Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа
Сущность наблюдения
Введение
3
1.Сущность метода наблюдения
4
2.Классификация наблюдений
8
3.Достоинства и недостатки метода наблюдения
12
Заключение
15
Список литературы
16
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 20: «Метод наблюдения»
Введение
1.Сущность метода наблюдения
4
2.Классификация наблюдений
3.Достоинства и недостатки метода наблюдения
12
Заключение
Список литературы
В современной
существование трёх основных методов сбора первичной социологической
информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа
документов и метод опроса.
В данной работе мы рассмотрим метод наблюдения. Каждый из нас
ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за
детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда
мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто
мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся
когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле,
кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, апробируя
новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т.
п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно
используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод
наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в
связи с тем
или иным объектом и предметом
исследования.
1.Сущность метода наблюдения
Наблюдение представляет собой
общенаучный метод, широко
в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии
имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются
непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог
имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с
помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать,
что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора
информации.
Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным
образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его
осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в
конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только
состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех
участников наблюдения.
Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое
восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить
следующий ряд исследовательских процедур:
1. вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут
решаться и обосновываться
2. определить
в общей программе
наблюдения:
* объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа
его, лидеры забастовочного
* предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя
свойств (признаков) объекта (
* категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной
совокупности, которые одновременно отвечают следующим
требованиям: они особенно
общей программе
операционалистские понятия, которые определены в программе и
имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;
* наблюдаемые ситуации, т.е. те,
при которых могут
категории наблюдения;
* условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии
которых наблюдение производить можно (или нельзя);
* единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в
которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях
при определенных условиях.
3. подготовить инструментарий наблюдения:
. дневник наблюдения, где будут
фиксироваться его
закодированной или общепонятной форме, а также действия
наблюдателя и реакции
. карточки для регистрации единиц наблюдения в строго
формализованном и закодированном виде (этих карточек должно
быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);
. протокол наблюдения –
всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных
показателя;
. классификатор контент-
записей;
. аудиовизуальные технические средства фиксации единиц
наблюдения;
. программу обработки данных наблюдения.
4. пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это
потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом
количестве экземпляров.
5. составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где,
когда его проводит).
6. разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и
инструктаж.
7. осуществить
комплекс операций
соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые
последуют ниже.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение
отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной
исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное
наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.
Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть
повышена, если выполнять следующие правила:
- максимально дробно
наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность
проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей
регистрируют по единой инструкции одни и те же события,
происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет
изучаться.
- один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях
(нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что
позволяет увидеть его с
- исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не
смешивалось с их
специальные графы для записи фактуальных данных и для их
истолкования.
Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что
тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу
того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать
оценки, интерпретацию
событий, используя единую технику
ведения записей.
2.Классификация наблюдений
Наблюдение в социологии
* По степени формализованности процедуры
* По степени участия
* По месту проведения
* По регулярности проведения.
Рассмотрим виды наблюдений
Итак, по степени формализованности выделяют неконтролируемое (или
нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,
структурное) наблюдения.
При нестандартизированном наблюдении большая часть элементов,
подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода
наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии,
психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым
вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности
быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим
принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной
форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко
формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою
очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на
частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и