Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:14, реферат
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Образование как социальный институт…………………………………..2
Социальные функции системы образования…………………………....4
Функции образования в производственно-экономической сфере…….5
Функции образования в сфере культуры…………………………….. 7
Функции образования в социально-политической сфере……………..7
Содержание
Образование как
социальный институт
Социальный
институт - это организованная система
связей и социальных норм, которая
объединяет значимые общественные ценности
и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества. Любой функциональный
институт возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Каждый
социальный институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки
с другими институтами.
Признаками
института образования
1.
установки и образцы поведения
- любовь к знаниям, посещаемость
2.
символические культурные
3.
утилитарные культурные черты
- классы, библиотеки, стадионы
4.
кодекс устный и письменный - правили
учащихся
5.
идеология - академическая свобода,
прогрессивное образование,
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Основные
виды образования
Система
образования структурирована и
по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного
Что
касается дошкольного образования, то
социология исходит из того, что основы
воспитанности человека, его трудолюбия,
многие другие нравственные качества
закладываются еще в раннем детстве.
В
целом значение дошкольного воспитания
недооценивается. Слишком часто
упускается из виду, что это чрезвычайно
важная ступень в жизни человека, на которой
закладывается первооснова личностных
качеств человека. И суть не в количественных
показателях «охвата» детей или удовлетворения
желаний родителей. Детские сады, ясли,
комбинаты — не просто средство «присмотра»
за детьми, здесь происходит их умственное,
нравственное и физическое развитие. С
переходом к обучению детей с 6 лет детские
сады столкнулись с новыми для себя проблемами
— организацией деятельности подготовительных
групп, чтобы дети могли нормально входить
в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С
точки зрения социологии особую значимость
приобретает анализ ориентированности
общества на поддержку дошкольных форм
образования, на готовность родителей
прибегать к их помощи для подготовки
детей к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для
познания специфики этой формы образования
особо значима позиция и ценностные ориентации
тех людей, которые занимаются с детьми
— воспитателей, обслуживающего персонала,
— а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности
и надежды.
В
отличие от дошкольного образования
и воспитания, которое охватывает
не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах
находился только каждый второй ребенок),
средняя общеобразовательная школа нацелена
на подготовку к жизни всего без исключения
подрастающего поколения. В условиях советского
периода, начиная с 60-х годов, осуществилась
реализация принципа всеобщности полного
среднего образования с целью обеспечения
молодежи «равного старта» при вступлении
в самостоятельную трудовую жизнь. В новой
Конституции РФ такое положение отсутствует.
И если в советской школе из-за требования
дать каждому молодому человеку среднее
образование процветали процентомания,
приписки, искусственное завышение успеваемости,
то в российской школе растет число бросивших
школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось
1,5—2 млн. детей), что со временем скажется
на интеллектуальном потенциале общества.
Но
и в этой ситуации социология образования
по-прежнему нацелена на изучение ценностей
общего образования, на ориентиры родителей
и детей, на их реакцию на внедрение новых
форм образования, ибо окончание общеобразовательной
школы оказывается для молодого человека
одновременно и моментом выбора будущего
жизненного пути, профессии, рода занятий.
Останавливаясь на одном из вариантов,
выпускник школы тем самым отдает предпочтение
тому или иному виду профессионального
образования. Но что движет им в выборе
траектории своего будущего жизненного
пути, что влияет на этот выбор и как он
изменяется в течение жизни — это одна
из важнейших проблем социологии. Особое
место занимает исследование профессионального
образования — профессионально-технического,
средне специального и высшего.
Профессионально-
Вместе
с тем социологические
Особо
остро стоит вопрос о профессионализме
будущих специалистов, о том, чтобы
качество и уровень современной
их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего
дня. Однако и исследования 80-х, и исследования
90-х годов показывают, что в этом отношении
накопилось немало проблем. Продолжает
оставаться, как свидетельствуют результаты
социологических исследований, невысокой
устойчивость профессиональных интересов
молодых людей.
1
Социальные функции
системы образования
Ранее
говорилось о том, что образование
связано со всеми сферами общественной
жизни. Реализуется эта связь
непосредственно через
Гуманизация
— объективная потребность общественного
развития, основной вектор которого —
направленность на (человека. Глобальный
технократизм как метод мышления и принцип
деятельности индустриального общества
дегуманизировал социальные отношения,
поменял местами цели и средства. В нашем
обществе человек, провозглашавшийся
как высшая цель, на деле был превращен
в «трудовой ресурс». Это нашло отражение
в системе образования, где школа свою
главную функцию видела в «подготовке
к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась
трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности, самоцели
общественного развития была отодвинута
на дальний план. Ценился прежде всего
«работник». А поскольку работника можно
заменить, отсюда возник антигуманный
тезис о том, что «незаменимых людей нет».
В сущности получалось, что жизнь ребенка,
подростка — это еще не полноценная жизнь,
а только подготовка к жизни, жизнь начинается
с вступления в трудовую деятельность.
А что же с завершением ее? Не случайно
в общественном сознании складывалось
отношение к старикам, инвалидом как к
неполноценным членам общества. К сожалению,
в настоящее время ситуация в этом плане
не улучшилась, приходится говорить о
нарастании дегуманизации общества как
реальном процессе, где утратилась уже
и ценность труда.
Рассматривая
гуманистическую функцию, следует
сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием.
Гуманизм в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных
Формирование
образовательных общностей, связанных
включенностью в
Гомогенизация
общества через организованную социализацию
индивидов — привитие сходных социальных
характеристик во имя целостности общества.
По
мере того, как в обществе все
большее количество достижимых статусов
обусловлено образованием, все более
зримой становится и такая функция
образования, как активизация социальных
перемещений. Образование во всем мире
закономерно становится главным
каналом социальных перемещений, как правило
восходящих, ведущих индивидов к более
сложным видам труда, большим доходам
и престижу. Благодаря им классовая структура
становится более открытой, социальная
жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные
различия в развитии разных социальных
групп реально смягчаются.
Социальная
селекция. В образовании индивиды
разводятся по потокам, предопределяющим
их будущий статус. Формальное обоснование
этого — уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой построены
тесты) и культурных особенностей микросреды
первичной социализации обучаемого. Чем
больше дистанция между этими культурными
типами, тем меньше внимания от учителя
получает ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом, во многом
обусловлена социальным положением его
родителей.
Воспроизводство
тех социальных классов, групп и
слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое
образование, неравное развитие способностей
и навыков, что подтверждается, как правило,
сертификатами установленных образцов
и является условием занятия соответствующих
мест в системах разделения труда (и социальной
стратификации).
Замещение
родителей, социальная поддержка учащихся
на период пребывания их в стенах образовательного
учреждения. Ради нее создаются специализированные
организационные и ролевые структуры,
напоминающие семейную обстановку. В выполнении
этой функции образование и особенно допрофессиональная
школа воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.