Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
В ряде случаев ошибочные оценки общественного мнения политическими деятелями, партиями, органами управления имели для них катастрофические последствия. Субъект управления имеет иллюзию обладания полной информацией о состоянии сознания общества в связи с какой-либо общезначимой проблемой, тогда как на самом деле в большинстве случаев ему известна лишь интернальная составляющая мнения.
По мнению Д.П. Гавры, выход из управленческого парадокса общественного мнения возможен за счет понимания двух важнейших моментов ойственности его социально-политического статуса, с одной стороны, и непрерывности процесса социального оценивания с другой. В практическом плане это означает, что субъекты политического действия при выработке шений должны обращать свое внимание как на интернальное, так и на экстернальное мнение, а также, стремится к тому, чтобы процесс их выявления и оценки был близок к перманентному1.
Таким образом, общественное мнение является как элементом среды, в которой функционирует политическая система, так и составной частью этой системы.
2. Политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями между социальными общностями по поводу организации и использования государственной власти. Политика рассматривается в двух аспектах - деятельностном и организационном (институциональном). Первый связан с динамическим характером существования властных отношений, совокупностью форм и функций политики. Второй - с построением политической системы общества. Общественное мнение включено в сферу политики как в деятельностном, так и в институциональном ее измерениях.
Деятельностный аспект политики рассматривается через призму ее видов и функций.
Виды политики весьма многообразные и классифицируются по ряду критериев.
По сферам жизни общества выделяются следующие виды политики:
- экономическая - регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;
- социальная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
- национальная - регулирование отношений между нациями, национальными группами;
- культурная - регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;
- государственно-
По уровням:
- местная - регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района); - региональная - регулирование вопросов, связанных с развитием резона (субъекта федерации);
- общегосударственная - регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом21;
- международная - регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;
- мировая (глобальный уровень) - регулирование вопросов, связанных] с решением глобальных проблем современности.
По объему и продолжительности:
- стратегическая (долгосрочная) - выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определе-1 ние путей и способов их достижения, генерального курса;
- тактическая (краткосрочная, текущая) - решение текущих вопросов, j выработка и реализация оперативных решений.
По области распространения:
- внутренняя политика - регулирование отношений между граждана-j ми и социальными группами в различных сферах внутри государства;
- внешняя политика - регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.
В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др.
Функции политики подразделяются на общие (отражают ее роль в функционировании социально-политической системы как единого целого) и процессуальные (связаны с формированием и реализацией политических! решений).
К общим функциям политики в обществе относятся:
- управленческая, связанная с политическим руководством обществом;
- интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
- регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
- теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции,] курса развития общества;
- мобилизационная - привлечение граждан к управлению государст-1 венными и общественными делами, включение их в политику;
- нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
- социализации личности - функция приобщения, включения индивИ1! да в общественную жизнь, определенную политическую среду.
К процессуальным функциям политики относятся:
- артикуляционная, способствующая выявлению и выражению инте| ресов различных групп общества;
- функции разработки, принятия и выполнения политических решений.
Общественное мнение включено в механизм реализации различных функций политики, хотя способ и мера его участия различаются в зависимости от группы функций.
Из общих функций политики общественное мнение в наибольшей мере связано с двумя - функцией политической социализации и мобилизационной. Будучи одним из важнейших компонентов системы трансляции норм и ценностей от поколения к поколению, оно через свою воспитательную и регулятивную функции участвует в процессе социализации индивида. Если школа, церковь, политические организации являются жестко институциональными агентами формирования у субъекта политических ценностей и политической культуры, то общественное мнение как бы скрытый агент, действующий латентно, исподволь. Но от этого его влияние на процесс политической социализации не менее сильно, чем у других агентов. Исследователи отмечали, что сила общей позиции, неписаных норм и правил, политических табу, стереотипов и предпочтений, транслируемых и насаждаемых общественным мнением, часто бывает могущественнее воздействия традиционных институтов политической социализации, использующих механизмы научения и духовного принуждения22.
Общественное мнение выступает также компонентом процесса включения в политику индивидов и социальных групп. Участвуя в выборах, референдумах, опросах, социальный субъект становится причастным к отношениям власти, он осознает возможности и способы своего влияния. Переходя в сферу активной политической деятельности, стремясь стать профессиональным политиком, индивид понимает, что одним из главных механизмов, обеспечивающих его будущее в этой сфере, является мобилизация общественного мнения, поиск поддержки общественности, организация public relations. Образно выражаясь, мобилизация общественного мнения - это та дверь, через которую в демократическом обществе входят в среду профессиональных политиков. Развивая сравнение, добавим, что это не худшая из дверей. Есть и другие, менее почтенные - родственные связи, протекционизм, политический лоббизм, подкуп и коррупция.
Процессуальные функции политики не менее тесно связаны с общественным мнением. Общественное мнение участвует в реализации такой важной функции, как выражение интересов (артикуляционная). Это вытекает из самой сущности изучаемого феномена как оценочно-ценностного суждения по поводу события, явления или процесса, затрагивающего интерес субъекта. Общественное мнение базируется на интересе и выражает его. Чтобы выражать чьи-либо интересы, тому или иному политическому институту или другому субъекту политического процесса необходимо сначала узнать их, для чего приходится обращаться к общественному мнению. Кроме того, без опоры на общественное мнение невозможна интеграция интересов. Целенаправленная деятельность по их согласованию должна базироваться на достаточной информационной базе. В противном случае даже благие намерения приведут не к интеграции, а к зарождению или эскалации политического конфликта.
Функции выработки, принятия и выполнения решений характеризуют роль политики как механизма и технологии руководства делами общества.
При реализации функции разработки политического решения общественное мнение выступает как информационная база, один из источников сведений об обстановке, условиях и участниках политического процесса, их интересах и потребностях. От достоверности и точности этой информации зависит правильность выбора из имеющихся альтернатив требуемого направления развития, надежность определения стратегических и тактических задач. Оценка реакций общественного мнения имеет значение в ходе выработки политики и для уточнения целей развития или реформирования, и для выявления оптимальной этапности и скорости преобразований, и для выработки средств и путей претворения намеченного в жизнь.
Принятие политических решений в демократических системах также обусловлено процедурами апелляции к массовым социальным оценкам. Важнейшие из документов, такие, например, как Конституция или основополагающие законодательные акты, а также принципиальные политические решения типа определения принадлежности или национально-государственного статуса территории, принимаются на основании механизма прямой демократии на референдумах. Здесь общественное мнение действует в своей директивной функции.
Применительно к функции выполнения политических решений, общественное мнение также играет активную роль. Посредством оценочной, консультативной, директивной, защитной функций оно может способствовать или препятствовать реализации задуманного политиками, способно мобилизовать массы на выполнение политических решений, либо, наоборот, на их саботаж. Общественное мнение фактически является неотъемлемым и важным компонентом социального механизма выполнения политических решений. Социальная роль этого фактора может быть как позитивной, так и негативной, но игнорировать его невозможно.
Таким образом, налицо тесная взаимосвязь и взаимообусловленно общественного мнения и деятельностного аспекта политики.
Общественное мнение также играет важную роль в реализации второго аспекта политики, организационного, связанного с построением и работой той или иной политической системы.
В структурном плане политическую систему общества можно представить как совокупность относительно обособленных в функциональном' отношении подсистем, вступающих в связи и взаимодействующих между собой. Выделяются культурно-идеологическая, организационная, информационно-коммуникативная и нормативная подсистемы.
Общественное
мнение и идеология тесно
Общественное мнение также имеет связи с организационной, информационно-коммуникативной и нормативной подсистемами политической системы.
Организационная подсистема, которую составляют государство, партии общественные организации, другие институты, функционирующие в сфере отношений по поводу государственной власти, взаимодействует с общественным мнением по различным каналам. Во-первых, это канал социального и политического целеполагания, выработки политики и корректировки политического курса, определения содержания и программы действий. Во-вторых, это канал конституирования, легитимации тех или иных политических институтов. Скажем, чтобы зарегистрировать ту или иную партию как участника выборов в Федеральное собрание нужно мобилизовать общественное мнение, чтобы собрать несколько сотен тысяч подписей. В-третьих, через механизмы прямой демократии осуществляется формирование партийно-политической структуры и персонального состава представительных ветвей государственной власти на различных уровнях социально- экономической иерархии. Таким же образом происходит образование руководящих органов политических партий и общественных организаций.
Существует еще и опосредованный канал связи между общественным мнением и организационной подсистемой политической системы. Сведения о состоянии массового сознания, оценках, которые население дает политическому курсу тех или иных институциональных субъектов политического процесса, поступают в организационную подсистему посредством инфор- мационно-коммуникативной подсистемы через каналы массовой информации и коммуникации.