Общественное мнение и СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

В современном обществе сознание каждого человека преломляется через систему общественного мнения. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.

Содержание

Введение………………………………………………………………....... 3
1. Представление об общественном мнении ……………........................ 5
1.1 История развития…………………………………………………….. 5
1.2Общее понятие………………………………………………………... 8
1.3Сущность, содержание общественного мнения……………….......... 10
1.4Механизм формирования общественного мнения………………….. 14
1.5Функции общественного мнения…………………………………...... 16
2. Представление о современных средствах массовой информации….. 18
2.1 Виды средств массовой информации……………………………….. 18
2.2 Функции СМИ………………………………………………………... 21
Заключение…………………………………………………………........... 23
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………….......   3

1. Представление  об общественном мнении ……………........................   5

1.1 История развития……………………………………………………..    5

1.2Общее понятие………………………………………………………...    8

1.3Сущность, содержание общественного мнения………………..........   10

1.4Механизм формирования общественного мнения…………………..   14

1.5Функции общественного мнения…………………………………......   16

2. Представление  о современных средствах массовой  информации…..   18

2.1 Виды средств  массовой информации………………………………..    18

2.2 Функции СМИ………………………………………………………...    21

Заключение…………………………………………………………...........   23

Список литературы………………………………………………………..   26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современном обществе сознание каждого  человека преломляется через систему общественного мнения. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии. При этом люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации.

      Содержание  общественного мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

      Актуальность проблемы обусловлена тем, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Именно возможность публичного высказывания населения по проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  формирование массового общественного  сознания и направленное влияние  на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они  воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. 

1. Представление об общественном мнении

1.1 История развития 

      Проблемы  общественного мнения привлекали внимание мыслителей еще в глубокой древности.

      Известный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) в своих работах провозгласил общественное мнение "неписаным законом", который действует без вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к своим родителям; благодаря ему, люди носят определенные одежды и прически.

      Уже в античности философы не просто описывали  феномен общественного мнения, но и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных проблем. Одна из них - кто является субъектом этого феномена.

      Так, философ Протагор (480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в частности, в возможности формировании "своего" мнения.

      Однако  существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии, утверждал, что именно ее мнение является правильным.

      Крупнейшей  мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.

      Об  общественном мнении можно найти  интересные мысли у Д. Локка. Он писал, что "закон мнений" имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнения сильнее государственных законов потому, что, преступая последние, можно надеяться, что никто не заметит их нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение

окружающих.

      Большой вклад в разработку представления  об общественном мнении сделал Г.Гегель. Он видел во мнениях не только предрассудки и бесконечные заблуждения, но и истину. Он связывал возникновение общественного мнения с демократической возможностью спорить, отстаивать свое мнение. Однако он, как и Кант, противопоставлял общественное мнение знанию, науке, а осуществление "всеобщего дела", которому служит общественное мнение, он отдавал высшим представителям власти.

      В свою очередь, Ф. Бэкон обратил внимание на то, что ложные суждения оказывают  определенное влияние на общественные умонастроения, чем могут пользоваться власть имущие. Однако распространение  предрассудков в общественном мнении он связывал с прирожденным стремлением людей некритически воспринимать общественные идеи, с чувствами и мыслями, искажающими познание.

      На  иной источник существования различных  мнений впервые указал Т. Гоббс, рассматривая их как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал мнениям социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями, и что в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями людей, ведущее к установлению среди них мира и согласия.

      Об  истоках существования общественного мнения заговорил основоположник психологии толп Г. Тард. Согласно его концепции, творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов.

      В работе "Общественное мнение и политические партии" В.М.Хвостов поставил общественные суждения в зависимость от интересов социальных групп и классов, от деятельности политических партий. При формировании общественного мнения он выделял особую роль народных масс и высказывался за признание его созидательных возможностей.

      Сам термин "общественное мнение" был  введен в научный обиход в XVII в. английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя поддержки парламента со стороны населения. Субъектом общественного мнения считался, таким образом, народ, а само общественное мнение исполняло роль регулятора взаимоотношений между народом и парламентом.

 

 1.2 Общее понятие 

      Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

      Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Оно относится к  числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают,   формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

     Столь заметный рост интереса к общественному  мнению имеет свое объяснение.:

      Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

      Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

      В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

        В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

        Общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания,  выражающееся в оценках (как в устной,  так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным  проблемам действительности,  представляющим общественный интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Сущность, содержание общественного мнения 

      Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса сущность, содержание общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной

    общности  людей по тем или иным объектам, своего рода итог               мыслительной деятельности людей;

критериями  отбора при формировании общественного  мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

массовые  суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться как на основе научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным;

этот  феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей, и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

общественное  мнение представляет собой специфический  продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

Информация о работе Общественное мнение и СМИ