Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.

Содержание

1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Образование как социальный институт.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

взаимосвязанными  способами.  Во-первых,  в  процессе  научных  исследований,

научных достижений и открытий, которые проводятся в  стенах  высших  учебных

заведений. Способствуя  научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит

свой существенный вклад  в  обогащение  и  расширение  культурного  наследия

общества.  Кроме  того, в силу тесных связей университетов  с  промышленностью

происходит  характерная  для  западных  стран  интеграция   науки,   высшего

образования и  производства, результатом которой  является  ускорение  научно-

технического  прогресса.  Университеты  все  в  большей  степени  становятся

научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические  и  прикладные

исследования,  экспериментальные  разработки   по   заказу   государственных

ведомств и  промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований  в

стенах вузов  способствует  совершенствованию  системы  высшего  образования,

так как новые  научные  идеи  и  открытия  включаются  в учебные программы,

обеспечивают  повышение качества специалистов.

           Модель социальной организации  (структуры) образования может   быть

предтставлена  как  состоящая  из  трех  основных  социальных  позиций:   1)

руководители  и организаторы образования, 2)  педагоги  и  3)  учащиеся.  Эта

структурная модель,  значительно  упрощает  и  огрубляет  реальную  картину,

поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная  и  средняя

школы, средние  специальные  учебные  заведения,  высшая  школа  и  т.п.),  с

присущими  им  особенностями  управления  и   педагогической   деятельности,

контингентом  преподавателей и  учащихся.  Тем  не  менее  с  социологической

точки  зрения  вполне  допустимо  выделить  соответствующие  трем  указанным

социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные  требования  и

ролевые   предписания,   посредством   которых    регулируется    социальное

взаимодействие  в процессе образования. 

            Итак, высшую позицию в социальной  структуре образования занимают

руководители   различных   рангов:   работники   министерства,    сотрудники

департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и  т.д.  Отвлекаясь

от сложной  иерархической зависимости указанных  должностей, следует  обратить

внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в  системе

образования.  Их  главная  задача  заключается  в   том,   чтобы   принимать

ответственные решения и  формировать  стратегию  образовательного  процесса:

определять перечень основных дисциплин  и  последовательность  их  изучения,

обеспечить материально-техническую  базу образовательных  учреждений  и  т.п.

Они  несут  ответственность  за  формирование  преподавательского   корпуса,

определяют  нормативные   требования   к   деятельности   преподавателей   и

сотрудников, а  также -  критерии  оценки  их  труда.  Представители  высшего

управленческого  звена  формируют   государственную   политику   в   области

образования, разрабатывают  универсальные требования к содержанию и  качеству

учебных программ в соответствии с изменяющимися  социально-экономическими  и

политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный  контроль

над системой образования, определяют систему формальных  санкций  в  учебных

заведениях.  Административные  работники  нижнего  звена  (ректоры  вузов  и

деканы, директора  школ и училищ, завучи и т.д.)  отвечают  за  осуществление

процесса   образования,   корректируют   и   уточняют   стратегию   обучения

применительно  к  данному  учебному  заведению,   осуществляют   оперативное

руководство и  контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.

             Центральное  место  в   структуре  системы  образования   занимае

учитель.  Нормативные  требования  к  адекватному  выполнению  роли  учителя

сводятся к следующим моментам: он должен быть  специалистом  в  определенной

области науки  и культуры (истории, литературы, математики, физики  и  т.п.),

обладать лекторскими  способностями и умением общаться с аудиторией,  владеть

методикой обучения студентов  или школьников,  научить их  самостоятельным

приемам обучения (запись  уроков,  лекций,  работа  с  литературой,  решение

задач и др.), уметь популярно и доходчиво  объяснять трудные вопросы,  помочь

исправить ошибки и т.д.

            Эти нормативные требования к социальной  роли  учителя  являются

самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской  профессии,

и  в  первую  очередь  деятельности  тех   педагогов,   которые   добиваются

выдающихся результатов  в работе с учащимися, в том  числе с  так  называемыми

трудными подростками.

             Другая особенность ролевого  поведения учителя, в  большой   мере

связанная с  традиционными нормативными требованиями - это умение  объективно

оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях.  Дело

в том, что выставляя  оценку,  учитель  не  только  определяет  правильность

знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе",  и

сама оценка имеет большое личное значение, так  как выступает  для  учащегося

мотиватором  учебной  деятельности.  Оценка  учителем  достигнутых  учащимся

знаний является, таким образом, своеобразной нормативной  шкалой  "социальной

стратификации" в классе, будь то школа,  или  студенческая  группа  в  вузе.

Посредством  нее  все  учащиеся  ранжируются  на   определенные   подгруппы:

отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому  некоторые

социологи считают, что взаимное оценивание -  учителем  знаний  учащихся,  а

учащимися  компетентности  учителя  и   его   профессиональных   качеств   -

определяет своеобразие  межличностного взаимодействия в школе.

            Переживаемый в  нашем  обществе  кризис  больно  задел  и   сферу

образования,  что  с   наибольшей   отчетливостью   проявилось   в   падении

общественной  ценности  образования  и  тесно  связанным  с  этим   падением

престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

             В  работе  Ф.Г.   Зиятдиновой,   базирующейся   на   материалах

социологических  опросов  и  посвященной   анализу   социального   положения

учительства,  отмечается,  что   престиж   профессии   учителя   значительно

понизился в  последние 2-3 года. Во-первых, среди  самих учителей paстет  доля

лиц, скептически  оценивающих  культурно-образовательные  возможности  своей

профессии. По данным опросов учителей  регионов  Сибири,  Дальнего  Востока,

некоторых  центральных  районов,  около  40%   отрицательно   настроены   по

отношению к  своей профессии,  а  30,6%  затруднились  с  ответом.  Мотивация

учительского  труда, настроенность на созидательный  труд  также  значительно

изменились в  отрицательную сторону:  4%  учителей  идут  в  школу  охотно  и

радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением,  19%  -

с  чувством  тяжелой  повинности,  а  большая  часть  61%  -  с   постоянным

беспокойством  и  тревогой.  Налицо  кризис  профессии   учителя,   огромная

неудовлетворенность своим трудом громадной армии  работников  школы.  Главная

причина такого положения - кризисные явления в  экономике,  политике,  морали

и культуре, отсутствие четкой государственной программы  перестройки  школы,

которая не только была бы способной на достаточно высоком  уровне  обеспечить

финансирование  школы,  но  и,  что  самое  главное  -  создать  условия  для

социальной   востребованности   образования   и   знаний,   которые    будут

способствовать  росту их престижа и, безусловно,  повысят  социальный  статус

учителя.

          А что происходит  в  действительности?  Свыше  60%  опрошенных  из

факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на  предпоследнее

- 14-е место.  Самое печальное, что именно  у молодых людей в возрасте  до  20

лет,  когда  и  приобретаются  знания,   ценность   образования   стоит   на

предпоследнем месте, у родителей оно на третьем  месте  от  конца  из  14-ти

позиций. Как  следствие, около половины учащихся старших классов и  студентов

вузов слабо  настроены на получение знаний.  Падение ценности  образования  в

нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг  учительской  профессии

в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы.  Так,  в

1989 г. при ответе  на вопрос,  заданный  учащимся-старшеклассникам  "Как  вы

оцениваете престиж  профессии учителя в нашем  обществе?"  4,6%  признали  его

"высоким", 61,5% - "средним" и почти  одна  треть респондентов  "низким"  и

"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991  г.)  эти  оценки  снизились:

уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии  учителя в  обществе

"низким" и  21% -"очень низким". Опросы  родителей   также  свидетельствуют  о

резком снижении авторитета учителя в обществе: только  35%  считают  престиж

учительской профессии  высоким, около половины, 46%  —  "средним",  а  51%  -

"низким "и  "очень низким".

            Теперь   поговорим  о   другой   ключевой   роли   в   структуре

образовательного  процесса - "ученика" (учащиеся  школ,  училищ,  студенты  и

др.). Какие требования к  его  поведению  предъявляет  нормативно-ценностная

система образования? Они достаточно  очевидны:  изучать  различные  предметы

согласно  программе  курса  (класса),  усваивать  и  запоминать  информацию,

овладевать навыками  самостоятельного  изучения  и  использования  изученных

фактов, добросовестно  посещать учебные занятия,  уметь  слушать  педагога  и

принимать  участие  в  ходе  занятий,  лекций  и  т.п.  Непременное  условие

продвижения ученика  по  многоступенчатой  лестнице  образования  -  успешная

Информация о работе Образование как социальный институт