Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:02, реферат
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Образование как
социальный институт
Социальный институт
- это организованная система связей
и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества. Любой функциональный институт
возникает и функционирует, выполняя ту
или иную социальную потребность.
Каждый социальный
институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки
с другими институтами.
Признаками института
образования являются:
1. установки
и образцы поведения - любовь к знаниям,
посещаемость
2. символические
культурные признаки - школьная эмблема,
школьные песни
3. утилитарные
культурные черты - классы, библиотеки,
стадионы
4. кодекс устный
и письменный - правили учащихся
5. идеология
- академическая свобода, прогрессивное
образование, равенство при обучении
Образование представляет
собой социальную подсистему, имеющую
свою структуру. В качестве ее основных
элементов можно выделить учебно-воспитательные
учреждения как социальные организации,
социальные общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс кок вид социокультурной
деятельности.
Основные виды
образования
Система образования
структурирована и по иным принципам,
она включает ряд звеньев: систему
дошкольного воспитания, общеобразовательную
школу, профессионально-техническое образование,
среднее специальное образование, высшее
образование, послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки
кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного
образования, то социология исходит из
того, что основы воспитанности человека,
его трудолюбия, многие другие нравственные
качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение
дошкольного воспитания недооценивается.
Слишком часто упускается из виду,
что это чрезвычайно важная ступень
в жизни человека, на которой закладывается
первооснова личностных качеств человека.
И суть не в количественных показателях
«охвата» детей или удовлетворения желаний
родителей. Детские сады, ясли, комбинаты
— не просто средство «присмотра» за детьми,
здесь происходит их умственное, нравственное
и физическое развитие. С переходом к обучению
детей с 6 лет детские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами — организацией
деятельности подготовительных групп,
чтобы дети могли нормально входить в
школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения
социологии особую значимость приобретает
анализ ориентированности общества
на поддержку дошкольных форм образования,
на готовность родителей прибегать
к их помощи для подготовки детей
к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для
познания специфики этой формы образования
особо значима позиция и ценностные ориентации
тех людей, которые занимаются с детьми
— воспитателей, обслуживающего персонала,
— а также их готовности, понимания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности
и надежды.
В отличие от
дошкольного образования и
Но и в этой
ситуации социология образования по-прежнему
нацелена на изучение ценностей общего
образования, на ориентиры родителей и
детей, на их реакцию на внедрение новых
форм образования, ибо окончание общеобразовательной
школы оказывается для молодого человека
одновременно и моментом выбора будущего
жизненного пути, профессии, рода занятий.
Останавливаясь на одном из вариантов,
выпускник школы тем самым отдает предпочтение
тому или иному виду профессионального
образования. Но что движет им в выборе
траектории своего будущего жизненного
пути, что влияет на этот выбор и как он
изменяется в течение жизни — это одна
из важнейших проблем социологии. Особое
место занимает исследование профессионального
образования — профессионально-технического,
средне специального и высшего.
Профессионально-техническое
образование самым непосредственным
образом связано с потребностями производства,
с оперативной и сравнительно быстрой
формой включения молодых людей в жизнь.
Оно непосредственно осуществляется в
рамках крупных производственных организаций
или государственной системой образования.
Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское
ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое
образование прошло сложный и извилистый
путь развития. И несмотря на различные
издержки (попытки перевести всю систему
на сочетание полного и специального образования
в подготовке необходимых профессий, слабый
учет региональных и национальных особенностей),
профессионально-техническая подготовка
остается важнейшим каналом получения
профессии. Для социологии образования
важны знание мотивов учащихся, эффективность
обучения, его роли в повышении квалификации
и реального участия в решении народнохозяйственных
проблем.
Вместе с тем
социологические исследования и
в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему
фиксируют сравнительно невысокий
(а по ряду профессий низкий) престиж
этого вида образования, ибо ориентация
выпускников школы на получение высшего,
а затем средне специального образования
продолжает преобладать. Что касается
среднего специального и высшего образования,
для социологии важны выявление социального
статуса этих видов обучения молодежи,
оценка возможностей и роли в будущей
взрослой жизни, соответствие субъективных
устремлений и объективных потребностей
общества, качество и эффективность подготовки.
В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте
от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами
вузов и техникумов.
Особо остро
стоит вопрос о профессионализме
будущих специалистов, о том, чтобы
качество и уровень современной
их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего
дня. Однако и исследования 80-х, и
исследования 90-х годов показывают, что
в этом отношении накопилось немало проблем.
Продолжает оставаться, как свидетельствуют
результаты социологических исследований,
невысокой устойчивость профессиональных
интересов молодых людей. По исследованиям
социологов до 60% выпускников вузов
меняют свою профессию. По данным опроса
выпускников техникумов в Москве, только
28% из них спустя три года после получения
Функции образования
1 Социальные
функции системы образования
Ранее говорилось
о том, что образование связано со
всеми сферами общественной жизни. Реализуется
эта связь непосредственно через личность,
включенную в экономические, политические,
духовные, иные социальные связи. Образование
является единственной специализированной
подсистемой общества, целевая функция
которой совпадает с целью общества. Если
различные сферы и отрасли хозяйства производят
определенную материальную и духовную
продукцию, а также услуги для человека,
то система образования «производит»
самого человека, воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие. Это определяет ведущую социальную
функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация —
объективная потребность
Рассматривая
гуманистическую функцию, следует
сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием. Гуманизм
в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных условиях ограничен
и недостаточен, не соответствует концепции
устойчивого развития, выживания человечества.
Сегодня человек рассматривается как
открытая система с позиций ведущей идеи
конца второго тысячелетия — идеи коэволюции.
Человек не центр Вселенной, но частица
Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно
говорить о неогуманизме. Если обратиться
к различным звеньям системы образования,
то с наибольшей полнотой неогуманистическая
функция призвана реализовываться в системе
дошкольного воспитания и в общеобразовательной
школе, причем в наибольшей степени —
в младших классах. Именно здесь закладываются
основы интеллектуального, нравственного,
физического потенциала личности. Как
показывают последние исследования психологов
и генетиков, интеллект человека на 90%
сформирован уже к 9-летнему возрасту.
Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой
пирамиды». Как раз эти звенья в самой
системе образования рассматриваются
как неосновные, а на первый план (по значимости,
финансированию и т. д.) выходят профессиональное,
среднее и высшее образование. В результате
социальные потери общества велики и невосполнимы.
Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского подхода в образовании,
прежде всего в общеобразовательной школе;
гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе
учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).
Формирование образовательных общностей,
связанных включенностью в образовательные
процессы и ценностным отношением
к образованию, и их воспроизводство.
Гомогенизация общества через
организованную социализацию
По мере того,
как в обществе все большее
количество достижимых статусов обусловлено
образованием, все более зримой
становится и такая функция образования,
как активизация социальных перемещений.
Образование во всем мире закономерно
становится главным каналом социальных
перемещений, как правило восходящих,
ведущих индивидов к более сложным видам
труда, большим доходам и престижу. Благодаря
им классовая структура становится более
открытой, социальная жизнь — более
эгалитарной, а неблагоприятные различия
в развитии разных социальных групп реально
смягчаются.
Социальная селекция.
В образовании индивиды разводятся
по потокам, предопределяющим их будущий
статус. Формальное обоснование этого
— уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой построены
тесты) и культурных особенностей микросреды
первичной социализации обучаемого. Чем
больше дистанция между этими культурными
типами, тем меньше внимания от учителя
получает ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом, во многом
обусловлена социальным положением его
родителей.
Воспроизводство
тех социальных классов, групп и
слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое
образование, неравное развитие способностей
и навыков, что подтверждается, как
правило, сертификатами установленных
образцов и является условием занятия
соответствующих мест в системах разделения
труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей,
социальная поддержка учащихся на период
пребывания их в стенах образовательного
учреждения. Ради нее создаются специализированные
организационные и ролевые структуры,
напоминающие семейную обстановку. В выполнении
этой функции образование и особенно допрофессиональная
школа воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие семье.
2 Функции образования
в производственно-
Формирование
профессионально-