Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
10. Несмотря на наличие множества подходов к определению сущности общественного мнения, большинство авторов рассматривает его как особое явление общественного сознания. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, воплощается в различных формах - в языке в науке и философии, в искусстве, в политической и правовой идеологии в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, классов, наций и человечества в целом11.
К
проявлениям общественного
Для того чтобы определить понятие «массовое сознание», необходимо определить, что такое «масса», которая является его носителем. Понятие «масса» включает, по крайней мере, два аспекта. Во-первых, количественный. Во-вторых, оценочный. С первым более или менее ясно. Масса - некий коллектив, минимальный размер которого более четырех-пяти человек, а максимальный - сотни тысяч и миллионы. Второй аспект - это попытка определить, чем масса отличается от иных общностей и групп, и, следовательно, чем отличается массовое сознание от группового.
Различные высказывания, существующие в социологической литературе, можно, по большому счету, свести к двум дополняющим друг друга точкам зрения.
По мнению Б. Грушина, характерными признаками массы являются:
- размытость социальной структуры;
- анонимность;
- стохастическая (т.е. вероятностная) природа и неопределенность состава;
- ситуативный характер, то есть она занята одним видом деятельности;
- демонстрация единого способа поведения и сознания.
Исходя из этого, он дает следующее определение: «Массы - это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)»12.
Соответственно с этим массовое сознание очень часто направлено на то, что лежит «на поверхности» социальных процессов и в той или иной степени затрагивает интересы и вкусы участников самых разных социальных общностей.
Основной предпосылкой возникновения такого социального феномена, как массовое сознание, является появление и развитие «массового общества».
Некоторые мотивы теории массового общества просматриваются уже в работах социологов XIX века - А. де Токвиля (1805-1859) и Ф. Тенниса (1855-1936), которые отмечали, что в культурной и политической жизни роль масс возрастает, а элит - падает. Впоследствии «массовое общество» как общество атомизированное и дегуманизированное положил в основу своей концепции современного общества Г. Маркузе (1898-1979).
Возникновение массового общества стало возможным благодаря следующим предпосылкам:
- развитию массовых способов производства вследствие индустриализации промышленности и сельского хозяйства. В результате индивид перестает быть самоценной личностью, а становится производственной функцией, придатком машины;
- урбанизации, способствовавшей скоплению масс людей в локально ограниченном пространстве;
- развитию средств массовой коммуникации - почты, телеграфа, телефона, радио, ТВ и др., которые не только позволили быстро передавать информацию, но и сделали возможным навязывание стандартных образцов «массовой» культуры целым обществам;
- становлению в XX веке тоталитарных политических режимов, требующих от граждан безукоризненного следования идеологиям как в публичной жизни, так и в быту;
- становлению «общества потребления», немало способствующего выработке стандартов массового поведения в экономической и культурной сферах.
Жизнь индивида в XIX - XX веках стала более публичной, причем публичной в гораздо больших масштабах, чем это было, скажем, в афинской демократии или средневековых республиках. В соответствии с этим сознания отдельных индивидов стали реагировать на множество одних и тех же социальных раздражителей.
Содержанием массового сознания являются, прежде всего, те элементы сознания вообще, которые способны быстро передаваться в процессе социальной коммуникации и овладевать умонастроениями больших масс. К числу таковых можно отнести:
- стереотипы - односторонние, преувеличенные и, как правило, основанные на предубеждениях взгляды, свойственные социальной, этнической группе или классу13. Стереотипы способствуют усилению чувства социальной солидарности и противопоставления «мы - они»;
- мифы и верования - иррациональные представления массовых общностей и индивидов, основанные на давнем социальном опыте. Мифы также являются важным источником социальной солидарности и мобилизации масс на коллективные действия;
- нормы - предписания, бытующие в социальных группах и регулирующие взаимоотношения между индивидами и общностями;
- ценности - высокие значения, придаваемые индивидами и обществами материальным и нематериальным объектам. Социальные ценности соответствуют базовым целям, разделяемым людьми в том или ином обществе, и служат для мобилизации их на коллективные действия;
- настроения - общие эмоциональные переживания массовых общностей, возникающие в результате экономических и политических изменений, политики государства, воздействия СМИ и др. Настроения, в отличие от предыдущих компонентов массового сознания, - более пластичный и изменчивый его элемент.
Основными характеристиками массового сознания являются:
Таким образом, массовое сознание можно определить, как комплекс идеи, верований, установок, ориентаций и настроений, свойственных большим массам людей, независимо от их принадлежности к конкретным социальным группам, и сформированных не в последнюю очередь вследствие п>бличной деятельности и воздействия средств массовой коммуникации.
В современной отечественной социологической литературе присутствует множество различных определений общественного мнения. Обобщив их, можно выделить следующие отличительные черты общественного мнения:
- общественное мнение включает в себя не все точки зрения на ту или иную проблему, которые имеют отдельные индивиды, а только те, которые связаны с оценкой ситуации, в отношении которой данная совокупность индивидов выступает как общность;
- общественное мнение не может быть абстрактным, оно существует по определенному вопросу, и не может быть внеисторическим, поскольку оно возникает в определенной ситуации;
- общественное мнение всегда публично выражается, доводится до сведения общества или какой-либо социальной группы;
- общественное мнение появляется тогда, когда оно отражает отношение к проблемам, которые интересуют конкретное общество или конкретную общность людей;
- общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации об интересующей проблеме. Оно может возникать как на основе информации, отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность;
общественное мнение сохраняется на протяжении определенного отрезка времени, достаточно определенного, что позволяет рассматривать его как общественный феномен.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение общественного мнения. Общественное мнение - это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение социальных групп, общностей, общества в целом к актуальным проблемам действительности.
Общественное мнение представляет собой сложное духовное образование и включает в себя ряд компонентов. Так, еще Ф.В. Гегель выделял в структуре общественного мнения целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий - носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в том или ином мнении элементов истины и лжи14.
В настоящее время исследователи выделяют следующие компоненты общественного мнения.
Объектами общественного мнения выступают различные общественно значимые факты социальной действительности, среди которых выделяются:
- факты-события - конкретные, уникальные, неповторимые события в обществе (например, переход к обязательной сдаче ЕГЭ, к двухуровневой системе высшего образования и др.);
- факты-явления - типичные, повторяющиеся факты (скажем, участие в выборах);
- факты-процессы, которые характеризуют различные тенденции развития общества (ситуация на рынке труда, политическое развитие общества, проблема «отцов и детей» и т.п.).
По мнения Б.А. Грушина, объект общественного мнения необходимо изучать, обращая внимание, во-первых, на анализ общей способности суждения общественного мнения отражать действительность; во-вторых, выделять критерии, в силу которых явления жизни становятся объектом общественного мнения15.
Субъект и выразитель общественного мнения - люди, которые высказывают суждения или дают оценки той или иной проблеме, возникающей в обществе. Субъект общественного мнения обладает сложной структурой. Элементы этой структуры - классы, социальные общности, слои и группы общества. Включение той или иной группы в субъект общественного мнения зависит от значимости обсуждаемой проблемы, ее важности для данной группы.
В зависимости от вклада в формирование общественного мнения субъекты подразделяются на следующие категории:
- субъекты - творцы общественного мнения;
- активные носители, артикуляторы общественного мнения («лидеры мнения»);
- носители общественного мнения (массовая публика, люди, имеющие мнение по той или иной проблеме) и др.