Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
Ряд ученых считает, что общественное мнение выступает в качестве одного из важнейших институтов общества в определенных социально- экономических и политических условиях. Видный российский правовед В. В. Лапаева, определяя общественное мнение как «состояние массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам», справедливо подчеркивает тем самым, что об общественном мнении как социальном институте вообще может идти речь только применительно к тому обществу, где обеспечена полнота и свобода его открытого выражения18. То есть, наличие общественного мнения - это качественная характеристика уровня общественного сознания и социальных отношений в целом Согласно такой точке зрения, общественное мнение как социальный институт существует только в обществе, достигшем состояния гражданского.
Гражданское общество рассматривается как общество с самоуправляемыми структурами, представляющее собой сумму отношений между лицами, группами, институтами и организациями, не опосредованных государственной властью. В гражданском обществе в отношения между собой вступают свободные и независимые граждане, чьи естественные права защищены законом, а исходной основой всех прав и свобод, таких как неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и т.п. - является право суверенного индивида объединяться с другими суверенными индивидами для защиты своих интересов.
Созданные этикой гражданского общества нормы, ценности и установки обеспечивают внегосударственное регулирование взаимоотношений между людьми. Между тем, как бы ни было развито само общество, оно нуждается в упорядочивающем воздействии государства, со своей стороны обеспечивающего легальную защиту прав и свобод.
Основными ценностями гражданского общества выступают свобода и толерантность. Свобода выдвигается в качестве фундамента, на котором строятся нравственные требования к функционированию политической системы. Главная функция политических институтов заключается в защите свободы личности.
Отсюда возникают требование самоограничения власти, понимание необходимости защиты личности от посягательств со стороны государства и его политических институтов, провозглашение свободы и автономии личности, признание такой сбалансированности индивидуализма и коллективизма, при которой либеральная установка на приоритет личных интересов органично уравновешивается установкой консервативной, обеспечивающей преемственность традиций и оберегающей устойчивость общественной системы.
Присущий гражданскому обществу плюрализм чреват возникновением достаточно острых социальных, экономических, нравственных, религиозных, национальных противоречий, которые неминуемо выливаются в конфликты. Поэтому ценность свободы дополняется ценностью толерантности, провозглашающей терпимое отношение к проявлениям всего нового, непонятного, не вписывающегося в традиционную систему оценок. Потребность сохранить гражданский мир предполагает некоторое ограничение индивидуальной свободы, вследствие чего определенные крайности либеральной идеологии сглаживаются за счет введения в аксиологическую систему гражданского общества, с одной стороны, ценностей консерватизма (обеспечение преемственности традиций, выработка некоторой суммы ценностей, передаваемых от поколения к поколению, принципов, разделяемых всеми
слоями общества и объединяющими их), а с другой стороны - демократических ценностей (равенство, социальная справедливость, солидаризм).
В гражданском обществе общественное мнение представляет собой полноценный социальный институт, функция которого заключается в эффективном контроле над политической властью, исключающем с ее стороны злоупотребления, нарушения человеческих прав и свобод. Современный социолог У. Бек пишет по этому поводу: «Один из последних шагов на этом пути - правовая защита и содержательное наполнение свободы печати, которая в сочетании со СМИ (газетами, радио и телевидением) и новыми техническими возможностями создает многообразно дифференцированные формы общественного мнения. Даже если эти последние отнюдь не преследуют благородных целей просвещения и, возможно, порождают или усиливают безмолвность, неконтактность, даже глупость, то все же остается фактическая или потенциальная контрольная функция, которую управляемое СМИ общественное мнение исполняет относительно политических решений»1.
К первым относятся:
Как социальный институт развитого общества общественное мнение следующие функции:
1) регулятивная - регулирование отношений между людьми, меж личностью и коллективом, коллективом и обществом, обществом и личностью; регулирование экономических, социальных, политических, нравственных и других видов общественных отношений;
8) информационная - предоставляет сведения об умонастроениях, желаниях, потребностях людей;
Важнейшими среди институциональных функций являются оценочная, консультативная и директивная. Они опосредуют важнейшие виды общественного мнения: 1) оценочное - выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам; 2) аналитическое (конструктивное) - связано с принятием какого-либо решения, требующего глубокого и всестороннего анализа; 3) регулятивное — оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом неписанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д.
Контрольные вопросы
Назовите
важнейшие функции
Тема 4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПОЛИТИКА
1. Общественное мнение в политической системе общества.
2. Общественное мнение и политика.
3.
Общественное мнение
и демократия.
1. Общественное мнение, выступая неотъемлемым элементом политической подсистемы общества, имеет двойственный социально-политический статус и включается в политическую сферу общества двумя способами.
С одной стороны, общественное мнение - это элемент социальной ситуации, та среда, в которой существует и реализуется политика. С этой средой взаимодействует политическая система, представляющая собой целостную совокупность государственных и негосударственных институтов (и соответствующих отношений между ними), посредством которой формируется и осуществляется политическая власть. Данный аспект включения общественного мнения в социально-политическую сферу современный отечественный исследователь общественного мнения Д.П. Гавра называет экстернальным (то есть внешним, средовым)19. Соответствующие компоненты общественного мнения (оценочно-ценностные суждения и вытекающие из них волевые проявления) также именуются экстернальными.
При рассмотрении данного аспекта включения общественного мнения в политическую подсистему общества исследователи обращают внимание на его взаимосвязи с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, с политическими партиями и общественными организациями. В рамках такого рода связей общественное мнение может способствовать или препятствовать функционированию властных институтов, одобрять или осуждать решения, претворять их в жизнь или активно противодействовать.
Уже в такой роли общественное мнение способно приобретать институциональную форму и выступать в качестве социального института - внешнего партнера различных социальных и политических институтов, осуществляющего с ними своеобразный обмен деятельностью.
Вместе с тем ряд исследователей (В. Бритвин, Д. Гавра, Л. Энтин) выделяет другой аспект взаимосвязи общественного мнения и политики, который заключается в том, что оно само может выступать в качестве составного элемента политической системы, приобретая качество интернальности20. Таковым оно становится, проходя процедуру объективации. Объективированное общественное мнение способно обособляться от своего субъекта, переходить в сферу власти и управления и самостоятельно там функционировать в качестве особого образования элемента политической системы. Объективированное мнение - это социальные оценки (и, возможно, действие) социального субъекта, которые уже сформировались, выражены и существуют в политике в относительно независимой от субъекта форме.
Процедура объективации общественного мнения может осуществляться различными путями. Наиболее жесткими из них являются выборы депутатов, других народных представителей, референдумы и т. п. К числу мягких относится целый спектр каналов, такие как петиции граждан, поправки к законопроектам, результаты опросов общественного мнения, оттиражированные средствами массовой информации и превратившиеся в самостоятельные компоненты общественного сознания.
Интернальное общественное мнение, как и другие элементы политической системы, может взаимодействовать с внешней средой, с социально- политической ситуацией, составной частью которой является экстернальное общественное мнение. Интернальное общественное мнение - это уже состоявшееся мнение, мнение «вчерашнего дня». Экстернальное общественное мнение, наоборот, мнение формирующееся, актуальное.
Двойственность
природы социально-