Автор: Полина Крылова, 18 Октября 2010 в 10:39, контрольная работа
Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности
Введение
Теоретическая часть
Определение и специфические черты массовых общностей
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе
Аналитическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Контрольная
работа
Дисциплина: Социология.
Тема:
Наблюдения массовых
общностей.
Содержание
Введение 3
Теоретическая часть 4
Определение и специфические черты массовых общностей 4
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения 13
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения 14
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе 17
Аналитическая часть 18
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
ВВедение.
Люди
взаимодействуют, объединяясь в
различные общности, социальные группы.
Личность проявляет себя через совокупность
социальных ролей и статусов, которые
она играет или занимает в этих
социальных общностях и институтах.
При общей классификации
Важнейшим методом изучения массовых общностей остается наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Этот метод позволяет оперативно получать информацию, а также нужен как первый шаг к познанию явлений.
Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности.
Задачи, поставленные при написании контрольной работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Определение и специфические черты массовых общностей.
Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов, которые ситуационны и не фиксированы.
Массовые общности характеризуются аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и гетерогенностью.
К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.
Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.
Фактором
формирования массовых общностей является
общественное мнение. Во всяком обществе
идеи, убеждения, социальные представления
различных больших
Толпа — это относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной.
Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.
По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа.
Я.Щепаньский, классифицируя толпы, выделил следующие четыре их типа: агрессивные, убегающие, толпы потребителей и экспрессивные или демонстрирующие.
Известный американский социолог Г.Блумер выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую толпу и экспрессивную толпу
Российские социологи приводят другие классификации толп в зависимости от способа их образования и характера поведения
Опираясь на данные классификации, можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп: случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак), экспрессивная толпа, паническая (убегающая, спасающаяся) и действующая толпа.
Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — такой толпе свойственна наиболее неопределенная структура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различных событий. Дорожно-транспортное происшествие, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д. могут привести к образованию случайной толпы на улице. Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут отделить себя от нее. Но в некоторых случаях, если условия изменяются, случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплоченность.
Экспрессивная толпа, как отмечает Г.Блумер, «не имеет никакой цели — ее порывы и эмоции растрачиваются не более чем в экспрессивных действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движениях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели». В таких толпах обычно индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо неординарному событию: радость (танцы), горе (участие в похоронах какой-нибудь знаменитости), протест (перед зданием местной администрации) и т.д. В экспрессивном движении экспрессивная толпа разряжает свое напряжение, при этом данное движение имеет тенденцию становиться ритмичным. Посредством римического выражения напряжения формируется единство толпы.
Крайней формой экспрессивной толпы является экстатическая толпа (один из видов аффективного психического расстройства). Экстатическая толпа — это толпа, которая, находясь в состоянии общего экстаза, доводит себя до исступления в своих совместных действиях, очень часто состояние общего экстаза приводит к непредсказуемым (как правило, разрушительным) действиям и последствиям (например, действия поклонников рок-музыки).
Паническая (убегающая, спасающаяся) толпа — это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая стадия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кризисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности».
Паника, как отмечает Ю.А.Шерковин, — это «эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях». Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление какого-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.
Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения». Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направлена ее деятельность. Понятие «действующая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения.
Действующая толпа в свою очередь делится на следующие важные формы: сборище, восставшая (повстанческая) толпа, борющаяся толпа, стяжательная толпа.
Следует отметить, что данная классификация весьма условна. Между эти толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга. Во всех перечисленных формах толп можно выделить много общих и сходных явлений. В первую очередь это психические явления. Всем формам толп свойствен факт деиндивидуализации, то есть частичное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к подражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Также созданный толпой эмоциональный настрой ведет к возвеличиванию своей собственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки.
Способы воздействия, реализуемые в стихийных массовых общностях, достаточно традиционны, это — заражение, внушение и подражание. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.
Заражение — особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, религиозные экстазы и т.п.). Б.Д.Парыгин под заражением понимает «бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям» . В данном случае на индивида никто не оказывает организованного преднамеренного давления. Просто индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, полностью подчиняется ему.
Внушение — это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу» . Таким образом, внушение представляет собой процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Я.Щепаньский выделяет следующие условия, способствующие лучшей внушаемости:
1.
Предварительно существующие
2. Убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, которые подталкивают толпу к действию.
3. Молодой возраст и отсутствие социального опыта
4.
Низкий уровень интеллекта и
отсутствие элемента
5. Непривычность к анализу своих поступков, отсутствие сильной воли и выработанных взглядов.
Подражание — один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с заражением и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведения другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения».
Публика — это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию» . Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева — «кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем» . Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.