Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет общие признаки с другими институтами.

Содержание

1. Образование как социальный институт.
2. Социальные функции образования.
3. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Оглавление. 

1.  Образование  как социальный институт.

2.  Социальные  функции образования.

3. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Образование как социальный институт.
 

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.  

Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.  

Каждый социальный институт имеет  общие признаки с другими институтами.  
 
Признаками института образования являются:  
 
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость  
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни  
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы  
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся  
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении 
 
 

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.  
 
Что касается дошкольного образования, то 
социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.  
 
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в 
жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.  
 
Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.  
 
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.  
 
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи `равного старта` при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Социальные функции  образования. 

Социальные институты образования, независимо от общественно- экономического устройства и политической организации, ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:   

- социального воспроизводства /репродуктивную/;  

- социального  перемещения /изменения социального  статуса/;  

- культурно-репродуктивную;   

- коммуникативную;   

- селективную;  

- социального  регулирования и контроля; 

- инструментальную.    

  

Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально-экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования.  

Функция социального  перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование  дает основание для изменения социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.    

 Культурно-репродуктивная  функция отражает ту реальность, что в ходе учебно-воспитательного  процесса создается уникальная  возможность сохранять и приумножать культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно-воспроизводящая функция образования.    

 Коммуникативная  функция это, главным образом,  двусторонняя связь между образованием  и окружающим миром. Ценности, которые усваивает личность в  процессе обучения, воспроизводятся  также и другими сферами жизнедеятельности  общества: экономической, политической, наукой и т.д.    

 Селективная  функция образования выражается  в естественной дифференциации  учащихся по способностям, предметным  и профессиональным симпатиям.    

 Функция социального  регулирования и контроля проявляет  себя в силу экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.    

 Инструментальная  функция социального института образования проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.    

 История существования  сферы образования показала, что на каждом этапе ее функционирования проявляются свои тенденции развития, вызванные внутренними причинами или внешними условиями. Вместе с тем, есть ряд тенденций, которые сопровождают институт образования на протяжении всего его существования.     

 К первой  группе таких тенденций относятся  те, которые характеризуют внутренний  мир образования, определяют его  сущностную сторону и поддерживают  социальную феноменальность института  образования. Ко второй группе  таких тенденций относятся те, которые являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах (экономических, политических и других факторов). К первой группе тенденций относятся: гуманистическая сущность института образования; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; диалектического единства обучения и воспитания; социализации учащихся в процессе обучения и воспитания; стимулирование самообразования учащихся как личностей; оптимальности в управлении образованием.   

 Взаимодействие  института образования и внешней  социальной среды, вторая группа  тенденций, предопределяет образовательно-воспитательные  изменения, формируя следующие  закономерности: 

-определяющее  воздействие экономики на жизнестойкость  института образования; 

- зависимость  характера и содержания образования  от изменений в социальной  структуре общества; 

- непосредственное  влияние культуры общества на  перманентное повышение качества  образования; 

- возрастание  требований общества к уровню  и содержанию образования;  

- соответствия  государственной политики образования  потребностям социума.   

  Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к таким переменам в ней, которые не отвечают требованиям современного общества.   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Список  литературы.

1. Социология: Учебник для вузов / П Высш. образование, 2005. – 326 с.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пособие

для вузов. –  М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар ун–та бизнеса

и управления («Братья  Карич»), 1996. – 304 с.

Информация о работе Образование как социальный институт