Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

     3. Охарактеризуйте критерии, на основании которых различаются между собой отдельные режимы взаимодействия власти и общественного мнения.

     4. Осуществите сравнительный анализ критериальной и функциональной характеристик различных режимов взаимодействия власти и общественного мнения. 

     Тема 6. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ

     /. Понятие и основные виды факторов формирования общественнщ мнения.

     2.  Средства массовой  информации как  фактор формирования  обще\ ственного мнения.

     3.  Роль массовых  действий, организаций  и движений в  формировании общественного мнения.

     4. Опросы общественного  мнения как фактор  его формирования

     1. Факторы формирования общественного мнения представляют собой социальные явления и процессы, влияющие на формирование у насел ния определенных взглядов, представлений, оценок по поводу актуальн^ проблем социальной действительности.

     К основным факторам, формирующим общественное мнение, относятся следующие:

     1)  конкретные массовые действия (манифестации, демонстрации, голосование, мода, слухи и др.);

     2) действия массовых политических и неполитических организация движений;

     3)  высказывания и действия публичных политиков и иных лидеров мнений. Зачастую они высказывают то, что от них хотят услышать, и тем самым способствуют переходу неосознанных ожиданий граждан в оформленные суждения и действия;

     4)  практика проведения социологических опросов (особенно общенациональных) и публикации их результатов;

     5)  публикации в прессе, особенно  массовой, высказываниями и сюжетами в электронных СМИ;

     6) государственной пропагандой нужных ему политических решений. 

     2. Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам27. Отличительные черты СМИ - это публичность, то есть неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

     Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

     Функционирование основных СМИ связано с использованием развитых технических средств коммуникации: средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения (пресса) передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн (радио) и передача звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн (телевидения).

     Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение28, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций на основе своих специфических особенностей.

     Печать  (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио-телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

     Это обстоятельство детерминирует ряд  преимуществ печатных СМИ.

     Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера и вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.

     Во-вторых, можно пользоваться возможностями  «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).

     Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избиратель» в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

     Однако  и у печати есть свойства, по которым  она проигрывает другая средствам  массовой информации. К ним относятся: дискретность выпуска (частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета)» ежегодного (альманах) и, как следствие, недостаточная оперативность информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением ею «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

     Вторым  по времени появления средством  массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая паузы). Радиосвязь (как использующая радиоволны - эфирное вещание, так и осуществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

     Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других элементов ситуации, несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и, тем самым, сосредоточивает восприятие собственно на нем. Но «монополия» звука, разумеется, ограничиивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина».

     Другой отличительной особенностью радио является предоставление возможности  слушателям  проявить  свои  способности  «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно-музыкальных композиций позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым образом «задает рамки» фантазии слушателей).

     Однако  особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Во-первых, радиовещание в определенном смысле принудительно  - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

     Во-вторых, слушатель в определенный отрезок  времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

     Телевидение вошло в жизнь в 30-х гг. XX в. и стало, как и радио, равноправным Участником «триумвирата» средств массовой информации в 1960-х гг. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинусь на первое место.

     Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с  помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может  быть воспроизведен и печатный текст.

     Как и па радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, гак и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находя звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

     На  телевидении «аудио» и «видео»  могут выступать и на равных, а  необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи).

     К недостаткам телевидения относится такая же, как и у радио, «принудительность» телепрограмм, то есть невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, что требует oco6eнно тщательного подхода к составлению программ. В настоящее время, как свидетельствуют данные опросов, наиболее популярным средством массовой информации является телевидение.

     В последние десятилетия к трем основным СМИ присоединяется оперативно развивающийся четвертый тип каналов информации - всемирная «компьютерная сеть (Интернет). Интернет соединяет в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. Более того, внешняя информационная среда Сети перегружена чисто компьютерной информацией, политизированной информацией в социальных областях, информацией безнравственного толка. С другой стороны, ситуация медленно меняется в том смысле, что вся информация становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие темы, сенсации дня. Интернет - пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Тем не менее, несмотря на ряд недостатков, Интернет становится все более значимым и широко востребовании средством массовой информации.

     СМИ выполняют целый ряд функций  в различных сферах:

     - коммуникативная - общение, налаживание контактов;

      непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль СМИ как «четвертой власти» в обществе;

     - идеологическая (социально-ориентирующую), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

     - культурно-образовательная - будучи одним из институтов культуры общества, СМИ участвуют в пропаганде и распространении в жизни высоких культурных ценностей, воспитывают людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

Информация о работе Общественное мнение