Образование
как социальный институт
Социальный институт
- это организованная система связей
и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям
общества. Любой функциональный институт
возникает и функционирует, выполняя
ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный
институт имеет как специфические
особенности, так и общие признаки
с другими институтами.
Признаками института
образования являются:
1. установки
и образцы поведения - любовь
к знаниям, посещаемость
2. символические
культурные признаки - школьная эмблема,
школьные песни
3. утилитарные
культурные черты - классы, библиотеки,
стадионы
4. кодекс устный
и письменный - правили учащихся
5. идеология
- академическая свобода, прогрессивное
образование, равенство при обучении
Образование представляет
собой социальную подсистему, имеющую
свою структуру. В качестве ее основных
элементов можно выделить учебно-воспитательные
учреждения как социальные организации,
социальные общности (педагоги и учащиеся),
учебный процесс кок вид социокультурной
деятельности.
Основные
виды образования
Система образования
структурирована и по иным принципам,
она включает ряд звеньев: систему
дошкольного воспитания, общеобразовательную
школу, профессионально-техническое
образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское
образование, систему повышения
квалификации и переподготовки кадров,
образование по интересам.
Что касается дошкольного
образования, то социология исходит
из того, что основы воспитанности
человека, его трудолюбия, многие другие
нравственные качества закладываются
еще в раннем детстве.
В целом значение
дошкольного воспитания недооценивается.
Слишком часто упускается из виду,
что это чрезвычайно важная ступень
в жизни человека, на которой закладывается
первооснова личностных качеств
человека. И суть не в количественных
показателях «охвата» детей или
удовлетворения желаний родителей.
Детские сады, ясли, комбинаты —
не просто средство «присмотра» за
детьми, здесь происходит их умственное,
нравственное и физическое развитие.
С переходом к обучению детей
с 6 лет детские сады столкнулись
с новыми для себя проблемами —
организацией деятельности подготовительных
групп, чтобы дети могли нормально
входить в школьный ритм жизни, иметь
навыки самообслуживания.
С точки зрения
социологии особую значимость приобретает
анализ ориентированности общества
на поддержку дошкольных форм образования,
на готовность родителей прибегать
к их помощи для подготовки детей
к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни.
Для познания специфики этой формы
образования особо значима позиция
и ценностные ориентации тех людей,
которые занимаются с детьми —
воспитателей, обслуживающего персонала,
— а также их готовности, понимания
и стремления выполнить возлагаемые
на них обязанности и надежды.
В отличие от
дошкольного образования и воспитания,
которое охватывает не каждого ребенка
(в 1992 г. в детсадах находился только
каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни
всего без исключения подрастающего
поколения. В условиях советского периода,
начиная с 60-х годов, осуществилась
реализация принципа всеобщности полного
среднего образования с целью
обеспечения молодежи «равного старта»
при вступлении в самостоятельную
трудовую жизнь. В новой Конституции
РФ такое положение отсутствует.
И если в советской школе из-за
требования дать каждому молодому человеку
среднее образование процветали
процентомания, приписки, искусственное
завышение успеваемости, то в российской
школе растет число бросивших
школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось
1,5—2 млн. детей), что со временем скажется
на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой
ситуации социология образования по-прежнему
нацелена на изучение ценностей общего
образования, на ориентиры родителей
и детей, на их реакцию на внедрение
новых форм образования, ибо окончание
общеобразовательной школы оказывается
для молодого человека одновременно
и моментом выбора будущего жизненного
пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь
на одном из вариантов, выпускник
школы тем самым отдает предпочтение
тому или иному виду профессионального
образования. Но что движет им в выборе
траектории своего будущего жизненного
пути, что влияет на этот выбор и
как он изменяется в течение жизни
— это одна из важнейших проблем
социологии. Особое место занимает
исследование профессионального образования
— профессионально-технического, средне
специального и высшего.
Профессионально-техническое
образование самым непосредственным
образом связано с потребностями
производства, с оперативной и
сравнительно быстрой формой включения
молодых людей в жизнь. Оно
непосредственно осуществляется в
рамках крупных производственных организаций
или государственной системой образования.
Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское
ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое
образование прошло сложный и
извилистый путь развития. И несмотря
на различные издержки (попытки перевести
всю систему на сочетание полного
и специального образования в
подготовке необходимых профессий,
слабый учет региональных и национальных
особенностей), профессионально-техническая
подготовка остается важнейшим каналом
получения профессии. Для социологии
образования важны знание мотивов
учащихся, эффективность обучения,
его роли в повышении квалификации
и реального участия в решении
народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем
социологические исследования и
в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему
фиксируют сравнительно невысокий
(а по ряду профессий низкий) престиж
этого вида образования, ибо ориентация
выпускников школы на получение
высшего, а затем средне специального
образования продолжает преобладать.
Что касается среднего специального
и высшего образования, для социологии
важны выявление социального
статуса этих видов обучения молодежи,
оценка возможностей и роли в будущей
взрослой жизни, соответствие субъективных
устремлений и объективных потребностей
общества, качество и эффективность подготовки.
В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте
от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами
вузов и техникумов.
Особо остро
стоит вопрос о профессионализме
будущих специалистов, о том, чтобы
качество и уровень современной
их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего
дня. Однако и исследования 80-х, и
исследования 90-х годов показывают,
что в этом отношении накопилось
немало проблем. Продолжает оставаться,
как свидетельствуют результаты
социологических исследований, невысокой
устойчивость профессиональных интересов
молодых людей. По исследованиям социологов
до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.
По данным опроса выпускников техникумов
в Москве, только 28% из них спустя три года
после получения
Функции
образования
1
Социальные функции
системы образования
Ранее говорилось
о том, что образование связано
со всеми сферами общественной жизни.
Реализуется эта связь непосредственно
через личность, включенную в экономические,
политические, духовные, иные социальные
связи. Образование является единственной
специализированной подсистемой общества,
целевая функция которой совпадает
с целью общества. Если различные
сферы и отрасли хозяйства
производят определенную материальную
и духовную продукцию, а также
услуги для человека, то система
образования «производит» самого человека,
воздействуя на его интеллектуальное,
нравственное, эстетическое и физическое
развитие. Это определяет ведущую
социальную функцию образования
— гуманистическую.
Гуманизация —
объективная потребность общественного
развития, основной вектор которого —
направленность на (человека. Глобальный
технократизм как метод мышления
и принцип деятельности индустриального
общества дегуманизировал социальные
отношения, поменял местами цели
и средства. В нашем обществе человек,
провозглашавшийся как высшая цель,
на деле был превращен в «трудовой
ресурс». Это нашло отражение
в системе образования, где школа
свою главную функцию видела в
«подготовке к жизни», а под
«жизнью» на поверку оказывалась
трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности,
самоцели общественного развития была
отодвинута на дальний план. Ценился
прежде всего «работник». А поскольку
работника можно заменить, отсюда
возник антигуманный тезис о том,
что «незаменимых людей нет». В
сущности получалось, что жизнь ребенка,
подростка — это еще не полноценная
жизнь, а только подготовка к жизни,
жизнь начинается с вступления в
трудовую деятельность. А что же
с завершением ее? Не случайно в
общественном сознании складывалось отношение
к старикам, инвалидом как к
неполноценным членам общества. К
сожалению, в настоящее время
ситуация в этом плане не улучшилась,
приходится говорить о нарастании дегуманизации
общества как реальном процессе, где
утратилась уже и ценность труда.
Рассматривая
гуманистическую функцию, следует
сказать о том, что это понятие
наполняется новым содержанием.
Гуманизм в его классическом, антропоцентристском
понимании в современных условиях
ограничен и недостаточен, не соответствует
концепции устойчивого развития,
выживания человечества. Сегодня
человек рассматривается как
открытая система с позиций ведущей
идеи конца второго тысячелетия
— идеи коэволюции. Человек не центр
Вселенной, но частица Социума, Природы,
Космоса. Поэтому правомерно говорить
о неогуманизме. Если обратиться к
различным звеньям системы образования,
то с наибольшей полнотой неогуманистическая
функция призвана реализовываться в системе
дошкольного воспитания и в общеобразовательной
школе, причем в наибольшей степени —
в младших классах. Именно здесь закладываются
основы интеллектуального, нравственного,
физического потенциала личности. Как
показывают последние исследования психологов
и генетиков, интеллект человека на 90%
сформирован уже к 9-летнему возрасту.
Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой
пирамиды». Как раз эти звенья в самой
системе образования рассматриваются
как неосновные, а на первый план (по значимости,
финансированию и т. д.) выходят профессиональное,
среднее и высшее образование. В результате
социальные потери общества велики и невосполнимы.
Для решения проблемы необходимы: преодоление
предметоцентристского подхода в образовании,
прежде всего в общеобразовательной школе;
гуманитаризация и гуманизация образования,
включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе
учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).
Формирование
образовательных общностей, связанных
включенностью в образовательные
процессы и ценностным отношением
к образованию, и их воспроизводство.
Гомогенизация
общества через организованную
социализацию индивидов — привитие
сходных социальных характеристик
во имя целостности общества.
По мере того,
как в обществе все большее
количество достижимых статусов обусловлено
образованием, все более зримой становится
и такая функция образования, как активизация
социальных перемещений. Образование
во всем мире закономерно становится главным
каналом социальных перемещений, как правило
восходящих, ведущих индивидов к более
сложным видам труда, большим доходам
и престижу. Благодаря им классовая структура
становится более открытой, социальная
жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные
различия в развитии разных социальных
групп реально смягчаются.
Социальная селекция.
В образовании индивиды разводятся
по потокам, предопределяющим их будущий
статус. Формальное обоснование этого
— уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой
построены тесты) и культурных особенностей
микросреды первичной социализации
обучаемого. Чем больше дистанция
между этими культурными типами,
тем меньше внимания от учителя получает
ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом,
во многом обусловлена социальным положением
его родителей.
Воспроизводство
тех социальных классов, групп и
слоев, принадлежность к которым
обусловлена образовательными сертификатами.
Школа дает индивидам неодинаковое
образование, неравное развитие способностей
и навыков, что подтверждается, как
правило, сертификатами установленных
образцов и является условием занятия
соответствующих мест в системах
разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей,
социальная поддержка учащихся на период
пребывания их в стенах образовательного
учреждения. Ради нее создаются специализированные
организационные и ролевые структуры,
напоминающие семейную обстановку. В
выполнении этой функции образование
и особенно допрофессиональная школа
воспроизводит культурные стереотипы
и ролевую дифференциацию, присущие
семье.
2
Функции образования
в производственно-экономической
сфере
Формирование
профессионально-квалификационного
состава населения. С количественной
точки зрения система образования
отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного
состава населения. На практике оно
колеблется между перепроизводством
и недопроизводством. Обе крайности
негативно влияют на профессиональную
структуру, вызывают приток в профессию
людей без соответствующей подготовки,
массовую практику обучения профессии
“на месте” без научных основ
и творческих навыков. Они разрушают
профессиональную культуру, делают неясными
отношения внутри групп и между
ними, вносят непрофессиональные критерии
в оценивание людей, усиливают роль
приписываемых статусов в социальном
продвижении индивидов. Качественная
сторона отражает формирование производственных
свойств работников и связана
во многом с профессиональной школой.
Но те же свойства непосредственно
развиваются в трудовой деятельности,
в общеобразовательной подготовке,
где формируется творческий и
нравственный потенциал работника.
Его производительность и инновационная
активность несколько повышается с
ростом общего образования.