Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
7.
Каковы основные методы
8.
Каковы формы представления
ГЛОССАРИЙ
Аудитория - группа людей, принимающих сообщения по каналам сс0вой коммуникации.
Верификация - проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем.
Выборочный метод - способ формирования обследуемой совокупности, при котором из общей численности всей общности, являющейся объектом исследования (ее называют генеральной совокупностью), по определенным правилам отбирается ограниченное количество единиц (выборочная совокупность), по отношению к которым будут применяться процедуры сбора информации.
Демократия - это форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах баланса равенства и свободы. Заинтересованные группы - группы индивидов, озабоченных относительно определенного способа решения проблемы, старающиеся завоевать поддержку и лояльность со стороны внешне незаинтересованной группы.
Идеология - совокупность убеждений, установок и взглядов, образующуюся на основе либо относительно тесных, либо относительно свободных связей.
Коммуникация - передача сообщений от одной стороны к другой.
Круговая реакция - форма социального взаимодействия, при которой реакция одного индивида производит возбуждение и передается другим индивидам, интенсифицируется.
Латентная функция - непреднамеренные и нераспознаваемые последствия социальных действий в отношении других социальных деятелей или институтов.
Масса - это ситуативно возникающая (существующая) социальная общность, вероятностная по своей природе, гетерогенная по составу и статистическая по формам функционирования.
Массовая истерия - определенные формы иррационального, непредсказуемого поведения или проявления слепой веры.
Массовое общество - общество, характеризующееся сходством между и большинства составляющих его индивидов, их недифференцированностью, равенством и отсутствием у них какой бы то ни было индивидуальности, подверженностью манипулированию со стороны массовой коммуникации.
Массовое сознание - комплекс идей, верований, установок, ориентаций
и настроений, свойственных большим массам людей, независимо от их
принадлежности к конкретным социальным группам, и сформированных не в последнюю очередь вследствие публичной деятельности и воздействия
Массовые пристрастия – стремление масс удовлетворить самые разные желания, потребности, запросы. Они близки к панике, но не основаны на страхе.
Методика исследования - комплекс приемов, посредством котору осуществляются сбор, анализ и обработка данных.
Методология исследования общественного мнения - это его теоретическое сопровождение, система принципов и способов организации и регулирования познания, обоснование методов и процедур, при помощи которых возможно исследование данного объекта.
Мода - массовое следование каким-либо временным образцам, стандартам, не носящим обязательного характера, но поддерживаемым силой общественного мнения.
Общественное мнение - это специфическое проявление общественно.го сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение социальных групп, общностей, общества в целом к актуальным проблемам действительности.
Общественное сознание - собой совокупность идей, теорий, взглядов отражающих реальный жизненный процесс, общественное бытие и людей.
Общественность - группа людей, которые сталкиваются с какой-то проблемой, разделяются во мнениях относительно подхода к решению этой проблемы и вступают в дискуссию, посвященную этой проблеме.
Омнибус - это вид исследования общественного мнения, которое проводится одновременно для нескольких заказчиков, а также предполагает множество тем, объединенных в одном опроснике.
Паника - форма массового поведения, при которой люди, столкнувшись с реальной или воображаемой опасностью, испытывают смятение, растерянность, страх.
Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу организации и использования государственной власти.
Политическая власть — способность и возможность социальной группы, страты (слоя) или класса осуществлять свою волю в политике, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия.
Политическая партия ~ политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.
Предрассудок - это вынесение суждения без всякого объяснения.
Программа исследования - рабочий документ, содержащий изложение теоретических предпосылок исследования в сочетании с описанием конкретных процедур сбора и обработки информации.
Распространение слухов - вид массового поведения, при котором информация разной степени достоверности, вызывающая повышенный интерес, становится достоянием широкой аудитории.
Режим взаимодействия власти и общественного мнения характеристика меры реальной включенности последнего в принятие политически решений, управление делами государства и общества и возможностей функционирования, предоставленных властными институтами.
Сопровождение покупки - метод изучения общественного мнения, пае которого выясняется субъективное восприятие покупателя относи-9 ьно различных характеристик торговой точки и обслуживания.
Социальная система - совокупность взаимосвязанных социальных ей_ объектов и организмов. Социальное беспокойство - беспокойство среди множества индивидов, вовлеченных в круговую реакцию. Выражается в возбужденности, усилении тревог, страхов среди индивидов, повышенная внушаемость и беспорядочный характер поведения.
Социальная инфекция - быстрое, бессознательное и нерациональное распространение настроений, порывов, форм поведения. В своих крайних формах принимает характер социальной эпидемии.
Социальный институт - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальное движение - коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов.
Социология общественного мнения - специальная социологическая теория, которая изучает закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения социальных групп, классов, народов к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Стереотипы - односторонние, преувеличенные и основанные на предубеждениях взгляды.
Техника - это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Толпа - определенная группа людей, непосредственно контактирующая друг с другом, связанная круговой реакцией.
Фокус-группы - групповое интервью. Являются наиболее эффективным методом, когда требуется понять глубинную мотивацию поведения людей, их коллективные представления. Широко применяется как в маркетинговых, так и в социальных исследованиях.
Элита - социальная группа, представляющая собой меньшинство, которое признается в некотором отношении «высшим» в силу своей власти ад Другими группами или своего влияния в обществе.
Явная функция - преднамеренные и распознаваемые последствия социального действия в отношении других социальных деятелей или институтов.