Наблюдения массовых общностей

Автор: Полина Крылова, 18 Октября 2010 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Определение и специфические черты массовых общностей
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе
Аналитическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

    Выражение отношения к содержанию события - смех, аплодисменты. Зрители встретили  фильм тепло: смеялись над экранными  шутками. Во время фильма были комментарии относительно сценария и играющих артистов, но они были все положительные.

    По  общему впечатлению, по отношению публики  к фильму, было видно, что он доставляет удовольствие зрителям. Некоторые были разочарованы концовкой. Однако, после окончания фильма  наблюдались признаки «хорошего» фильма: выходящие смеялись, обсуждали увиденные шутки, актеров, сценарий..

    Таким образом, было проведено и проанализировано три наблюдения массовых общностей. На основе протоколов составлена сравнительная  таблица. (см. табл. 1)

    Таблица 1.

    Сравнительная таблица полученных результатов.

Наблюдаемые факты Футбольный  матч

Арсенал – Селтик

Похороны  С.Михалкова Зрители фильма «Каникулы  строгого режима».
Тип массовой общности Собранная публика Экспрессивная толпа Собранная публика, в частности, публика, собравшаяся развлечься
Состав  массовой общности Пол В основном мужчины В равной степени  мужчины и женщины В равной степени  мужчины и женщины
Возраст 20-40 лет От 30 до 60-70  лет От 18 до 40  лет
Внешний вид Неформальный, спортивный  тип одежды Строгий, официальный, опрятный. Неофициальный, повседневный.
Одежда Футболки, шарфы. Цвет одежды красные сектора (красные  футболки)  и зеленые сектора (футболки в черно-зеленую полоску). Головные уборы – кепки. Строгие костюмы. Одежда темных тонов, либо это классический вариант – черно-белое. У женщин -головные уборы, у мужчин, наоборот, головы не покрыты. Джинсы, брюки, футболки, кофты. Цвета разнообразные, но присутствуют преимущественно темные тона.
Характер  поведения общности Эмоциональный, агрессивный. Эмоциональный Спокойный, эмоциональный
Выражение отношения к содержанию события Выкрики, аплодисменты, песни. Плач, скорбь, слезы, пение, возложение цветов к гробу  поэта. Некоторые крестились. Смех, аплодисменты.

 

    заключение.

    Таким образом, в данной работе проводилось исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности.

    Были  изучены литературные источники  по выбранной теме, кратко изложены специфические черты массовых общностей, раскрыто содержание основных понятий.

    Массовые  общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности, объединенные сходным поведением ее членов, которые ситуационны и не фиксированы. Массовые общности характеризуются аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью и гетерогенностью. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.

    В методической части работы охарактеризовано наблюдение как метод сбора социологической  информации. Проведено пилотажное социологическое  исследование, изложены и проанализированы полученные результаты.

    В ходе исследования было проведено наблюдение за тремя массовыми общностями –  два наблюдения за публикой, в частности, собранной публикой и одно наблюдение за экспрессивной толпой. Наблюдение показало, что данные массовые общности могут быть разнообразными  по составу: как по полу, так и по возрасту. Что касается внешнего вида, то только у людей, участвовавших в похоронах, он оказался более или менее официальный, в остальных случаях  - спортивный, повседневный. Если говорить о яркости  одежды, то наиболее яркой она была у болельщиков футбола, в остальных  случаях – преобладали темные тона. Характер поведения наблюдаемых  массовых общностей – эмоциональный: наиболее эмоциональное поведение  – у болельщиков футбола, наименее – у зрителей кино. Наблюдение за публикой стадиона и людьми, участвовавшими в похоронах С.Михалкова, проводилось  посредством невключенного наблюдения, т.е. «со стороны», не вмешиваясь в события. Методом включенного наблюдения проводилось исследование зрителей кинотеатра, т.е. события анализировались как бы «изнутри».

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Аспект-Пресс, 2002.  — 363 с. - ISBN 978-5-7567-0274-3 : 200-00.
  2. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т.Парсонс, А.Шюц: Тексты / Сост. Е.И.Кравченко/ Под ред. В.И.Добренькова. — Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — С.168-215. –  ISBN   5-211-03099-0
  3. Краткий словарь по социологии./ Под общ. Ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова.- М.:Политиздат, 1988.- 479с.
  4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 464 с. (Серия «Библиотека студента»).
  5. Социологический энциклопедический словарь: На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор Г.В.Осипов; Ин-т соци-ально-политич. исслед. РАН: Ин-т социологии РАН. — М.: Издательская группа ИНФРА*М-НОРМА, 1998. - 480 с.
  6. Фролов С.С. Социология [Текст]: Учебник для высш.учеб.заведений — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 357 с.
  7. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский; общ. ред. и послесл. А. М. Румянцева; пер. с польского М. М. Гуренко. – Москва: Изд-во Прогресс, 1969. – 240 с.
 

 

Приложение 1.

Протокол  наблюдения за публикой футбольного матча  Арсенал (Англия) –  Селтик (Шотландия)

Дата  наблюдения: 26.08.2009
Место наблюдения: Стадион (посредством  телевидения)
Время начала/

окончания наблюдения

23.20-01.00
Продолжительность 1 час 40 мин
    Наблюдаемые факты
Тип массовой общности Собранная публика
Состав  массовой общности  
  • пол
В основном мужчины
  • возраст
20-40 лет
  • внешний вид
Неформальный, спортивный  тип  одежды
  • одежда
Футболки, шарфы. Цвет одежды символизирует поддержку той или иной команды: красные сектора (преобладают красные футболки)  и зеленые сектора (преобладают футболки в черно-зеленую полоску).
Характер  поведения общности Эмоциональный
Выражение отношения к содержанию события Выкрики, аплодисменты, песни.
 

 

Приложение 2.

Протокол  наблюдения за поведением толпы людей, участвовавших  в похоронах Сергея Михалкова,

Дата  наблюдения: 29.08.2009
Место наблюдения: Храм  Христа Спасителя, Новодевичье  кладбище.
Время начала/

окончания наблюдения

13.00-13.30
Продолжительность 30 мин
    Наблюдаемые факты
Тип массовой общности Экспрессивная толпа
Состав  массовой общности  
  • пол
В равной степени мужчины и женщины
  • возраст
От 30 до 60-70 лет
  • внешний вид
Строгий, официальный, опрятный.
  • одежда
Одежда  темных тонов, либо это  классический вариант  – черно-белое. У  всех женщин присутствуют головные уборы, у  мужчин, наоборот, головы не покрыты.
Характер  поведения общности Эмоциональный
Выражение отношения к содержанию события Плач, скорбь, слезы, пение, возложение цветов к  гробу поэта. Некоторые  крестились.
 

 

Приложение 3.

Протокол  наблюдения за поведением зрителей фильма «Каникулы  строгого режима».

Дата  наблюдения: 05.09.2009
Место наблюдения: Кинотеатр Победа, кинозал.
Время начала/

окончания наблюдения

20.30-22.10
Продолжительность 1 час 40 мин
    Наблюдаемые факты
Тип массовой общности Собравшаяся (собранная) публика, в частности, публика, собравшаяся отдыхать, развлечься
Состав  массовой общности  
  • пол
В равной степени мужчины и женщины
  • возраст
От 18 до 40 лет
  • внешний вид
Неофициальный
  • одежда
Джинсы, брюки, футболки, кофты. Цвета разнообразные, но присутствуют преимущественно  темные тона.
Характер  поведения общности Спокойный, эмоциональный
Выражение отношения к содержанию события Смех, аплодисменты.

Информация о работе Наблюдения массовых общностей