Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.

Содержание

1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Образование как социальный институт.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

            Быстро  растет  сеть  высших  учебных  заведений  -  институтов,

колледжей,  университетов,  осуществляющих  подготовку  специалистов  высшей

квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов,  в  которых

обучались  около  5  млн.  чел.  и  ежегодно  выпускалось  около  800  тысяч

специалистов  с  высшим  образованием.   Наиболее   впечатляющих   масштабов

достигло развитие системы высшего образования в США,  где  общее  количество

студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей  школе,  а

4,5 млн.  -  в   двухгодичных  колледжах,  дающих  послешкольное  специальное

образование.

            Не только массовость и общедоступность характеризуют современную

систему образования. Кроме того,  она  отличается  рядом  качественно  новых

свойств:  если  в  доиндустриальном  обществе   система   образования   была

ориентирована, главным образом, на сохранение  и  воспроизводство  культуры,

опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном  обществе  институт

образования  становится  важнейшим  фактором   культурного   и   социального

изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют  эпохой  культурной  и

образовательной  революции  по  той   причине,   что   система   образования

становится ключевым фактором общественного прогресса.  Во  всех  промышленно

развитых странах  мира период 60-80-х годов ознаменовался  крупными  реформами

в  системе  образования,  задача  которых   заключалась   в   повышении   ее

эффективности,  упрочении  материально-технической  базы  на  основе   новых

информационных  технологий и гуманизации образовательного процесса.  Наиболее

существенными  особенностями  современной   системы   образования   являются

следующие моменты:  превращение  ее  в  дифференцированную  многоступенчатую

(начальное, среднее  и  высшее  образование)  систему,  позволяющую  человеку

непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее  знания  и  навыки)  (здесь

важная  роль  отводится  учреждениям,  занятым  повышением  квалификации   и

переподготовки  кадров). Также громадное  воздействие  образования  окаэывает

на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным  фактором  ее

социализации, духовного  и интеллектуального развития.  Полученное  человеком

образование  в  значительной  степени  определяет   возможности   дальнейшей

карьеры, достигаемое  социальное  положение.  Социальный  статус  человека  в

современном обществе в первую очередь определяется престижем его  профессии,

который зависит  от полученного образования.

         Подобно другим социальным институтам  институт  образования  призван

обеспечивать  социальную  стабильность  и   интеграцию   общества,   а   его

функционирование  связано  с  удовлетворением  двух  типов   взаимосвязанных

фундаментальных  потребностей  общества  -   социализации   его   членов   и

подготовку их к различным социальным ролям, занятию  определенных  социальных

позиций в обществе[2].

         Функцию социализации выполняет в обществе также и  институт  семьи,

но современная  семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом  знаний,

навыков, умений, так как большинство социальных ролей во  взрослом  обществе

требует систематического и длительного  обучения.  Именно  эту  двойственную

задачу  и  призван  решать  институт   образования,   организация   которого

характеризуется  непрерывностью   и   многоступенчатостью,   что   позволяет

осуществлять  поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с  тем  круг

задач,  выполняемых   институтом   образования   в   современном   обществе,

значительно  шире,  наиболее  важные  из  них  с  точки  зрения  общества  -

подготовка индивидов  к размещению их по определенным социальным  позициям  в

социальной   структуре   общества,  что   является   одним   из   важнейших

функциональных  требований любой социальной системы. Эта задача  решается  не

общеобразовательной  школой,   а   специальными   учебными   заведениями   -

училищами, техникумами, институтами, университетами и др. 

            3. функции института образования в обществе 

            Рассмотрим более подробно функции,  выполняемые в обществе

  институтом  образования.  Их  достаточно   много,   и   различные   авторы

акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института  образования. 

          Наиболее важные из социальных  функций института образования.

  1) Трансляция  и распространение культуры в  обществе -  первая  и  наиболее

существенная  из них.  Она  заключается  в  том,  что  посредством  института

образования  происходит  передача  от  поколения   к   поколению   ценностей

культуры,  понимаемых  в  самом  широком  смысле  слова   (научные   знания,

достижения  в  области  искусства,  моральные  ценности  и  нормы,   правила

поведения,  опыт  и  навыки,  присущие  различным  профессиям  и  т.п.).  На

протяжении  всей   истории   человечества   образование   являлось   главным

источником знаний,  инструментом  просвещения  общества.  Также  не  следует

забывать  о  том,  что  культура  каждого  народа  имеет  свои  национально-

этнические  особенности,  а   стало   быть,   система   образования   играет

исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной  культуры,

ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к  которым, индивид  становится

носителем национального сознания и национальной психологии.

  2) Формирование  у молодого  поколения  установок,  ценностных  ориентаций,

жизненных  идеалов,  господствующих  в  данном  обществе.  Благодаря  этому,

молодежь приобщается  к жизни общества,  социализируется  и  интегрируется  в

социальную  систему.  Обучение   языку,   истории   отечества,   литературе,

принципам морали и нравственности служит  предпосылкой  для  формирования  у

молодого поколения  общеразделяемой системы  ценностей,  благодаря  чему оно

научается понимать других  людей  и  самих  себя,  становятся  сознательными

гражданами страны.

    Содержание  осуществляемого системой образования  процесса социализации  и

воспитания детей  в значительной мере зависит от  господствующих  в  обществе

ценностных  стандартов,  морали,  религии,  идеологии.  В   доиндустриальных

обществах  религиозное  воспитание  являлось  составной   частью   школьного

обучения. В современном  индустриальном обществе религия  (церковь)  отделена

от  государства,  под  контролем  которого  находится  система   формального

образования, поэтому  религиозное  образование  и  воспитание  осуществляется

либо  в  рамках  семьи,  либо  в   специальных   негосударственных   учебных

заведениях.

  3) Социальная  селекция - одна из важнейших функций  института  формального

образования. Структура  образовательного  процесса  устроена  таким  образом,

что  она  дает  возможность  уже  на  самых  начальных  этапах   осуществить

дифференцированный  подход  к  обучающимся  (изменить  профиль  обучения  для

несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых  и  способных).  В

ряде  стран,  в  том  числе  и  в  нашей  стране,   существуют   специальные

образовательные программы для творчески  одаренной  молодежи,  учебный  труд

которой непременно поощряется, а  для  максимального  развития  их  задатков

создаются благоприятные  условия.

            В современном обществе поиск  и воспитание  талантливой   молодежи

возводится в  ранг государственной политики в  области  образования,  так  как

бурное развитие науки и технического прогресса  во  многих  других  областях

требует постоянного  притока талантливой молодежи.

            Процесс селекции, отбора наиболее  способных к обучению  учащихся

осуществляется  современной  школой  как  бы  авоматически,  так  как   сама

внутренняя микроструктура образования как раз и имеет  своей главной  задачей

отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и  талантам,  но  и

в соответствии  с  индивидуальными  интересами,  возможностями,  ценностными

ориентациями. После  обязательного  восьмилетного  образования  значительная

часть молодежи поступает на учебу в технические  училища,  другие  продолжают

учебу в средней  школе, и  часть  ее  выпускников  поступают  в  вузы.  После

окончания вуза одни начинают трудовую  деятельность  в  народном  хозяйстве,

другие поступают  в аспирантуру,  делают  научную  карьеру.  С  точки  зрения

социологической, чрезвычайно важны  последствия  осуществляемого  институтом

образования процесса селекции,  так  как  его  конечным  результатом  (когда

различные  группы  молодежи  завершают  образование  в   различных   учебных

заведениях) является размещение людей по  различным  позициям  в  социальной

структуре  общества.  Посредством  этого   достигается   воспроизводство   в

обновление социальной структуры общества,  без  чего  невозможно  нормальное

функционирование  последнего.  Другая  важная  сторона  процесса  социального

размещения  заключается  в  том,  что  он  запускает   механизм   социальной

мобильности; получение  профессии, занятие  социальной  позиции  в  структуре

той или иной организации,  как  правило  открывает  для  многих  людей  путь

профессиональной  карьеры, продвижение по  лестнице  должностных  иерархий  и

властных  полномочий.  Система  образования,  главным  образом  высшего,   в

современном индустриальном  обществе  служит  важнейшим  каналом  социальной

мобильности, ибо  без вузовского диплома  невозможно  получить  престижную  и

высокооплачиваемую  работу.   Уровень   образования,   наряду   с   властью,

собственностью  и доходом является важнейшим  показателем социального  статуса

человека в  современном обществе.

  4) Функция   социального  и  культурного   изменения  является  прерогативой

современного  института   образования.   Эта   функция   реализуется   двумя

Информация о работе Образование как социальный институт