Автор: Полина Крылова, 18 Октября 2010 в 10:39, контрольная работа
Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности
Введение
Теоретическая часть
Определение и специфические черты массовых общностей
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе
Аналитическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Элемент стихийности у публики выражен слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.
Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной . Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, — поляризованной массой .
Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересующихся одним и тем же предметом. Основой обособления публики будет выступать общий интерес или поляризация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагированию определенным образом.
Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бывает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, собравшаяся отдыхать, развлечься (в кино, театре и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (на лекции, собрании и т.д.) .Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией.
Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом» . Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.
С.С.Фролов подчеркивает, что аудитория — это «социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности» . Исходя из этого, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина (объем) аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации
Наряду с собранной публикой, выделяется и несобранная публика. Несобранная публика — это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. При этом под одинаковым поведением понимается не только одинаковое отношение к таким вопросам, как мода, обожание какого-нибудь артиста и т.п., но также к вопросам социально более важным — политика, идеология, религии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д.
Для несобранной публики не характерны психологические явления, свойственные толпе и собранной публике.
Масса - это «аморфная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации» .
Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:
1)
члены массы могут занимать
разное общественное положение
и происходить из различных
слоев общества, это могут быть
представители разных классов,
профессий, имеющих разный
2)
масса представляет собой
3)
члены массы не имеют
4)
масса имеет очень рыхлую
В отличие от толпы, всегда сиюминутного образования, масса, в некоторых случаях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (например, митинг, демонстрация, манифестация), может быть в некоторой степени организованной. В этом случае большую роль играют организаторы. Но, в отличие от организаторов толп, обычно выдвигаемых непосредственно в момент начала действия, организаторы масс известны заранее, это лидеры тех организованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии.
Несмотря на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только существовать, но и сталкиваться различные интересы. Организация массового поведения приводит к созданию социальных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное « мы - сознание »
Социальное движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) . Социальное движение — это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» . Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.
Г.Блумер считает, что можно выделять следующие типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское и движение за мир), специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения), экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), возрожденческие и националистические движения, а также пространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции) . Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.
Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П.Штомпка . Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются по масштабам предполагаемых изменений, по качеству предполагаемых изменений, по отношению к целям предполагаемых изменений, по «вектору» изменений, по времени возникновения, по «логике» действия, или основе стратегии.
Общественность — это передовая часть общества, выражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении . Он выделяет следующие отличительные признаки общественности: во-первых, наличие какой-то проблемы; во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в которую вступают индивиды; в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.
Таким образом, можно выделить следующие характеристики, свойственные массовым общностям:
1.
Статистический характер (по своим
параметрам она совпадает с
суммой образующих ее
2.
Стохастическая (вероятностная) природа
(«вхождение» индивидов в нее
носит неупорядоченный «
3.
Ситуативный способ
4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами).
5.
Аморфное положение в составе
более широких социальных
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Определение и классификация научного наблюдения
Под наблюдением в социологии подразумевают непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой в исследовании гипотезы.
В широком смысле слова любое научное знание начинается с наблюдения. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
Наблюдение
бывает простым и научным. Простое
- это то, которое не подчинено
плану и ведется без
Классификация
наблюдения производится по различным
основаниям.
По степени формализованности выделяют:
В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
В зависимости от положения наблюдателя различают
Во
время включенного наблюдения исследователь
имитирует вхождение в
Одна
из модификаций включенного
По условиям организации наблюдения делятся на:
При лабораторном наблюдении условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.
По регулярности проведения подразделяются на
Систематическое
наблюдение характеризуется, прежде всего,
регулярностью фиксации действий, ситуаций,
процессов в течение
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения.
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.