Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат
В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.
1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов,
колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей
квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых
обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч
специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов
достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество
студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а
4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное
образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную
систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых
свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была
ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры,
опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт
образования становится важнейшим фактором культурного и социального
изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и
образовательной революции по той причине, что система образования
становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно
развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами
в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса. Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются
следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую
(начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку
непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь
важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и
переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования окаэывает
на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее
социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком
образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным
обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его
функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных
фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и
подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных
позиций в обществе[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи,
но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе
требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную
задачу и призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе,
значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества -
подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в
социальной структуре общества, что является одним из важнейших
функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не
общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями -
училищами, техникумами,
институтами, университетами и др.
3. функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно
институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы
акцентируют внимание
на разных сторонах деятельности института
образования.
Наиболее важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей
культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания,
достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила
поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На
протяжении всей истории человечества образование являлось главным
источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует
забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-
этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры,
ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе,
принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у
молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно
научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными
гражданами страны.
Содержание
осуществляемого системой
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена
от государства, под контролем которого находится система формального
образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется
либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных
заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,
что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи
возводится в ранг государственной политики в области образования, так как
бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях
требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и
в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре
той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой
современного института образования. Эта функция реализуется двумя