Образование как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:44, реферат

Описание работы

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Работа содержит 1 файл

Образование как социальный институт.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

Образование как социальный институт

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические  особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института  образования являются:

1. установки  и образцы поведения - любовь  к знаниям, посещаемость

2. символические  культурные признаки - школьная эмблема,  школьные песни

3. утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный  и письменный - правили учащихся

5. идеология  - академическая свобода, прогрессивное  образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной  деятельности.

Основные  виды образования 

Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения  квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного  образования, то социология исходит  из того, что основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  в жизни человека, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или  удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты —  не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей  с 6 лет детские сады столкнулись  с новыми для себя проблемами —  организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально  входить в школьный ритм жизни, иметь  навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает  анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать  к их помощи для подготовки детей  к труду и рациональной организации  своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы  образования особо значима позиция  и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми —  воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания  и стремления выполнить возлагаемые  на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная  школа нацелена на подготовку к жизни  всего без исключения подрастающего  поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась  реализация принципа всеобщности полного  среднего образования с целью  обеспечения молодежи «равного старта»  при вступлении в самостоятельную  трудовую жизнь. В новой Конституции  РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное  завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших  школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей  и детей, на их реакцию на внедрение  новых форм образования, ибо окончание  общеобразовательной школы оказывается  для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник  школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального  образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и  как он изменяется в течение жизни  — это одна из важнейших проблем  социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования  — профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое  образование самым непосредственным образом связано с потребностями  производства, с оперативной и  сравнительно быстрой формой включения  молодых людей в жизнь. Оно  непосредственно осуществляется в  рамках крупных производственных организаций  или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское  ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое  образование прошло сложный и  извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести  всю систему на сочетание полного  и специального образования в  подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая  подготовка остается важнейшим каналом  получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов  учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении  народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем  социологические исследования и  в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж  этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение  высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального  статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей  взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

Особо остро  стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы  качество и уровень современной  их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и  исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой  устойчивость профессиональных интересов  молодых людей. По исследованиям  социологов   до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

Функции образования 

1 Социальные функции  системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано  со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно  через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает  с целью общества. Если различные  сферы и отрасли хозяйства  производят определенную материальную и духовную продукцию, а также  услуги для человека, то система  образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую  социальную функцию образования  — гуманистическую.

Гуманизация —  объективная потребность общественного  развития, основной вектор которого —  направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального  общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой  ресурс». Это нашло отражение  в системе образования, где школа  свою главную функцию видела в  «подготовке к жизни», а под  «жизнью» на поверку оказывалась  трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился  прежде всего «работник». А поскольку  работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В  сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная  жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в  трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в  общественном сознании складывалось отношение  к старикам, инвалидом как к  неполноценным членам общества. К  сожалению, в настоящее время  ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации  общества как реальном процессе, где  утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая  гуманистическую функцию, следует  сказать о том, что это понятие  наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском  понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует  концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня  человек рассматривается как  открытая система с позиций ведущей  идеи конца второго тысячелетия  — идеи коэволюции. Человек не центр  Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к  различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).           

 Формирование  образовательных общностей, связанных  включенностью в образовательные  процессы и ценностным  отношением к образованию, и их воспроизводство.          

 Гомогенизация  общества через организованную  социализацию индивидов — привитие  сходных социальных   характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее  количество достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой   становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно   становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам  труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более   эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий  статус. Формальное обоснование этого  — уровень способностей, для выявления  которого используются тесты. Но тесты  содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения  доминантной культуры (на которой  построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция  между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная  карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и  слоев, принадлежность к которым  обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как  правило, сертификатами установленных  образцов и является условием занятия  соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В  выполнении этой функции образование  и особенно допрофессиональная школа  воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

2 Функции образования  в производственно-экономической  сфере

Формирование  профессионально-квалификационного  состава населения. С количественной точки зрения система образования  отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно  колеблется между перепроизводством  и недопроизводством. Обе крайности  негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию  людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии  “на месте” без научных основ  и творческих навыков. Они разрушают  профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между  ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана  во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно  развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и  нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная  активность несколько повышается с  ростом общего образования.

Информация о работе Образование как социальный институт