Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат
1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.
При оптимальном размещении учитывается не только разброс в стратах по оцениваемому параметру, но и разница в стоимости опроса. В тех стратах, где стоимость опроса выше (например, в труднодоступных районах), размер выборки уменьшается по сравнению с размещением Неймана. Там, где стоимость опроса ниже, размер выборки увеличивается. За счет экономии на «дорогих» стратах оптимальное размещение позволяет увеличить общий размер выборки при той же самой стоимости исследования37.
Кластеризация позволяет включать в выборку респондентов, проживающих на небольшом расстоянии друг от друга, сохраняя при этом случайный механизм их отбора. Это достигается путем объединения людей в относительно компактные группы, которые участвуют в отборе как самостоятельные единицы. Такие группы называются гнездами или кластерами. Чаще всего в качестве кластеров используют различные территориальные образования. Это могут быть административные районы, населенные пункты, городские микрорайоны, городские кварталы, территории избирательных округов или избирательных участков и т. п. При гнездовой (или кластерной) выборке вначале систематическим или вероятностным методами отбираются кластеры.
Составление полного списка кластеров представляет гораздо меньше проблем, чем составление полного списка людей. Одна из задач кластеризации состоит в том, чтобы сократить время и затраты на перемещение интервьюера от респондента к респонденту в пределах кластера. Желательно, чтобы это время не превышало 10-15 минут. Если отобранные кластеры имеют слишком большую территорию и не обеспечивают выполнения данного требования, приходится проводить еще один этап или ступень отбора. Внутри формируются более мелкие кластеры, которые называются единицами отбора второй ступени. В кластерах, отобранных на второй ступени, можно провести отбор еще более мелких кластеров. Затем внутри этих кластеров проводится отбор единиц исследования. В некоторых случаях проводится сплошной опрос. В зависимости от числа ступеней отбора выборка будет называться двухступенчатой, трехступенчатой и т.д. У кластерной выборки, таким образом, отсутствуют два главных недостатка с простой случайной выборки - не требуется список всех представителей совокупности и интервьюер имеет возможность опросить нескольких человек, проживающих на небольшом расстоянии друг от друга. Но при этом кластерная выборка всегда менее точна, чем простая случайная, то есть ее дизайн-эффект всегда больше единицы. Потеря в точности происходит из-за наличия зависимости между ответами респондентов одного кластера
Несмотря на различие между стратификацией и кластеризацией, оба эти метода формирования выборки могут применяться одновременно. В результате их совместного применения получается стратифицированная кластерная выборка. Для создания выборки такого типа надо формировать страты не из отдельных элементов совокупности, а из кластеров. При этом требование однородности страт сохраняется. Это означает, что в одну стратуследует помещать похожие между собой кластеры.
Метод основного массива предполагает опрос простого большинства участников генеральной совокупности. Применяется лишь в случаях генеральных совокупностей небольшого объема.
Неслучайные выборки предполагают несколько методик отбора, среди, которых выделяются метод типичных представителей, квотная выборка стихийная выборка, целевая и метод снежного кома.
Метод типичного представителя используется при формировании выборок небольшого объема для проведения глубинного интервью. Например, студент юридического факультета со среднестатистическими показателями (возраст, успеваемость, семейный доход и т.д.). Может он использоваться и в качестве дополнительного при кластеризации или стратификации. Например, в регионе отбирается муниципальное образование со среднестатистическими показателями.
Квотная выборка представляет собой наиболее сложную процедуру отбора, так как ставит задачей создать микромодель генеральной совокупности. Ее репрезентативность обеспечивается за счет соблюдения пропорций между удельным весом отдельных квот (групп лиц с набором определенных социальных характеристик) в выборочной совокупности аналогично пропорциям в генеральной совокупности.
Составить строго репрезентативную выборку по всем важным для проблематики исследования параметрам невозможно, поэтому, прежде всего, необходимо понять, какие из имеющихся сведений о характеристиках генеральной совокупности существенны для целей исследования. Как правило, это ее половозрастная, социально-профессиональная, имущественная и поселенческая структура. Получив статистические данные о процентном соотношении между отдельными квотами в составе генеральной совокупности, мы имеем возможность сформировать ее модель в меньших масштабах очень часто используется половозрастная выборка.
При использовании квотной выборки интервьюеру или анкетеру предоставляется определенная свобода при отборе людей, лишь бы они удовлетворяли заданным квотам. Эта свобода может в большей или меньшей степени ограничиваться правилами, которые он должен соблюдать. Например, интервьюер может проводить опрос во всем населенном пункте или только на его части (на указанной улице или в указанном квартале), в любом месте (на улице, в магазинах, в транспорте) или только по месту жительства респондентов и т. п.
Часто метод квот применяется не в чистом виде, а в сочетании со случайным. Например, интервьюер получает список лиц, с которыми он должен вступить в контакт, и проводит интервью только с теми, кто оказался носителем необходимых параметров. Для внесения элементов случайности интервьюеру может быть задан определенный маршрут, который он обязан создать при поиске респондентов.
Стихийная выборка формируется непосредственно при работе исследователя «в поле» без всяких предварительных отборочных процедур. При этом опрашиваются все, кто соответствует параметрам генеральной совести. Чаще всего она используется СМИ. Стихийная выборка может - быть также результатом обращения исследователя высказать свое мнение всем желающим, которое может прозвучать в эфире теле- или радиопередаче также быть опубликованным в газете или журнале в виде анкеты. Если генеральной совокупностью является так называемая целевая группа - лица с заданными характеристиками (например, потребители определенной продукции или торговой марки), такая выборка также часто называется целевой. Интервьюер или анкетер может опросить любого человека, удовлетворяющего заданному критерию принадлежности к целевой группе. Где и как искать таких людей, он, как правило, решает самостоятельно, он проводит целенаправленный отбор. Поиск представителей малочисленных целевых групп проще всего проводить там, где они чаще бывают, в местах скопления.
Когда опрашиваются только те представители совокупности, которые легко доступны для исследования, такая выборка называется доступной. Например, изучение заболеваемости проводится на тех людях, которые обратились к врачу, мнение родителей учеников выясняют у тех, кто пришел на родительское собрание, и т. д.
Метод снежного кома используется для отбора экспертов или респондентов с нечасто встречающимися характеристиками (например, с высокими доходами). При этом, за исключением первого шага, выбор последующих респондентов осуществляется по указанию предыдущих. Этот метод первым применил П. Лазарсфельд с коллегами в исследовании «влиятельных людей» и неформальных связей.
В
случае больших генеральных
Объем выборочной совокупности определяется, исходя из нескольких факторов: 1) объема генеральной совокупности (10% при небольшом ее объеме и, как правило, не более 2000); 2) ресурсных (главным образом, финансовых возможностей исследователя; 3) степени однородности генеральной совокупности (чем более однороден объект исследования, тем меньший объем выборки позволит собрать статистически достоверную информации. 4) стремления к статистической достоверности собранной информации и принципе, чем больше объем выборочной совокупности, тем более репрезентативна выборка). Хотя при желании вдвое увеличить точность данных объем выборки придется увеличить в 4 раза.
Для опросов общественного мнения используется, как правило, многоступенчатая стратифицированная выборка. Так, например. Левада-цент» для проведения опросов типа «Курьер» использует четырехступенчатую стратифицированную выборку. Генеральной совокупностью выступает постоянно проживающее взрослое население России от 18-ти лет и старше N=1600 респондентов. Опрос проводится в 46 субъектах РФ. В выборку Не включаются области военных конфликтов (Чеченская и Ингушская Республики, Дагестан, Северная Осетия), а также труднодоступные и малонаселенные области Крайнего Севера (Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Таймырский АО, Эвенкийский АО, Камчатка, Чукотка, Сахалинская область). Всего из рассмотрения исключены 12 субъектов РФ, на территории которых проживает около 5% взрослого населения России.
Опрос проводится на территории 128 населенных пунктов, в том числе:
- 13 городов с населением более 1 млн. человек;
- 13 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек;
- 29 город с населением от 100 до 500 тыс. человек;
- 31 города с населением от 10 до 100 тыс. человек;
-42 городских и сельских населенных пунктов с населением до
10 тыс. человек.
Всего 88 городских населенных пунктов с населением свыше 10 тыс. человек и 40 городских и сельских населенных пунктов с населением до 10 тыс. человек.
Метод построения выборки.
1. Первая ступень - отбор населенных пунктов.
На первой ступени выборки в качестве первичных единиц отбора выступают городские населенные пункты и сельские административные районы.
2. Вторая ступень - отбор точек опроса.
В городских населенных пунктах производится простой случайны отбор избирательных участков из числа всех избирательных участков этого населенного пункта. В сельских районах производится случайный (с вероятностью, пропорциональной размеру) отбор сел и поселков городского па из общего списка всех сел и поселков этого района. Всего выборка вкл* чает 266 точек опроса.
3. Третья ступень - отбор домохозяйств.
При отборе домохозяйств используется случайный маршрутный метод (каждое 17-е домохозяйство в районах с многоэтажной застройкой.
4. Четвертая ступень - отбор респондента в домохозяйстве. Респонденты в домохозяйстве отбираются по методу «ближайшего дня рождения» с контролем половозрастных и поло – образовательных квот.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) при проведении всероссийских экспресс-опросов типа омнибус использует выборку, которая репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент. Также репрезентируются отдельные федеральные округа РФ. При осуществлении выборки унижаются следующие параметры:
- суммарный объем реализуемой выборочной совокупности -1600 чел.,
- число субъектов РФ, в которых реализуется выборка - не менее 40;
-
число населенных пунктов (
- число респондентов в одном населенном пункте (ATE) - не менее
5 чел.
Данная схема включает четыре ступени отбора различных элементов выборки.
1. Отбор регионов.
2. Распределение респондентов по типам ATE и отбор ATE заданного типа в регионе.
3. Построение маршрута в ATE (по избирательным участкам).
4.
Отбор домохозяйства и
Движение по маршруту начинается с дома, заданного руководителем опроса. В многоквартирном доме (более 10 квартир) опрос начинается с квартиры № 5. Если в домохозяйстве не удалось взять интервью, интервьюер обращается в следующее по порядку домохозяйство. Если в домохозяйстве удалось опросить респондента, следующее домохозяйство вычисляется прибавлением «шага выборки» (см. табл. 1).