы
Структурализм возник как
подход, пытавшийся применить структурно-
Гидденс указывает на ряд
общих для обеих парадигм положений,
использование которых для
Гидденс высказывает замечание,
что понятие «динамики» при таком
подходе интерпретируется скорее как
функционирование, а не как изменение.
Вместе с тем, полагает он, средства,
с помощью которых