Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:23, реферат

Описание работы

В процессе нормального функционирования и развития общества
исключительно важную роль играет социальный институт образования.
Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные
ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению
людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения
культурным наследием прошлых веков.

Содержание

1. система формального образования как объект
социологического изучения ……………………………………………… 3
2. эволюция института образования ………………………………………..3
3. функции института образования в обществе ……………………………5
4. заключение …………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Образование как социальный институт.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Образование как  социальный институт

Московский    государственный

    университет

                                       Им.      М.В.

    Ломоносова 
 
 

       Реферат 

        на тему: 

                        Образование  как  социальный

    институт 
 
 

                                                                      Работу

                                                    выполнила студентка 4-го 
 

                                                                      курса,

                                                     социологического фак-та 
 

                                                                Гугучия Лана 
 
 

                               Москва, 2001г. 
 
 

                                                    План реферата 
 
 

                                    Стр. 
 

1. система формального  образования как объект

                социологического изучения ……………………………………………… 3 

2. эволюция института  образования ………………………………………..3 

3. функции института  образования в обществе ……………………………5 

4. заключение  …………………………………………………………………10 
 
 

                1.    система    формального    образования    как    объект

социологического  изучения 
 

           В  процессе  нормального   функционирования  и  развития  общества

исключительно  важную   роль   играет   социальный   институт   образования.

Накопленные  трудом  предшествующих  поколений   материальные   и   духовные

ценности, знания, опыт,  традиции  должны  быть  переданы  новому  поколению

людей и усвоены  ими. Поэтому  поддержание  достигнутого  уровня  культурного

развития,  его  дальнейшее  совершенствование   невозможны   без   овладения

культурным наследием  прошлых    веков.  Эта  проблема  решается  в  процессе

социализации  индивидов, задачей  которого  как  раз  и  является  приобщение

человека к  нормам и ценностям культуры и  превращение  его  в  полноправного

члена общества. Существенным  компонентом  процесса  социализации  индивидов

выступает образование -  обучение  человека  с  целью  передачи  накопленных

знаний и культурных ценностей.

             Более   подробно   образование   можно   охарактеризовать   как

относительно   самостоятельную   систему,   "функцией    которой    является

систематическое обучение и воспитание членов  общества,  ориентированное  на

овладение определенным знанием (прежде всего научным),  идейно-нравственными

ценностями,  умениями,  навыками,  нормами  поведения,  содержание   которых

определяется  социально-экономическим  и   политическим   строем   общества,

уровнем его  материально-технического развития

            В социологии  принято  проводить   различие  между  формальным  и

неформальным  образованием: Термин  "формальное  образование"  подразумевает,

во-первых, существование  в обществе  специальных  учреждений  и  организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации  и  др.),

осуществляющих  процесс обучения.  Во-вторых,  господствующая  в  современном

индустриальном  обществе  система  образования   подчиняется   определенному

официально  предписанному  образцу,  как  бы  "задающему"  объем  получаемых

знаний,  научение  определенным  навыкам   и   действиям,   которые   должны

соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина),  принятому  в

данном обществе и б) нормативным требованиям  исполнения  распространенных  в

данном  обществе  социальных  ролей.  Стало  быть  функционирование  системы

формального образования  определяется господствующими в  обществе  культурными

стандартами,  идеалами,  политическими  установками,  которые  находят  свое

воплощение в проводимой государством политике в области образования.

                 В  социологии  объектом  изучения  выступает  прежде  всего

система формального  образования, отождествляемая с  процессом  образования  в

целом, поскольку  образовательным  учреждениям  принадлежит в нем решающая

роль. Что  же  касается  термина  "неформальное  образование",  то  под  ним

понимается  несистематизированное  обучение  индивида  знаниям  и   навыкам,

которые он стихийно осваивает в процессе  общения  с  окружающей  социальной

средой (друзьями, сверстниками),  или  путем  индивидуального  приобщения  к

культурным ценностям, усвоения информации из  газет,  радио,  телевидения  и

т.д.  Неформальное  образование  также  является  важной  составной   частью

социализации  индивида,  помогает  ему  осваивать  новые  социальные   роли,

способствует  духовному развитию,  но  по  отношению  к  системе  формального

образования в  современном обществе оно играет вспомогательную  роль.  Далее,

говоря о социологических  проблемах  образования,  мы  будем  иметь  в  виду

прежде всего  систему формального образования. 
 
 

  2. эволюция  системы образования 
 

               Для  того,  чтобы  лучше   понять  роль  и  место   социального

института  образования  в  современном  индустриальном  обществе,  специфику

выполняемых  им  функций,  следует  кратко  рассмотреть   эволюцию   системы

образования.

              В  примитивных,  первобытных   обществах  образование  являлось

составной частью социально-производственного процесса. В те далекие  времена

не существовало ни школ,  ни  учителей.  В  передаче  культурного  наследия,

опыта,  знания,  традиций  участвовали  все   члены   общества.   "В   жизни

подрастающего поколения не  существовало  и  особого  периода  подготовки  к

усвоению социальных ролей взрослых, ибо все  необходимые  знания,  навыки  и

способности приобретались  и развивались в ходе непосредственного  приобщения

детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что  приобщение  детей  к

трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5  лет,

а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми  участвовали  в  охоте  и

рыбной  ловле,  пасли  скот,  изготовляли  орудия   труда,   участвовали   в

приготовлении  пищи.  Воспитанием  и   образованием   мальчиков   занимались

мужчины, а девочек  -  женщины.  Когда  ребенок  подрастал,  он  подвергался

особой церемонии  "инициации",  продолжающейся  несколько  дней,  в  течение

которых юноши  и девушки должны были продемонстрировать  и  подтвердить  свои

способности и  права  взрослых  членов  общества,  участвуя  в  состязаниях,

танцах, обрядах  и культовых действиях.

                 В доиндустриальном обществе  вместе с расширением  масштабов

общественного  разделения  труда,  появлением   государственной   власти   и

сословного  неравенства  начинается   обособление   института   образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием  особой  группы  учителей

получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных  систем

образования могут  служить школы в Древней Греции и Древнем Риме,  в  которых

платные учителя  обучали детей благородных  сословий  грамматике,  философии,

музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.  Обучение

детей из  других  сословий  осуществлялось  в  процессе  ученичества,  когда

подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом  к  торговцу,  купцу,

ремесленнику  и  т.п.  Работая  в  качестве  подмастерья,  ученик  овладевал

профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли,  ремесла  и  др.

Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей,  передавая

им знания в  ходе трудового сельскохозяйственного  процесса.  Важная  роль  в

воспитании детей  принадлежала семье.

                 В   эпоху   средневековья   начинает   складываться   более

организованная  система образования, когда  христианская  церковь  создает  в

Европе сеть специальных учебных заведений  по подготовке лиц духовных  званий

и возникают  первые университеты -  в  Париже,  Оксфорде  и  других  городах.

Несколько    позже    культурно-образовательные    функции     университетов

расширились,   в   них   начинают   обучать   медицине   и    юриспруденции,

предпринимаются  первые  попытки  научных  исследований  в  области  физики,

математики,   логики.   Характерной   особенностью    системы    формального

образования в  доиндустриальном обществе являлось то, что оно  было  доступно

ограниченному числу лиц  выходцам из богатых  и престижных сословий.

     Подлинная   революция  в  системе   образования  происходит  в   обществе

индустриального типа: образование  перестает  быть  элитарным  и  становится

массовым, доступным  для широких слоев населения.

            Такая  радикальная  трансформация   института  образования   была

вызвана потребностями  экономики, научно-технического прогресса,  изменениями

в культуре и  образе  жизни  людей.  В  XIX—XX  вв.  широкое  распространение

получают  средние  и  специальные  школы,  растет   число   высших   учебных

заведений.  Неполное,  а  затем  и  полное  среднее  образование  становится

необходимым   условием   получения    профессии    в    основных    отраслях

промышленности. Особенно  бурный  рост  системы  образования  приходится  на

период  после   Второй   мировой   войны,   когда   происходит   техническое

перевооружение  ведущих  индустриальных  стран и совершается новый мощный

скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Информация о работе Образование как социальный институт