Массовые общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:49, доклад

Описание работы

Массовые общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д.

Работа содержит 1 файл

Массовые общности.docx

— 21.87 Кб (Скачать)

Массовые  общности

Массовые  общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.

Типичным  образцом массовых общностей являются участники широких политических или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по интересам (филателисты и т. д.). Их однотипное поведение зачастую продиктовано не разумом, а чувствами, общими эмоциями.

Массовые  общности имеют следующие, свойственные для них, общие характеристики:

-     это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие совокупности;

-     существуют достаточно кратковременно;

-     объединены сходным поведением ее членов.

К массовым социальным общностям относятся:

  • этнические общности (расы, нации, народности, племена);
  • социально-территориальные общности — это совокупности людей, постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
  • социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ.

Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (различая в образе жизни наиболее наглядны).

Среди массовых общностей  социологи разделяют толпу и массу.

Толпа — совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном физической близостью. Характеристика толпы дана в работах Н. Михайловского “Психология толпы”, “Герои и толпа”.

Масса отличается от толпы опосредованным контактом.

Если какие-то значимые потребности людей не реализуются, и они осознают это как угрозу своему существованию, включаются механизмы  защитного поведения. Возникает  общность интереса, основанная на беспокойстве или даже страхе — формируется  толпа. Человек перестает ощущать  свои ролевые маски, снимает с  себя ограничители поведения, он как  бы регрессирует в мир первобытных  страстей.

В толпе формируется  чувство особой мощи, многократного увеличения собственных усилий. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом, превращается в часть единого, живого организма. Во главе этой свежепереплавленной общности стоит лидер, и толпа полностью, беспрекословно подчиняется его воле.

Различают четыре основных типа толпы:

  • случайную;
  • конвенциальную;
  • экспрессивную;
  • активную

Случайным называется такое скопление, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, прогуливающиеся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная  толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной  службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола  соблюдают определенные нормы и  правила, которые регулируют их поведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У них много общего с публикой.

Театральные зрители  знают, что во время спектакля  нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, распевать песни и  т. п. Напротив, футбольным болельщикам  разрешается громко кричать, разговаривать  распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т. п. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем  поведении в конкретных ситуациях, ставшее обычаем. Когда в 1980-е гг. чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщикам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тишину. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость резко упала.

Экспрессивная толпа, в отличие от конвенциальной, собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а для того, чтобы выразить свои чувства и интересы.

Городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и народные фестивали (самые яркие проходят в латиноамериканских странах) —  примеры экспрессивной толпы.

Активная  толпа - любой из предшествующих типов толпы, которая проявляет себя в действии. Она собирается для того, чтобы принять участие в действии, а не для того только, чтобы наблюдать события или выражать свои чувства.

Видное место среди  массовых социальных общностей занимают этнические общности (этнос), которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. 

Толпы имеют  общие характеристики

    Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся  вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.

    Анонимность. Индивид  чувствует себя незначительным и  неузнанным в толпе. Толпа часто  действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.

    Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию  к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как  правило, они не задумываются над  своими действиями и их поведение  в толпе зависит исключительно  от эмоций.

    Неуязвимость. Поскольку  люди, составляющие толпу, анонимны, они  начинают чувствовать себя вне социального  контроля, понимая, что до них трудно "добраться". Например, при осуществлении  актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье  стекол, порча кресел в вагонах  метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает  с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.  
     

Разница между  перечисленными типами и видами толп относительна. Во всех перечисленных  формах толп можно выделить много  общих и сходных явлений. В  первую очередь это психические  явления. Всем формам толп свойствен  факт деиндивидуализации, то есть частичное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к подражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Происходит ослабление важности общепринятых этических и юридических норм, создается сильное ощущение правомерности совершаемых действий и поступков. Также созданный толпой эмоциональный настрой ведет к возвеличиванию своей собственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки. Толпа оказывает на человека мимолетное влияние, хотя иногда созданное ею настроение удерживается у человека довольно долго.

.Блумер выделяет четыре отличительные черты массы:

1) члены массы  могут занимать разное общественное  положение и происходить из  различных слоев общества, это  могут быть представители разных  классов, профессий, имеющих разный  культурный уровень и материальное  состояние;

2) масса представляет  собой анонимную группу, она состоит  из анонимных индивидов;

3) члены массы  не имеют возможности общаться  друг с другом и взаимодействовать,  разве только что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;

4) масса имеет  очень рыхлую организацию, поэтому  не способна действовать так  же согласованно, как толпа 

Информация о работе Массовые общности