Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:41, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет общие признаки с другими институтами.
1. Образование как социальный институт.
2. Социальные функции образования.
3. Список литературы.
Оглавление.
1. Образование как социальный институт.
2. Социальные функции образования.
3. Список литературы.
Социальный институт -
это организованная система связей и социальных
норм, которая объединяет значимые общественные
ценности и процедуры, удовлетворяющие
основным потребностям общества.
Любой функциональный институт
Каждый социальный институт
Признаками института
1. установки и образцы поведения - любовь
к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки
- школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы,
библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили
учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование,
равенство при обучении
Система образования структурирована
и по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного воспитания,
общеобразовательную школу, профессионально-техническое
образование, среднее специальное образование,
высшее образование, послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки
кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования,
то социология исходит из того, что
основы воспитанности человека, его трудолюбия,
многие другие нравственные качества
закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания
недооценивается. Слишком часто упускается
из виду, что это чрезвычайно важная ступень
в жизни человека, на которой
закладывается первооснова личностных
качеств человека. И суть не в количественных
показателях `охвата` детей или удовлетворения
желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты - не просто
средство `присмотра` за детьми, здесь
происходит их умственное, нравственное
и физическое развитие. С переходом к обучению
детей с 6 лет детские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами - организацией
деятельности подготовительных групп,
чтобы дети могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость
приобретает анализ ориентированности
общества на поддержку дошкольных форм
образования, на готовность родителей
прибегать к их помощи для подготовки
детей к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для
познания специфики этой формы образования
особо значима позиция и ценностные ориентации
тех людей, которые занимаются с детьми
- воспитателей, обслуживающего персонала,
- а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности
и надежды.
В отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает не каждого
ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только
каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего поколения.
В условиях советского периода, начиная
с 60-х годов, осуществилась реализация
принципа всеобщности полного среднего
образования с целью обеспечения молодежи
`равного старта` при вступлении в самостоятельную
трудовую жизнь.
2.
Социальные функции
образования.
Социальные институты
- социального воспроизводства /репродуктивную/;
- социального
перемещения /изменения
- культурно-репродуктивную;
- коммуникативную;
- селективную;
- социального регулирования и контроля;
- инструментальную.
Функция социального
воспроизводства состоит в том, что образование
репродуцирует различные стороны социальной
жизни. За счет образования происходит
накопление непосредственно духовного
и опосредованно материального богатства
общества. Суть этой функции выражается
через социально-экономическое развитие,
которое в конечном итоге выигрывает та
страна, у которой лучшая система образования.
Функция социального
перемещения связана с
Культурно-репродуктивная
функция отражает ту
Коммуникативная
функция это, главным образом,
двусторонняя связь между
Селективная
функция образования
Функция социального
регулирования и контроля
Инструментальная
функция социального
института образования проявляется
в разработке методов социализации учащихся,
поиске наиболее эффективных средств
подготовки подрастающего поколения к
выполнению функций в различных сферах
жизнедеятельности общества: труде, учебе,
семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных
мер против возможных вариантов девиантного
поведения.
История существования
сферы образования показала, что
на каждом этапе ее функционирования проявляются
свои тенденции развития, вызванные внутренними
причинами или внешними условиями. Вместе
с тем, есть ряд тенденций, которые сопровождают институт
образования на протяжении всего его существования.
К первой
группе таких тенденций
Взаимодействие
института образования и
-определяющее
воздействие экономики на
- зависимость
характера и содержания
- непосредственное
влияние культуры общества на
перманентное повышение
- возрастание требований общества к уровню и содержанию образования;
- соответствия
государственной политики
Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к таким переменам в ней, которые не отвечают требованиям современного общества.
3.Список литературы.
1. Социология: Учебник для вузов / П Высш. образование, 2005. – 326 с.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пособие
для вузов. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар ун–та бизнеса
и управления («Братья Карич»), 1996. – 304 с.