Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат
В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.
1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных
ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в
стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования,
так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы,
обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации
(структуры) образования может
предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)
руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта
структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,
поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя
школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с
присущими им особенностями управления и педагогической деятельности,
контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической
точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным
социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и
ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное
взаимодействие
в процессе образования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают
руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники
департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь
от сложной
иерархической зависимости
внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе
образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать
ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса:
определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,
обеспечить материально-
Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса,
определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и
сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего
управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль
над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и
деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление
процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения
применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное
руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место в
структуре системы
учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя
сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной
области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.),
обладать лекторскими
способностями и умением
методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным
приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение
задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь
исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются
самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии,
и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются
выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми
трудными подростками.
Другая особенность ролевого
поведения учителя, в большой
связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно
оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело
в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность
знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и
сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося
мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся
знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:
отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств -
определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в нашем
образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении
общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением
престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах
социологических опросов и посвященной анализу социального положения
учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно
понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля
лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей
профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по
отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация
учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно
изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и
радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% -
с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным
беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная
неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная
причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали
и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы,
которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить
финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для
социальной востребованности образования и знаний, которые будут
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из
факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее
- 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20
лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на
предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти
позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов
вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в
нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии
в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в
1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы
оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его
"высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились:
уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе
"низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о
резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж
учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% -
"низким "и "очень низким".
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре
образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и
др.). Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная
система образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы
согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию,
овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных
фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и
принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие
продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная