Общественное мнение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:50, реферат

Описание работы

1.Считается, что термин «общественное мнение» («public opinion») впервые употребил в XII в. английский писатель и государственный деятель Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения. С конца XIX в. этот термин стал общепринятым.
Проблема «мнения» впервые была сформулирована в античной фило¬софии Ксенофонтом, Гераклитом, Алкемоном, Парменидом, Платоном, Аристотелем, Сократом и др. в процессе деления знаний на «точные» (али- тея) и «догадки» или «мнения» (докса). «Общественное мнение» стало предметом научного осмысления в трудах Протагора и Платона. О сущест¬вовании представлений об общественном мнении в античное время говорит тот факт, что многие философы той эпохи оперировали сходным понятием «публичного мнения», рассматривая его как мнение мыслящей аристокра¬тии (Платон) или как мнение арифметического большинства (Протагор) .
В период Средних веков и в эпоху Возрождения в трудах Св. Авгу-стина, Ф. Аквинского, Н. Макиавелли, У. Оккама проблема характеристики «мнения» и «общественного мнения» решалась через соотношение веры и знания.

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 634.00 Кб (Скачать)

     Таблица I

     Количество  домохозяйств (квартир) в доме      Шаг отбора
     1-10 3
     11-25 6
     26-50 10
     51 и более 20
 

     Когда квартирыв доме заканчиваются, следующий дом надо рассматривать как продолжение предыдущего, отбирая квартиры согласно шагу (если соседние дома разного типа «квартирности», то при переходе из одного дома в другой начинать опрос нужно с квартиры 5 (в многоквартирном доме) или с первой жилой квартиры (первого жилого дома) при числе квартир до 10.

Для отбора респондента  в домохозяйстве  интервьюер использует квотное задание, выдаваемое ему организатором опроса. В соответствии с  квотным заданием респондент должен опросить на маршруте заданное количество женщин и мужчин, лиц разных возрастных групп, а также лиц с высшим и без высшего образования. В каждом домохозяйстве интервьюер узнает, проживают ли в нем респонденты с требуемым половозрастным и образовательным статусом, и в положительном случае опрашивает респондента с нужными характеристиками. Выбор респондента из нескольких возможных членов домохозяйства остается за интервьюером.

Контрольные вопросы

1.  Какую роль играет методология и методика исследования при изучении социальных процессов?

2.  Каковы  методологические основы и методические приемы изучения общественного мнения?

3.  Что  такое программа социологического  исследования? Какова ее структура?

4.  В  чем заключается сущность выборочного  метода?

5.  Какие  типы и виды выборок существуют?

6.  Какие  модели выборки используются при опросах общественного мнения? 

     Тема 8. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

     1. Виды исследования общественного мнения. Количественные методы изучения общественного мнения.

     2.  Качественные методы  изучения общественного  мнения.

     3.  Методы обработки и анализа данных опросов общественного мнения.

     1. Основными видами исследования общественного мнения выступаю разведывательные (экспресс-опросы), описательные и аналитические. При этом используются количественные и качественные методы сбора информации.

     Экспресс-опрос - наиболее распространенный и часто используемый вид социологического изучения общественного мнения. К его основным формам относятся опросы омнибусного типа, телефонные опросы, опросы по Интернету.

     Омнибус - это вид исследования, которое проводится одновременно для нескольких заказчиков, а также предполагает множество тем, объединенные в одном опроснике. Исследования омнибусного типа дает возможность каждому из участников значительно уменьшить издержки на проведение исследования и в более краткие сроки получить информацию.

     Так, Левада-Центр регулярно проводит два омнибусных исследования «Курьер»   и «Мониторинг».   Применение   того   или   иного   инструмента в исследовании определяется индивидуальными пожеланиями заказчика, а также форматом исследования, является ли оно количественным или качественным.

     «Курьер» - ежемесячное исследование омнибусного типа, которое обеспечивает наиболее быстрое получение результатов. «Курьер» проводится по всероссийской репрезентативной выборке городского и сельского населения. В исследовании   опрашивается   1600 человек   в возрасте   18 лет С£  япше- Опрос проводится на дому у респондентов. И      «Мониторинг» - исследование омнибусного типа, которое проводится два месяца по национальной репрезентативной выборке городского и сельского населения России. В ходе исследования опрашивается 2000 человек в возрасте 16 лет и старше. Опрос ведется на дому у респондента. Опрос проводится на дому у респондента методом личного интервью.

     Для контроля работы интервьюеров проводится:

     - контроль маршрутных карт;

     - выборочный 15% контроль проведенных интервью по телефону или повторным посещением;

     -  выборочный 20% почтовый контроль (в  случаях, когда проведение контроля  по телефону или повторным  посещением затруднено);

     -  логический контроль по файлу  данных при помощи специальных компьютерных программ.

     Фонд  «Общественное мнение» проводит следующие виды опросов омнибусного  типа: всероссийские репрезентативные опросы взрослого населения, опросы на территории отдельных регионов РФ, опрос «Георейтинг» (раз в 3 месяца). Тематика опросов включает в себя следующие проблемы: выборы, политика, экономика, социальная сфера, культура, СМИ, уровень и образ жизни, изучение рынка товаров и услуг и другие.

     Весьма  интересным видом исследования общественного  мнения выступает опрос «ГеоРейтинг» - это опрос с большой выборочной совокупностью, который позволяет сопоставить между собой регионы России по отношению к различным проблемам общественной жизни. Опрос проходит в 68 субъектах Российской Федерации, на территории которых проживает "1% взрослого населения России. В каждом субъекте РФ осуществляется репрезентативная выборка (N=500 респондентов). Таким образом, за одну волну опрашивается 34 000 респондентов. Статистическая погрешность по каждому субъекту РФ не превышает 5,5%, по всем 68 субъектам РФ - не превышает 1%.

     Опрос проходит на всей территории России в режиме личного интервью (tace-to-face), которое проводится по месту жительства респондента. Если стоит задача провести зондаж общественного мнения в очень короткие сроки, чаще всего в качестве метода сбора первичной социологической информации используется телефонный экспресс-опрос. Опрос происходит, как правило, на основании заранее согласованной структурированной анкете. Следует иметь в виду, что подобный опрос сильно ограничен числом задаваемых вопросов. Поэтому в ситуациях, когда требуется провести оперативный зондаж общественного мнения и задать респондентам более 7-8 вопросов, применяется анкетный опрос или интервью.

     Опросы  по Интернету позволяют существенно сократить временные при проведении исследования. Достоинством Интернет-опроса является возможность отклика респондента «в режиме реального времени» Чтобы контролировать выборку исследования, предварительно проводится установочное исследование, в котором рекрутируются участники опроса в соответствие с определенным квотным заданием. При этом надо учитывать, что даже при соблюдении квотного задания в выборку Интернет - опроса могут попасть только «продвинутые» респонденты, пользующиеся компьютером и Интернет. Люди слабо или вовсе не владеющие компьютером, в данную выборку попасть не могут. Таким образом, нарушается основной принцип построения репрезентативных выборок одинаковая вероятность для каждого представителя генеральной совокупности попасть в выборку.

     В последние годы задачи изучения общественного мнения все чаще делают необходимым использование описательного вида социологического исследования. Оно незаменимо в тех случаях, когда требуется определить такую совокупность количественно-качественных показателей, которые позволили бы описать целостное состояние общественного мнения по какой-либо проблеме38. Например, в практику работы ведущих социологических центров (служб) прочно вошло изучение общественного мнения по вопросам реализации социальной политики государства. В ходе такого исследования необходимо выяснить, как население оценивает:

     - проводимую властями социальную  политику в целом;

     - ее основные направления (борьбу  с бедностью, реформы социальной  поддержки, уровень пенсионного  обеспечения, качество здравоохранения,  преодоление безработицы и др.);

     -  что считает необходимым предпринять  для усиления социальной направленности  проводимых реформ и т.п.

     Описательное  исследование общественного мнения должно опираться на подробно разработанную  программу, апробированный в прежних  опросах методический инструментарий, консультации специалистов той области общественной деятельности, относительно которой планируется выявление мнений широких слоев населения.

     Как правило, в описательных исследованиях  общественною мнения в качестве основных методов сбора первичной социологической информация используются методы стандартизированного интервью и анкетного опроса. Для более полного описания объекта исследования могут использоваться контент - анализ соответствующих документов и метод включенного наблюдения. Если обратиться к приведенному выше примеру – исследованию состояния общественного мнения по вопросам социальной политики, то эти методы могут быть весьма полезны в следующих ситуациях: а) контент - анализ писем населения, направленных в различные органы власти, в СМ б) включенное социологическое наблюдение по месту работы органов социального обеспечения, служб занятости и т.п., когда ставится задача оценить в фокусе реальной жизни реакцию населения на деятельность подобных структур, призванных осуществлять социальную политику государства  на первичном уровне.

     Аналитический вид социологического исследования общественного мнения используется тогда, когда наряду с описанием целостной картины состояния общественного мнения требуется определить совокупность факторов, обусловливающих качественно-количественные параметры данного состояния. Примером подобного исследования может являться Всероссийский социологический опрос «10 лет российских реформ глазами россиян», проведенный Институтом комплексных социальных исследований РАН в конце 2001 - начале 2002 г. В ходе данного опроса выявлялось не только то, как граждане в целом оценивают итоги 10-летнего периода реформ, в чем видят их основные достижения и провалы, как оценивают результаты сформирования в различных областях жизнедеятельности общества, но и осуществлялся поиск причинно-следственных связей, определивших данное состояние общественного мнения.

       2. Цель качественных исследований заключается в выявлении скрытых смыслов, вкладываемых человеком в суждения и действия. Исследование не предполагает жесткой схемы гипотез, а также не обеспечивает статистическую представительность данных. Однако качественный подход помогает более глубоко исследовать социальную реальность.

     К основные видам качественных исследований общественного мнения относятся следующие.

     Фокус-группы - являются наиболее эффективным методом, когда требуется понять глубинную мотивацию поведения людей, их коллективные представления. Широко применяется как в маркетинговых, так и в социальных исследованиях.

     Левада-центр  проводит разнообразные по своему формату  фокус-группы:

     - стандартные группы, длительностью  2-3 часа, на которых присутствуют, как правило, 8 участников;

     - мини-группы с 4-6 участниками,  которые позволяют более сфокусированным образом исследовать изучаемый предмет;

     -  расширенные группы («семинары», «открытые групповые дискуссии с большим числом участников, позволяющие охватить большое разнообразие мнений;

     - креативные группы, как правило, длительные, на которые рекрутируются особым образом отобранные участники и применяются специальные методикц;

     - «психодрамы» длительностью 6-8 часов, где важное место занимают ролевые игры и достигается глубокое понимание мотиваций.

     Методом фокус-групп исследуются следующие целевые группы: потребители товаров широкого спроса, потребители финансовых услуг, автовладельцы, аудитория различных СМИ, члены различных профессиональных, политических и досуговых сообществ.

     Фонд  «Общественное мнение» практикует для сбора информации два вида фокус-группп: электронные фокус-группа (ЭФГ) и дискуссионные фокус-группы (ДФГ).

     Электронная фокус-группа - это технология тестирования видео- ,. аудиоматериалов в режиме он-лайн. Области применения данного  метод» включают:

     -  телевизионную и радиорекламу (тестирование  рекламных роликов на этапе разработки для рабочей корректировки рекламного продукта, а также после окончания работы над роликами для выбора наиболее удачного варианта для размещения в эфире);

Информация о работе Общественное мнение