Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.

Содержание

1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Образование как социальный институт.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

сдача экзаменов  и зачетов. По отношению  к  нерадивому  учащемуся  действует

система санкций - неудовлетворительная оценка текущих  занятий,  замечания  и

записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из  школы.  В

вузе система  санкций более формализована: отлынивающий  от  занятий  студент

может получить выговор от  деканата,  в  случае  неудовлетворительной  сдачи

сессии, он наказывается лишением  стипендии,  не  переводится  на  следующий

курс. В нормативной  структуре формального образования  существуют,  конечно,

и  определенный  набор  позитивных  санкций,   направленных   на   поощрение

добросовестной  учебы,  стимулирующих  учащегося  к  высоким  достижениям  в

учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с  отличием  и

льготы,  которые  он  дает  при  поступлении  в  средние  и  высшие  учебные

заведения, повышенная или именная  стипендии  в  вузе, диплом  с отличием,

рекомендация  для поступления в аспирантуру  и т.д.

               Решающее  место   в   системе   социального   взаимодействия,

характеризующего  образовательный  процесс,  занимают  взаимоотношения  между

учителем и  учеником. Надо  отметить,  во-первых,  присущее  этим  отношениям

неравенство:  статус  учителя  неизмеримо  выше  статуса   ученика,   первый

занимает  господствующее  положение,  второй   -   положение   подчиненного.

Доминирующее  положение учителя обусловлено  тем, что  он  организует  учебный

процесс и управляет  им, является источником знаний для  учеников,  моральным

авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе  (или  учебной  группе)

порождает  авторитарный  стиль  в   преподавании,   означающий   безусловное

подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что  учитель

должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот  стиль

взаимоотношений  многие  столетия  господствовал   в   системе   формального

образования   вплоть   до   последнего   времени.   Содержательной   основой

авторитарного  стиля  преподавания  в   педагогике   является   традиционное

понимание целей  образования  как  процесса  передачи  знаний  от  учителя  к

ученику. Первый  является  специалистом  в  определенной  области  знаний  и

культуры, и его  главная задача заключалась в  том,  чтобы  передать  ученику

определенный  объем  знаний  и  научить  ими  пользоваться.   Роль   ученика

сводилась к  пассивному усвоению и запоминанию  той информации, которую  давал

ему педагог.       Однако  в  современную  эпоху  традиционный  авторитарный

стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою  былую

популярность. Объясняется  это тем фактором, что  современное  высокоразвитое

индустриальное  общество в силу большой сложности  хозяйственного  механизма,

уникальности  новейшей техники, ее  громадного  воздействия  на  все  стороны

общественной  жизни, включая и окружающую  природную  среду,  требует  нового

типа специалиста  будь то  предприниматель,  инженер,  экономист или юрист.

Этот  специалист  должен  не   только   обладать   большими   познаниями   в

соответствующей области,  но  и  быть  творческой,  инициативной  личностью,

умеющей  принимать  смелые  и  нестандартные  решения,  учитывать  множество

факторов, связанных  с использованием новейшей техники  и  технологии,  с  ее

социальными и  культурными последствиями.

           Новый,  демократический  стиль   в   построении   образовательного

процесса характеризуется  следующими особенностями:

  1) формальный  процесс  передачи  знаний  заменяется  решением  конкретных

задач, которые  совместно обсуждают учитель  и ученик;

  2) сущность  передаваемого содержания не  сводится к пассивному запоминанию,

а заключается  в овладении разнообразной информацией;

  3) формой общения учителя с учеником становится не  научение,  а  взаимный

обмен информацией, что,  естественно  предполагает  большую  самостоятельную

работу ученика;

  4) инициатором  и ведущим в образовательном  процессе выступает учащийся;

  5) характер  отношении между участниками - попеременное  доминирование  или

равенство учителя  и ученика;

  6) в роли  обучающего может выступать не  обязательно  учитель-профессионал,

а любой носитель ценной информации .

              Очевидно,  что  такого  рода  нетрадиционная,  демократическая

модель  образовательного  процесса  может  успешно  применяться  в  процессе

обучения взрослых  людей,  имеющих  сознательную  мотивацию  к  образованию,

желающих творчески  овладеть изучаемыми предметами. К  этой группе могут  быть

отнесены  старшеклассники,  студенты,  специалисты,  обучающиеся  в  системе

повышения квалификации и др. Что касается начальной и  средней  школы,  то  в

их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и  авторитарного

стилей   управления   учебным   процессом.   Без   демократического   стиля,

предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со  стремлением

помогать ему  и сопереживать вместе с  ним,  трудно  пробудить  у  школьников

интерес к учебе, привить им необходимые моральные  качества.

          Отмеченные выше трудности во  взаимоотношениях учащихся и  Учителей,

безусловно,  в  значительной  мере  снижают  эффективность  образовательного

процесса. Переход  к  новым,  демократическим  взаимоотношениям  между  ними

является   важнейшим   звеном   процесса    перестройки    образования    на

гуманистических  началах,  но  это  станет  реальностью  лишь  тогда,  когда

общество в  целом будет  реформировано  на  принципах  рыночной  экономики  и

демократические институты окончательно утвердятся  в  стране.  Только  тогда

возрастет ценность  образования  в  стране,  повысится  престиж  учительской

профессии, а  учащиеся и  их  родители  будут  сознательно  ориентированы  на

получение образования. 
 

       4. Заключение 
 

             В современном индустриальном обществе школа, в  первую  очередь

высшая, не является в  полной  мере  демократическим  заведением.  Некоторые

социологи даже приписывают  институту  образования  консервативные  функции,

поскольку он воспроизводит  существующее в обществе  социальное  неравенство,

а высшую школу  называют элитарной. Подобные факты  нельзя  отрицать.  Однако

при этом нужно  помнить, что всеобщее равенство  является  утопией,  и  каждое

общество имеет  свой средний образовательный  стандарт,  соответствующий  его

объективным потребностям.  В  ряде  высоко  развитых  индустриальных  держав

мира, таких как  Япония, Германия, США этот стандарт  уже  выходит  за  рамки

обязательного  среднего  образования.  Кроме  того  в  ряде  западных  стран

(Франция, Германия и  др.)  распространяется  практика  приема  в  вузы  без

вступительных    экзаменов,    что    является    достаточно    убедительным

свидетельством  демократизации  системы  высшего  образования.   Аналогичные

эксперименты  начинают практиковаться и в нашей стране.

             В  современном  обществе  более  образованные  социальные  слои

занимают более  высокое положение в иерархии социального  престижа.  Движение

индивида вверх  или вниз по шкале социального  престижа  становится  в  прямую

зависимость от уровня его образования. Таким  образом  образование  является

одним из  важнейших  символов  социальной  позиции  и  средством  достижения

успеха  в   обществе.   Расширение   масштабов   образованности   населения,

совершенствование системы образования оказывают  сильнейшее  воздействие  на

социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной. 
 
 

-----------------------

  [1]  Заславская  Т.И.,  Рывкина  Р.В.  Социология   экономической   жизни.

Новоибирск, 1991. С.110, 111

  [2]  Кузьминов   Я.  Советская  экономическая  культура:  наследие  и  пути

модернизации// Вопр. Экономики, 1992,  3. С. 51

Информация о работе Образование как социальный институт