Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
Разнообразие мнений обусловлено спецификой восприятия происходящих событий, различиями в интересах и социальном опыте людей, что ■асю приводит к их столкновениям, поляризации и согласованию.
2. Когнитивный (познавательный) компонент - знание субъекта об объекте.
3. Оценочный - ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального, выражающий определенное эмоциональное отношение к тем или актуальным общественным проблемам. Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки и суждения, которые разделяются большинством, даже если они далеки от истины. Соотношение истинного и ложного в общественном мнении всегда должно учитываться при определении его практической ценности.
Таким образом, общественное мнение представляет собой единство рациональных, эмоциональных и волевых аспектов. Оно обладает количественно-качественными характеристиками, может иметь позитивную и негативную направленность, или может быть индифферентным.
Типология общественного мнения осуществляется по различным критериям:
- по степени развитости: зарождающееся, активно формирующееся,] вполне сложившееся, угасающее (утрачивающее актуальность);
- по степени соответствия общественным потребностям: актуальное (современное), прогрессивное (устремленное в будущее), реакционное (отстающее от текущих общественных процессов);
- по субъекту: индивидуальное, групповое, коллективное, общественное.
- по степени соответствия фактам действительности: истинное и ложное;
- по стабильности функционирования: устойчивое и изменчивое;
- господствующее и оппозиционное;
- по статусу: официальное и неофициальное;
- по идеологической направленности: консервативное, новаторское и др.
3. Общественное мнение появляется и формируется под влиянием определенных условий. Важнейшим условием выступают социальные интересы людей. Общественное мнение появляется тогда, когда возникающая в любой сфере общественной жизни (экономической, политической, духовной, социальной) проблема имеет практическое значение и затрагивает интересы людей. Большинство исследователей считает это первым условием появления общественного мнения.
Второе условие связано с наличием дискуссионности, то есть обсуждаемая проблема или вопрос должны носить дискуссионный характеру социальных групп должны существовать различия в оценках и суждениях. Третье условие - это уровень компетентности людей (у них должны быть знания для обсуждения того или иного вопроса).
Механизм формирования общественного мнения изучен современной социологией недостаточно. Сложность этого процесса заключается в том, что общее мнение вырабатывается на основе индивидуальных суждений, которые вступают в борьбу друг с другом, согласуются или не согласуются. Общее мнение возникает при оценке и обсуждении актуальных, общезначимых проблем. Таким образом, формируется коллективное, групповое суждение, а потом и межгрупповое.
Субъектом мирового общественного мнения выступают широкие массы людей, представляющие различные социальные слои, религии, расы, этносы, мужчин и женщин, молодежь и пожилых людей. Мировое общественное мнение носит ярко выраженный демократический характер. Его становление - необходимое условие коренных социальных преобразований в мире и изменения взаимоотношений развитых и развивающихся стран.
Контрольные вопросы
Тема 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
1. Сущность и структура общественного мнения как социального института.
15. Общественное мнение обладает такими чертами и особенностями, которые позволяют рассматривать его в качестве одного из важнейших социальных институтов общества. Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели и конкретными функциями, позволяющими ее достижение. В рамках любого социального института члены общества и социальные группы удовлетворяют свои потребности, согласовывают и координируют свои действия, стабилизируют отношения. Так, в рамках социального института семьи люди удовлетворяют свои потребности в продолжение рода, государства - социальной безопасности, защите прав, религии - поиска смысла жизни, решении духовных проблем, в рамках института образования люди удовлетворяют свои потребности в повышении своего интеллектуального уровня, в профессиональной подготовке и карьерном росте.
Общественное мнение - это отражение потребности людей в оценивании происходящих событий, выражении суждений о путях решения той или иной социальной проблемы. То есть, в общественном мнении отражается потребность населения, различных групп общества и отдельных индивидов не только в выражении отношения к тому или иному событию, явлению или действию, но и в его оценке.
Структура общественного мнения как социального института включает в себя следующие компоненты.
1. Нормы, правила. Главной нормативной основой общественного мнения является его полезность для осуществления внутренней и внешней политики. В обществах, в которых общественное мнение сформировалось как институт, существует гласное и негласное согласие относительно того, что учитывать мнение общественности важно при вынесении важнейших политических и иных решений, и что тот или иной политик, прежде чем принять решение, должен соотнести его с реальным или потенциальным общественным мнением.
2. Статусы и роли. Этот компонент выражен в институте общественного мнения следующими статусами:
- носители потенциального общественного мнения - люди, мнение которых не выражено в силу того, что конкретная проблема не входит в круг их интересов либо просто отсутствует рефлексивное отношение к действительности;
- активные носители общественного мнения - люди, обладающие точкой зрения по конкретной проблеме;
- артикуляторы, выразители общественного мнения - так называемые лидеры мнений, политики, деятели СМИ, отдельные представители корпуса интеллектуалов, на которых ориентируются массы;
- исследователи общественного мнения - прежде всего, социологи и журналисты, которые одновременно выступают в роли артикуляторов и создателей общественного мнения.
3. Материальная основа - печатные СМИ и Интернет-ресурсы.
4. Символы и ритуалы, к которым можно, например, отнести обязательную апелляцию политиков, кандидатов на различные выборные должности к общественному мнению как источнику их предвыборных программ политических решений, а также положения Конституций о том, что источником власти является народ.
Важнейшим отличием общественного мнения от других социальных институтов является отсутствие естественного механизма самообнаружения, поскольку основные каналы его выражения зачастую подконтрольны определенным социальным силам и служат объектами манипулирования с их стороны. Для того, чтобы узнать и тем более подвергнуть исследованию подлинное мнение масс населения, существуют специальные методики социологических опросов.
Для снижения уровня неопределенности в исследовании общественного мнения существует ряд параметров, позволяющих осуществлять процедуру его измерения. К таким параметрам относятся:
Так, в обществе с однородной культурой (малым количеством суб-1 культур) возникает общественность со сходными, малоразличными интересами. Наличие большого количества субкультур порождает крайне разнородную общественность, а соответственно возникает и различное общественное мнение.
Простая стабильная культура общества, как правило, не предоставляет общественности много альтернатив в решении насущных вопросов, поскольку ситуацией можно управлять на основе традиций и нравственных норм. По этой причине расхождение в общественном мнении для различных социальных групп не значительны и не конфликтны. Но в сложной, противоречивой культуре точки зрения различных групп представителей общественности на решение какой-либо проблемы могут быть крайне разнообразными. В сложном обществе создаются отдельные сегменты общественного мнения, за которыми стоят группы общественности со своими интересами, установками и различными возможностями влияния на решение той или иной проблемы16.
Таким образом, роль общественного мнения в разных обществах далеко не одинакова. В традиционном, примитивном обществе преобладающим типом связей, создающих общественное мнение, являются межличностные контакты, к характерным чертам которых можно отнести доверие и следование нравственным нормам. Элита такого общества принимала решения относительно значимых для этого общества проблем на основе традиций и нравов практически без учёта общественного мнения. Важные проблемы обсуждались только внутри элиты, которая не интересовалась мнением рядовых членов общества (за исключением тех случаев, когда нарушались традиции и требовалось одобрение общественности).
Подобная картина характерна и для тех обществ, где существует жёсткая диктатура. Однако это лишь внешнее сходство. Даже самая жёсткая диктатура, основанная на непогрешимости лидера и элементах обожествления его персоны, не может игнорировать общественное мнение, так как диктатор или правящая группа действует в массовом обществе, где нет устойчивых, единых для всех традиционных установок и нравственных норм. По этой причине режим поддерживается благодаря признанию различными слоями общественности полезности и важности решений, принимаемых властвующей элитой. В связи с этим диктатура добивается благоприятного для неё общественного мнения путем подавления инакомыслия и манипулирования общественным сознанием.
Весьма значительна роль общественного мнения в современных обществах с демократическими формами правления. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: