Наблюдения массовых общностей

Автор: Полина Крылова, 18 Октября 2010 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Определение и специфические черты массовых общностей
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе
Аналитическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    Элемент стихийности у публики выражен  слабее, чем в толпе, и она более  управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

    Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной . Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, — поляризованной массой .

    Собранная (собравшаяся) публика — это объединения  людей, ожидающих сходные переживания  или интересующихся одним и тем же предметом. Основой обособления публики будет выступать общий интерес или поляризация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагированию определенным образом.

    Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бывает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, собравшаяся отдыхать, развлечься (в кино, театре и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (на лекции, собрании и т.д.) .Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией.

    Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом» . Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.

    С.С.Фролов подчеркивает, что аудитория —  это «социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности» . Исходя из этого, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина (объем) аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации

    Наряду  с собранной публикой, выделяется и несобранная публика. Несобранная публика — это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. При этом под одинаковым поведением понимается не только одинаковое отношение к таким вопросам, как мода, обожание какого-нибудь артиста и т.п., но также к вопросам социально более важным — политика, идеология, религии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д.

    Для несобранной публики не характерны психологические явления, свойственные толпе и собранной публике.

    Масса - это «аморфная совокупность людей  с минимальным уровнем групповой интеграции и организации» .

    Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты  массы:

    1) члены массы могут занимать  разное общественное положение  и происходить из различных  слоев общества, это могут быть  представители разных классов,  профессий, имеющих разный культурный  уровень и материальное состояние;

    2) масса представляет собой анонимную  группу, она состоит из анонимных  индивидов;

    3) члены массы не имеют возможности  общаться друг с другом и  взаимодействовать, разве только  что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;

    4) масса имеет очень рыхлую организацию,  поэтому не способна действовать  так же согласованно, как толпа  .

    В отличие от толпы, всегда сиюминутного образования, масса, в некоторых случаях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (например, митинг, демонстрация, манифестация), может быть в некоторой степени организованной. В этом случае большую роль играют организаторы. Но, в отличие от организаторов толп, обычно выдвигаемых непосредственно в момент начала действия, организаторы масс известны заранее, это лидеры тех организованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии.

    Несмотря  на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и  толпы, неустойчиво, так как она  достаточно разнородна и в ней  могут не только существовать, но и сталкиваться различные интересы. Организация массового поведения приводит к созданию социальных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное « мы - сознание »

    Социальное  движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) . Социальное движение — это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» . Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.

    Г.Блумер считает, что можно выделять следующие  типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское  и движение за мир), специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения), экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), возрожденческие и националистические движения, а также пространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции) . Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.

    Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П.Штомпка . Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются по масштабам предполагаемых изменений, по качеству предполагаемых изменений, по отношению к целям предполагаемых изменений, по «вектору» изменений, по времени возникновения, по «логике» действия, или основе стратегии.

    Общественность  — это передовая часть общества, выражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении . Он выделяет следующие отличительные признаки общественности: во-первых, наличие какой-то проблемы; во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в которую вступают индивиды; в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.

    Таким образом, можно выделить следующие  характеристики, свойственные массовым общностям:

    1. Статистический характер (по своим  параметрам она совпадает с  суммой образующих ее дискретных  «единиц», выступая в качестве  не структурно расчлененного,  а достаточно аморфного образования).

    2. Стохастическая (вероятностная) природа  («вхождение» индивидов в нее  носит неупорядоченный «случайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количественный и качественный состав неопределен)

    3. Ситуативный способ существования  (возникает и функционирует на  основе и в границах определенной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому неустойчива и меняется от случая к случаю)

    4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами).

    5. Аморфное положение в составе  более широких социальных общностей  и неспособность выступать в качестве их структурного образования 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Определение и классификация научного наблюдения    

    Под наблюдением в социологии подразумевают  непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой  в исследовании гипотезы.

    В широком смысле слова любое научное  знание начинается с наблюдения. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

    Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено  плану и ведется без определенно  разработанной системы. Наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:

  • Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
  • Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
  • Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
  • Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

    Классификация наблюдения производится по различным  основаниям.  
По степени формализованности выделяют:

    • неформализованное (или нестандартизованное, бесструктурное),
    • формализованное (стандартизованное, структурное).

    В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при  контролируемом - регистрируют события  по детально разработанной процедуре.

    В зависимости от положения наблюдателя  различают

    • включенное наблюдение,
    • невключенное наблюдение.

    Во  время включенного наблюдения исследователь  имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает «со стороны», не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.

    Одна  из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие  исследователя на события которые  он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать  события, что дает возможность оценить  реакцию на это вмешательство.

    По  условиям организации наблюдения делятся  на:

    • полевые (наблюдения в естественных условиях),
    • лабораторные (в экспериментальной ситуации).

    При лабораторном наблюдении условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем.

    По  регулярности проведения подразделяются на

    • систематическое (фиксация по времени)
    • несистематическое (случайное)

    Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного  периода времени. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

   Этапы, недостатки и достоинства  метода наблюдения.

    Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?”  и “Как вести записи?”.

Информация о работе Наблюдения массовых общностей