Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:32, реферат
Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых, но и всех людей.
Определенным шагом вперед в том, что касается рассматриваемой проблемы, стала, по мнению Гидденса, книга «Философские исследования» Л. Витгенштейна. Витгенштейн обратил снимание на то, что язык сосуществует с тем, о чем нельзя сказать; он зависит от нелингвистического, связанного с обыденным, повседневным, «с практикой, которая содержит формы жизни». Следовательно, он неизбежно адаптируется к ней: социальное пространство выступает источником значения лингвистических терминов, а сам язык оказывается дифференцированным по социальным практикам. Поэтому, познание языка не может быть отделено от познания мира и социальной практики.
Во-вторых, оба подхода
отдают предпочтение социальной структуре,
подразумевая дуализм субъекта и
объекта и полагая ее «внешней»
по отношению к субъекту. Таким
образом, утверждается ее доминирование
по отношению и к действию, и
к субъекту действия. В структурализме
структура
Как считает Гидденс, важной задачей социальной теории становится адекватное понимание проблемы человеческой активности и создание теории действующего субъекта, которая избегала бы крайностей. Так, например, в интерпретирующей социологии постулируется первенство субъекта, а понятие «смысла» человеческого действия является основным при объяснении поведения индивидов. Социальная деятельность... является повторяющейся. Это означает, что она не создается социальными авторами, а лишь постоянно воспроизводится ими, причем теми же самыми средствами, которыми они реализуют себя как авторы». Признание тесной связи понятий «действие» и «структура», по мнению Гидденса, лишь подчеркивает необходимость переосмысления как этих терминов, так и других понятий, связанных с каждым из них по отдельности. Вместе с тем, Гидденс не отвергает традиционное использование термина «структура» для указания на некие общие институциональные черты общества или ряда обществ, например «классовая структура общества» и т.д.
Третий элемент критики структурализма и функционализма связан с тем, что из-за значительного сходства содержаний, понятия «структуры» и «системы» зачастую просто переходят одно в другое или же замещают друг друга. Все попытки развести эти два понятия представляются Гидденсу не вполне удачными. Ф. де Соссюр, сравнивая язык с шахматами, подразумевал под «системой» набор установленных зависимостей между элементами языка, а «структуру» соотносил с тем, что остается относительно устойчивым при различных преобразованиях системы. Однако, замечает Гидденс, поскольку одно понятие определялось через характеристику другого, «понятие «структуры», введенное Л. Ельмслевом и Пражским кружком, не стало концептом, дополняющим понятие «системы», а привело к замене первого на второе».
В функционализме различение
структуры и системы основано
на разведении двух других понятий: «структура»
и «функция». Но и функционалистская
трактовка, как считает Гидденс,
не обладает достаточной дифференцирующей
способностью для изучения социального.
Структуру организма
2.3 Теория структурации
Теория структурации и
сопряженные с ней концепции
социальных институтов, социальной и
системной интеграции ориентированы
на изучение механизмов социальных изменений
современности. Понятие «структурация»
используется Гидденсом для того,
чтобы акцентировать
Ключевые понятия теории структурации – понятия «социальная структура», «социальная система». Гидденс определяет структуру как генеративные (порождающие) правила и средства (ресурсы), организованные как имманентные свойства социальных систем и благодаря которым в них обеспечивается связность времени и пространства. Согласно такому подходу, социальные структуры существуют исключительно как «структурирующие свойства», которыми определяются базовые характеристики социальных систем или коллективных образований; они представляют собой виртуальный порядок элементов и характеризуются отсутствием субъекта. Структурирующее влияние этих свойств складывается из двух аспектов. Во-первых, это оформление образцов, правил взаимодействия агентов (patterning of interaction), во-вторых, – конституирование временной протяженности взаимодействия. Таким образом, структурирующие свойства обусловливают существование более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве и придают им «систематическую» форму.
Социальные системы состоят из практик, организованных как взаимозависимость субъекта действия и группы. Это взаимодействие размещено во времени и пространстве, поэтому социальные системы можно интерпретировать как структурные «поля», где агенты занимают определенные позиции по отношению друг к другу. Социальная позиция агента определяется как его социальная идентичность, которая влечет за собой круг прерогатив и обязательств, то есть - ролевые предписания, связанные с данной позицией. Таким образом, социальные системы обладают «структурными свойствами» и представляют собой «структурированную целостность». Социальная система – это воспроизводящаяся социальная практика, которой присущи отрегулированные отношения взаимозависимости между индивидами и группами, то есть – организованное социальное взаимодействие. Социальные системы существуют синтагматически – в пространстве и времени в виде реальных отношений людей или коллективов. Они обладают структурными свойствами, но сами структурами не являются.
Понятия структуры и системы
связаны с понятиями правил и
В социальной теории часто
происходит смешение смыслов «следования
правилу» и «интерпретации правила».
Гидденс соглашается тем, как
эта проблема разрабатывалась в
исследованиях повседневной типизации4.
Практическое знание, основанное на типизации,
не охватывает всех ситуаций, с которыми
сталкивается или может столкнуться
агент. Оно обеспечивает его общую
способность реагировать и
Правила непосредственно
соотносятся с ресурсами, которыми
обусловливаются формы
Дуальность структуры - третье понятие, из которого складывается теория структурации. Гидденс говорит о способности структурных свойств социальных систем выступать как в качестве средства, так и в качестве результата практики, которая и конституирует социальные системы. «Изучать структурирование социальной системы значит изучать, каким образом эта система, применяя порождающие правила и ресурсы и подвергаясь влиянию непреднамеренных результатов, производится и воспроизводится во взаимодействии , – пишет Гидденс. Дуальность структуры, таким образом, проистекает из принципиально самовоспроизводящегося характера социальной жизни и выражается во взаимной зависимости структуры и субъекта действия.
В соответствии с концепцией
дуальности, правила и ресурсы, которыми
индивиды руководствуются при
Ориентируясь на концептуализацию
трех базовых компонентов своей
теории, Гидденс определяет понятие
«структурации» как процесс организации
и воспроизводства системы
В концепции Гидденса структурные
свойства социальных систем отражают
«диалектику присутствия и
2.4 Индивид и общество
Рассматривая принципы воспроизводства
структурных свойств и
И действующему индивиду, и обществу присущи одни и те же структурные свойства: «Структура формирует индивида и общество одновременно, но никогда не использует при этом все свои возможности по причине значимости непреднамеренных последствий и неосознанных обстоятельств действия...». Любой агент обладает детальным знанием об обществе, в котором он живет, причем это «знание» может описываться в терминах и практического и дискурсивного сознания.
Гидденс замечает, что «знание»
действительно имеет тенденцию
к уменьшению (то есть компетентность
индивида снижается), когда практика
выводит его деятельность за границу
повседневности. Это происходит в
силу его пространственной и временной
локализации. Гидденс приходит к
выводу, что изучение производства
и воспроизводства общества теснейшим
образом связано с изучением
социализации, создающей основу его
институционального порядка. И воспроизводство
социальных систем, и поведение агентов
обладают временной протяженностью,
а их взаимосвязь как раз и
проявляется на уровне индивидуального
участия в процессах