Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

     Разнообразие  мнений обусловлено спецификой восприятия происходящих событий, различиями в интересах и социальном опыте людей, что ■асю приводит к их столкновениям, поляризации и согласованию.

     2. Когнитивный (познавательный) компонент - знание субъекта об объекте.

     3. Оценочный - ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального, выражающий определенное эмоциональное отношение к тем или актуальным общественным проблемам. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки и суждения, которые разделяются большинством, даже если они далеки от истины. Соотношение истинного и ложного в общественном мнении всегда должно учитываться при определении его практической ценности.

  1. Волевой (поведенческий) - активное начало общественного мнения, проявление позиции по отношению к объекту, готовность действовать определенным образом в связи с имеющимся отношением.

     Таким образом, общественное мнение представляет собой единство рациональных, эмоциональных и волевых аспектов. Оно обладает количественно-качественными характеристиками, может иметь позитивную и негативную направленность, или может быть индифферентным.

     Типология общественного мнения осуществляется по различным критериям:

- по степени развитости: зарождающееся, активно формирующееся,] вполне сложившееся, угасающее (утрачивающее актуальность);

- по степени соответствия общественным потребностям: актуальное (современное), прогрессивное (устремленное в будущее), реакционное (отстающее от текущих общественных процессов);

- по субъекту: индивидуальное, групповое, коллективное, общественное.

- по степени соответствия фактам действительности: истинное и ложное;

- по стабильности функционирования: устойчивое и изменчивое;

- господствующее и оппозиционное;

- по статусу: официальное и неофициальное;

- по идеологической направленности: консервативное, новаторское и др.

3. Общественное мнение появляется и формируется под влиянием определенных условий. Важнейшим условием выступают социальные интересы людей. Общественное мнение появляется тогда, когда возникающая в любой сфере общественной жизни (экономической, политической, духовной, социальной) проблема имеет практическое значение и затрагивает интересы людей. Большинство исследователей считает это первым условием появления общественного мнения.

     Второе  условие связано с наличием дискуссионности, то есть обсуждаемая проблема или вопрос должны носить дискуссионный характеру социальных групп должны существовать различия в оценках и суждениях. Третье условие - это уровень компетентности людей (у них должны быть знания для обсуждения того или иного вопроса).

     Механизм  формирования общественного мнения изучен современной социологией  недостаточно. Сложность этого процесса заключается в том, что общее мнение вырабатывается на основе индивидуальных суждений, которые вступают в борьбу друг с другом, согласуются или не согласуются. Общее мнение возникает при оценке и обсуждении актуальных, общезначимых проблем. Таким образом, формируется коллективное, групповое суждение, а потом и межгрупповое.

     Субъектом мирового общественного мнения выступают широкие массы людей, представляющие различные социальные слои, религии, расы, этносы, мужчин и женщин, молодежь и пожилых людей. Мировое общественное мнение носит ярко выраженный демократический характер. Его становление - необходимое условие коренных социальных преобразований в мире и изменения взаимоотношений развитых и развивающихся стран.

     Контрольные вопросы

  1. Какие основные аспекты включает в себя понятие «масса»?
  2. Какие процессы способствовали появлению массового общества?
  3. Назовите основные компоненты массового сознания.
  4. Каковы специфические черты проявления общественного мнения? Чем оно отличается от массового сознания?
  5. Назовите основные компоненты структуры общественного мнения.
  6. Какие критерии типологии общественного мнения являются, на Ваш взгляд, наиболее значимыми?
  7. Каковы источники формирования и сферы проявления общественного мнения?
 

Тема 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

            1. Сущность и структура общественного мнения как социального института.

  1. Роль общественного мнения в различных общественных системах. Общественное мнение как институт гражданского общества.
  2. Функции общественного мнения.
 

     15. Общественное мнение обладает такими чертами и особенностями, которые позволяют рассматривать его в качестве одного из важнейших социальных институтов общества. Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

     Каждый  социальный институт характеризуется  наличием цели и конкретными функциями, позволяющими ее достижение. В рамках любого социального института члены общества и социальные группы удовлетворяют свои потребности, согласовывают и координируют свои действия, стабилизируют отношения. Так, в рамках социального института семьи люди удовлетворяют свои потребности в продолжение рода, государства - социальной безопасности, защите прав, религии - поиска смысла жизни, решении духовных проблем, в рамках института образования люди удовлетворяют свои потребности в повышении своего интеллектуального уровня, в профессиональной подготовке и карьерном росте.

     Общественное  мнение - это отражение потребности людей в оценивании происходящих событий, выражении суждений о путях решения той или иной социальной проблемы. То есть, в общественном мнении отражается потребность населения, различных групп общества и отдельных индивидов не только в выражении отношения к тому или иному событию, явлению или действию, но и в его оценке.

     Структура общественного мнения как социального  института включает в себя следующие компоненты.

     1. Нормы, правила. Главной нормативной основой общественного мнения является его полезность для осуществления внутренней и внешней политики. В обществах, в которых общественное мнение сформировалось как институт, существует гласное и негласное согласие относительно того, что учитывать мнение общественности важно при вынесении важнейших политических и иных решений, и что тот или иной политик, прежде чем принять решение, должен соотнести его с реальным или потенциальным общественным мнением.

     2. Статусы и роли. Этот компонент выражен в институте общественного мнения следующими статусами:

     - носители потенциального общественного мнения - люди, мнение которых не выражено в силу того, что конкретная проблема не входит в круг их интересов либо просто отсутствует рефлексивное отношение к действительности;

     - активные носители общественного мнения - люди, обладающие точкой зрения по конкретной проблеме;

      - артикуляторы, выразители общественного мнения - так называемые лидеры мнений, политики, деятели СМИ, отдельные представители корпуса интеллектуалов, на которых ориентируются массы;

     - исследователи общественного мнения - прежде всего, социологи и журналисты, которые одновременно выступают в роли артикуляторов и создателей общественного мнения.

     3. Материальная основа - печатные СМИ и Интернет-ресурсы.

     4. Символы и ритуалы, к которым можно, например, отнести обязательную апелляцию политиков, кандидатов на различные выборные должности к общественному мнению как источнику их предвыборных программ политических решений, а также положения Конституций о том, что источником власти является народ.

     Важнейшим отличием общественного мнения от других социальных институтов является отсутствие естественного механизма самообнаружения, поскольку основные каналы его выражения зачастую подконтрольны определенным социальным силам и служат объектами манипулирования с их стороны. Для того, чтобы узнать и тем более подвергнуть исследованию подлинное мнение масс населения, существуют специальные методики социологических опросов.

     Для снижения уровня неопределенности в исследовании общественного мнения существует ряд параметров, позволяющих осуществлять процедуру его измерения. К таким параметрам относятся:

    1. направленность общественного мнения преобладающая в ответах оценка того или иного социального явления, события, политического решения и т.д.;
    2. интенсивность - показатель твердости и определенности выражения общественного мнения. Интенсивность проявляется в особенностях формулировки, которая может обладать определенной степенью уклончивости, а может быть жесткой и не допускающей толкований;
    3. степень интеграции - показатель единства общественного мнения, которое может быть почти единодушным, а может характеризоваться значительной расщепленностью, наличием глубоких разногласий.
  1. Общественное мнение не может быть одинаковым в различных временных пространствах, в обществах с различными культурными, нравственными ценностями и т.д. Также общественное мнение не может быть одинаково в различных общественных системах и при различных устройствах систем управления. Для более полного понимания выше сказанного необходимо выявить конкретные различия общественного мнения в различных общественных системах.

     Так, в обществе с однородной культурой (малым количеством суб-1 культур) возникает общественность со сходными, малоразличными интересами. Наличие  большого количества субкультур порождает крайне разнородную общественность, а соответственно возникает и различное общественное мнение.

     Простая стабильная культура общества, как  правило, не предоставляет общественности много альтернатив в решении  насущных вопросов, поскольку ситуацией можно управлять на основе традиций и нравственных норм. По этой причине расхождение в общественном мнении для различных социальных групп не значительны и не конфликтны. Но в сложной, противоречивой культуре точки зрения различных групп представителей общественности на решение какой-либо проблемы могут быть крайне разнообразными. В сложном обществе создаются отдельные сегменты общественного мнения, за которыми стоят группы общественности со своими интересами, установками и различными возможностями влияния на решение той или иной проблемы16.

     Таким образом, роль общественного мнения в разных обществах далеко не одинакова. В традиционном, примитивном обществе преобладающим типом связей, создающих общественное мнение, являются межличностные контакты, к характерным чертам которых можно отнести доверие и следование нравственным нормам. Элита такого общества принимала решения относительно значимых для этого общества проблем на основе традиций и нравов практически без учёта общественного мнения. Важные проблемы обсуждались только внутри элиты, которая не интересовалась мнением рядовых членов общества (за исключением тех случаев, когда нарушались традиции и требовалось одобрение общественности).

     Подобная  картина характерна и для тех  обществ, где существует жёсткая диктатура. Однако это лишь внешнее сходство. Даже самая жёсткая диктатура, основанная на непогрешимости лидера и элементах обожествления его персоны, не может игнорировать общественное мнение, так как диктатор или правящая группа действует в массовом обществе, где нет устойчивых, единых для всех традиционных установок и нравственных норм. По этой причине режим поддерживается благодаря признанию различными слоями общественности полезности и важности решений, принимаемых властвующей элитой. В связи с этим диктатура добивается благоприятного для неё общественного мнения путем подавления инакомыслия и манипулирования общественным сознанием.

     Весьма  значительна роль общественного  мнения в современных обществах с демократическими формами правления. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:

  1. Резко возрастают возможности общественности влиять на политику, проводимую правящим слоем, посредством выборов, референдумов, групп давления в парламенте или правительстве, актов гражданского неповиновения.
  2. Демократические общества обладают разветвленной системой средств массовой информации, многие из которых поддерживают альтернативные точки зрения. Благодаря этому общественность практически мгновенно информируется буквально обо всех событиях, происходящих в обществе. При этом у большинства членов общества формируется устойчивая позиция относительно данных событий и принимаемых властью решений.
  3. В демократическом обществе, как ни в каком другом, выдвижение лидеров происходит на волне общественного мнения. В том случае, если лидер воспринял общественные тенденции в изменении общественного мнения, его политику начинают поддерживать различные слои общественности, а впоследствии и политические деятели17.

Информация о работе Общественное мнение